Меню

Урок биологии дыхание семян



Дыхание семян.

Человеку и животным для дыхания нужен кислород. Кислород поддