Меню

Заброшенная усадьба дача чернова



Заброшенная усадьба «Дача Чернова»

Дача Чернова располагается на одной из самых неудобных земель, там, где раньше было болото.

Для владельцев заведений

В начале XVIII века чуть выше Володарского моста была Малая Рыбацкая слобода. Землю под строительство приобрёл в 1883 году действительный статский советник Александр Чернов. Строил масштабно. Проект здания был заказан архитектору Александру фон Гогену. Искусствоведы сейчас считают это произведение зодчего его самым удачным произведением в неорусском стиле.

Чиновник явно был поклонником русского стиля — не только его дача напоминала терем из российского средневековья. Даже и охоту Чернов любил затейливую. Например, своих стремянных наряжал в старинные русские кафтаны. По преимуществу эта богатая дача и была построена для охот. Чернов содержал большие своры борзых и гончих собак, лошадей, имел множество ружей.

Во времена революции — в 1918 году — хозяин дачи исчез, вероятнее всего он уехал из России. В 1919 году в бывшей усадьбе открыли дом отдыха. В 30-е годы здесь разместилась больница, именно тогда здание и пострадало от переделок интерьера больше всего. В 1943 усадьба отошла в распоряжение Министерства связи СССР. До конца 1980-х годов здесь стояли так называемые «глушилки» — специальная аппаратура, чтобы заглушать на различных частотах вражеские голоса антисоветских радиостанций.

На данный момент усадьба обнесена оградой, так как внутри в 2003 был проведен косметический ремонт. Но это были совсем небольшие изменения — поправили дорожно-тропиночную сеть. Чуть позже парком занялись серьезнее — убрали сухостои, посадили новые деревья, проделали работы по благоустройству и высадке газонов, а также отреставрировали ограду.

В остальном, как и в советские времена, дача Чернова остаётся закрытым объектом. Вражеские голоса не глушит, но и внутрь этого «дворца» зайти нельзя. Известно, что в особняке сохранилась чугунная винтовая лестница. Также в интерьере в целости осталась ротонда и три двери с первоначальным оформлением. Есть вероятность, что сохранились и некоторые внутренние витражи работы немецких мастеров начала XX века. Остаётся только надеяться, что когда-нибудь эта дача наконец-то найдёт рачительного хозяина, который приведёт её в порядок и покажет миру.

Будьте внимательны: сейчас вход в парк закрыт.

Источник

Терем строгого режима

По адресу Октябрьская набережная, 72 (неподалеку от Володарского моста), находится самое причудливое здание правобережья Невского района — усадьба Сосновка, она же дача Чернова. Этот старинный терем в неорусском стиле, памятник архитектуры посреди хрущевок и панельных сооружений — «режимный» объект, обнесенный забором, куда гражданам вход воспрещен. Хотя, по разным источникам, предприятий, официально зарегистрированных в этом историческом здании, нет.

Пышная неорусская архитектура особняка сегодня надежно скрыта от глаз горожан

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Известно, что в особняке сохранилась чугунная винтовая лестница. Подобные типовые лестницы в конце XIX — начале XX веков устанавливались внутри многих зданий, но сегодня они абсолютный раритет. Также есть сведения о том, что в интерьере осталось несколько дверей с первозданным оформлением, ротонда и, что особенно может быть ценно, — витражи работы немецких мастеров. Но удостовериться в этом нет возможности — охрана на территорию не пускает, а что охраняет, неизвестно. В общем, военная тайна в историческом объекте. Еще одна городская достопримечательность, которая становится фантомом для петербуржцев.

В допетровское время на этом месте стояла деревенька Глезнево. В XVIII веке к ее исконным обитателям добавились «переселенцы» с левого берега Невы, еще многолюднее стало после петровского указа 1716 года, отправившего сюда на постоянное место жительства рыбаков с Оки, поставлявших рыбу к царскому столу. Название села изменилось на Рыбацкое, а позднее, когда часть жителей переметнулась обратно на левый берег — так удобнее было добираться до рынков Северной столицы, — поселение стало Малым Рыбацким, или же Рыбачьей Слободой. Кстати, рыбачьи традиции в микрорайоне сохранились — во время «хода» корюшки на набережной прямо напротив усадьбы предприимчивые граждане монтируют причал и с небольших моторных корабликов ловят любимую горожанами рыбу. Здесь же, на причале, и продают.

Еще один не сохранившийся до наших дней элемент пейзажа — сосновый бор, славившийся своими грибами и давший местности еще одно название — Сосновка, принадлежал в XVIII видному сановнику и масону князю Гавриилу Петровичу Гагарину. Еще при жизни Гавриил Петрович передает усадьбу в Рыбачьей Слободе сыну Павлу. Князь Павел Гаврилович Гагарин, писатель, военный и дипломат, сделал блестящую карьеру, но в возрасте 37 лет оставил службу, а в 54 года женился вторично на балерине Марии Ивановне Спиридоновой. Высший свет неодобрительно отнесся к мезальянсу, и все свое время молодожены стали проводить то в подмосковном имении Ясенево, то в петербургской Сосновке. В последнем — все больше и больше времени. Павел Гаврилович устраивал приемы, псовые охоты, а также и более закрытые и менее светские встречи: по примеру своего отца князь был масоном «высоких градусов посвящения».

Читайте также:  Как сколотить лавочку на даче без спинки

Умер князь 2 января 1850 года, и Сосновка, как это часто бывало, после смерти владельца некоторое время переходила из рук в руки. Вначале усадьба досталась полковнику Финляндского полка Евгению Павловичу Перловскому, через шесть лет — графине Екатерине Стенборк-Фермор. Последняя заложила участок, да так его и не выкупила, имение перешло к жене известного востоковеда и переводчика Керопэ Петровича Патканова, Анне Агафоновой. Наконец, в 1889 году, после смерти востоковеда, имение у его вдовы приобрел полковник Александр Иванович Чернов.

Полковник решил возвести новый особняк. Проект был поручен 39-летнему уроженцу Архангельска Александру Ивановичу фон Гогену, в ту пору — архитектору Сестрорецкого инструментального завода. По желанию заказчика Александр Иванович задумал постройку в неорусском стиле, с элементами, характерными для русского зодчества XVII века. Специалисты относят «дачу Чернова» к эклектике, говоря о слишком вольной трактовке русского стиля.

Фон Гоген известен в Петербурге не только особняком на Октябрьской набережной. Ему принадлежат проекты Суворовского музея, особняка Кшесинской, соборной мечети, множества других зданий. С 1890 года Александр Иванович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров. Академик архитектуры с 1895 года, с 1986-го — действительный член Академии художеств, с 1903-го архитектор Высочайшего двора, член совета редакции журнала «Зодчий», инициатор создания Общества архитекторов и художников. Он застрелился в свое квартире в 1914 году. Могила на Смоленском кладбище до наших дней не сохранилась.

Двумя помощниками Александра Ивановича на проекте Чернова (стройка началась в 1891-м) стали молодые специалисты — 25-летний Алексей Иванович Кузнецов и 20-летний Григорий Ипполитович Люцедарский. Оба они впоследствии стали успешными архитекторами. Кузнецов займет пост главного архитектора Иркутска, его «коньком» станут именно кирпичные постройки в неорусском стиле (прозванным жителями Иркутска «кирпичным»). Люцедарский станет архитектором Высочайшего двора и реализует в Северной столице множество проектов, среди которых и оранжерея N 12 ботанического сада, и Мюзик-холл с планетарием (частично сохранившееся здание Народной аудитории Народного дома императора Николая II), и психиатрическая больница имени Скворцова-Степанова.

Дача Чернова была возведена всего за три года — с 1891 по 1893 (именно эту дату можно увидеть на флюгере дома). В это же время по заказу рачительно хозяина облагораживается прилегающий сосновый бор. Вернее он становится парком: в Сосновке появляются искусственный пруд, живописные дорожки и беседки. С той поры до нашего времени сохранилась лишь веймутова сосна, некогда привезенная из Северной Америки и посаженая у стен дома.

Само же здание располагается над небольшим склоном, по которому к парадному входу когда-то вела широкая каменная лестница. Неотъемлемый атрибут выбранного стиля — шатровые башенки, они расположены автором проекта на разных уровнях, придавая постройке динамичность и еще более усиливая эффектность светлой облицовки. Цокольный этаж выполнен в европейских традициях и напоминает скорее о средневековом охотничьем замке, что, в частности, и свидетельствует об эклектичности постройки — смешении разных стилей.

Под стать дому были и забавы хозяина. Чернов любил охоту (причем наряжал стремянных в реплики старинных русских кафтанов), содержал своры борзых и гончих собак. Но не брезговал и коммерцией: вначале генерал стал брать входную плату с посетителей парка, затем занялся продажей отдельных участков на границе имения. Правда, землю продавал негодную, заболоченную. После серии скандалов предприимчивому генералу запретили торговать землей и даже обязали вернуть деньги недовольным покупателям. После революции Чернов покинул усадьбу, его дальнейшая судьба неизвестна.

Дом же стал служить Стране Советов. В 1919 году здесь открывается первый в Петрограде Дом отдыха для рабочих Невской заставы, после в здании разместилась поликлиника, а затем — больница.

Читайте также:  Как правильно утеплить насосную станцию на зиму на даче

С 1943 года и надолго бессменным владельцем дачи Чернова становится Министерство связи. Участок обносят забором, за ним во времена холодной войны появляются металлические мачты. Согласно народной молве — «глушилки», не позволявшие отечественным космополитам и диссидентам принимать «Голос Америки» и иные чуждые «голоса».

Сегодня, к сожалению, архитектуру дачи Чернова, ее детали и особенности рассмотреть и оценить горожане не могут. Доподлинно неизвестна и судьба ее интерьеров. А парк находится не в лучшем состоянии. Первый косметический ремонт — подсыпка дорожек — случился только в 2003 году, когда уровень проезжей части Октябрьской набережной был поднят, и парк стало попросту затапливать. Следующие, более масштабные работы, были произведены в 2007-м. Тогда убрали старые и высадили новые деревья, разметили газоны и в очередной раз подновили дорожки, отремонтировали ограду и восстановили водовод. Но превращение усадьбы в рекреационную зону, как и передача здания самой дачи городу, — вопрос открытый.

Источник

Усадьба А. И. Чернова «Сосновка»

Архитекторы: Гоген фон А. И.
Год постройки: 1889-1893
Стиль: Неорусский

Усадьба А. И. Чернова «Сосновка»

1889-1893 — арх. Фон Гоген Александр Иванович при участии А. И. Кузнецова

Радиоцентр №3, площадка 1

Большой сосновый бор дал название местности — Сосновка.

В конце XVIII в.собственником земли стали князья Гагарины.

В 1889 г. имение было продано полковнику А. И. Чернову. Он выстроил здесь сохранившийся и поныне особняк.

Объемы разной высоты завершены шатровыми башнями.

Исполненный нами по предложению А. И. Чернова проект загородного барского дома в плане представляет совершенно несимметричную форму со входящими углами.

Расположение помещений в общем обусловливалось главным образом желанием г. Чернова иметь все официальные комнаты , а также те, которые предназначались экономке и приезжающим гостям., совершенно изолированными от его личных апартаментов. Затем, в частности, кабинет хозяина должен носить интимный характер рабочей комнаты, отнюдь не предназначенной для приема лиц, обращающихся к г. Чернову по делам; наоборот, доступ туда будут иметь лишь близкие знакомые. Фотографический павильон следовало устроить так, чтобы он имел связь посредством лестницы с кабинетом и длинной стеклянной стороной был обращен на СВ. Наконец, размеры всех помещений были предложены нам самим заказчиком.

Подвальный этаж. Все жилые помещения этого этажа имеют высоту 4 арш. И перекрыты сводами, коренными и по рельсам. Расположение их кроме удобного сочетания одного с другим, было вызвано еще сильным понижением местности , отведенной под постройку по направлению от С. к Ю. Сгруппировав их в понижающейся части, мы тем самым подняли их выше над уровнем земли, и, таким образом, получили возможность дать им лучшее освещение.. Просторная кухня и несколько комнат для домовой прислуги сообщаются с первым этажом посредством черной лестницы в один марш, расположенной под первым маршем внутренней чистой лестницы.

Первый этаж. Кроме тех требований , о которых мы только что упоминали, непременным желанием г. Чернова было не делать особой столовой для парадных обедов, а сочетать небольшую столовую с залом так, чтобы и последний при большом съезде гостей играл роль столовой. Это желание заставило нас расположить небольшую столовую так чтобы она вместе с залом была в виде буквы I, соединив их между собой широким отверстием. В кабинет, размерами своими превышающий остальные помещения, можно попасть из передней, но не посредственной, а пройдя библиотеку, или вернее, комнату, предназначенную для помещения книжных шкафов. Посредством особой чистой четырехмаршевой лестницы, заключенной в стенах башни, он сообщается с винным погребом , находящимся под ним в подвальном этаже, и со спальней, расположенной над кабинетом во втором этаже. Между оборотами этой лестницы устроено небольшое (2 арш. на 2 арш.) помещение, каменное, перекрытое сводиком, которое предназначено для хранения ценных вещей и документов. Вход сюда устроен лишь из кабинета.

Биллиардная, имеющая дверь лишь из передней, рассчитана по ширине так, что у длинной стены могут быть поставлены диванчики для наблюдающих за игроками. Освещение получает онаа с двух смежных сторон.

Зал, размерами своими не многим уступающий кабинету (6х3 с.), посредством небольшого переходика сообщается с маленькой восьмиугольной гостиной в два света. Переходик этот сделан нами с целью устроить через него удобное соединение дома с церковью, которую предположено выстроить со временем отдельно, соединив лишь ее крытою галерей с домом, и с именно вышеупомянутым переходом. Высота комнат 1-го этажа — 7 арш.

Читайте также:  Копаем пруд на даче экскаватором

Второй этаж. Три комнаты, предназначенные для помещения приезжих гостей, и две комнаты для экономки, все имеют отдельный выход на широкую (5х5 арш.) площадку внутренней лестницы. В глубине просторной (около 16 кв. саж.) спальной имеется альков с выходом в уборную.

Длинная открытая терраса над галереей 1-го этажа должна служить местом прогулок и отдохновения лишь самого хозяина, имея единственную дверь из его уборной.

Девятисаженная башня будет сложена из камня лишь до парапета ; на этой высоте предположено устроить тамбур, который мог бы предохранить помещающуюся в башне лестницу от холода в зимнее время. В деревянной части башни устроена винтовая лестница, которая дает возможность подняться на высоту еще 4-х саженей. Такие размеры вызваны были желанием г. Чернова иметь далекий открытый вид во все стороны. Высота комнат 2-го этажа 4,75 арш.

Выбор стиля фасада предоставлен г. Черновым на наше усмотрение.

(А. Кузнецов. Загородный дом г. Чернова «Зодчий» №11 и 12 1889 г. С. 88-89 добавил: Наталия)

«СОСНОВКА (Имение генерала Чернова)

Правый берег Невы резко отличается от левого. В то время как по последнему проложено Шлиссельбургское шоссе и имеется, таким образом, более или менее сносное сообщение, на правом берегу Невы, за городским поселением, Большою и Малою Охтою, приходится довольствоваться грунтовыми дорогами. Заводы с их поселениями, отдельные села и деревни левого берега Невы настолько тесно слились с городом, что в настоящее время прямо трудно определить: где же кончается город и начинается уезд. Эта разница вполне заметна на правом берегу Невы, где поблизости от города имеется гораздо меньше красивых и уютных уголков. Одним из наиболее близких к городу является имение генерала Чернова «Сосновка». Так как на левом берегу Невы бечевник не застроен и не захвачен частными владельцами, как это произошло на правом берегу [ошибка: перепутаны берега], то имение Чернова несколько удалено от Невы, от которой к тому же оно отделено высоким забором. Громадный парк, местами переходящий в настояний бор, изобилует большим количеством искусственных и естественных прудов с островками, на которых раскиданы беседки. Ближе к Неве помещается барский дом той своеобразной архитектуры, которая должна собою напоминать не то средневековый замок, не то русский богатый дом. Если ехать на Шлиссельбургскомъ пароходе вверх по Неве, то башенки этого дома видны на куще деревьев, среди фабричных зданий. П. С.»

Источник

Заброшенная «Усадьба Чернова»

В конце 19 века, в 1883 году, если быть точнее, статский советник Александр Чернов приобрел землю с намерением возвести усадьбу, которая преимущественно использовалась им для некой базы, чтобы ходить на охоту. Проектирование и строительство проекта было поручено Александру фон Гогену, Санкт-Петербургскому архитектору тех лет.

Несмотря на то, что постройка относится к периоду в архитектуре, который называют эклектикой, в формах усадьбы явно прослеживаются элементы русского стиля, а работу фон Гогена нынешние искусствоведы по-праву считают одной из лучших, к которым приложил руку архитектор. Внешне же дача напоминает настоящий русский терем.

После того, как место императора во главе страны заняли советы, владелец Чернов вероятнее всего сбежал из России и уже к 1919 году на территории усадьба была переоборудована в дом отдыха. Спустя двадцать лет место дома отдыха заняла больница, для размещения которой интерьер здания был значительно переработан, что несомненно ударило по исторической ценности дачи.

Во время Великой Отечественной войны усадьба ста принадлежать Министерству связи СССР. Они использовали территорию для размещения аппаратуры, которая глушила частоты радиосигнала западных радиостанций вплоть до конца восьмидесятых годов.

Во времена современной России несколько раз предпринимались попытки по реставрированию комплекса, но все действия ограничивались лишь высадкой деревьев, уборкой мусора и постройкой забора.

Территория на сегодняшний день закрыта и недоступна простым обывателям, хотя внутри все еще остались ценные экспонаты искусства и истории. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь дача Чернова будет восстановлена.

Источник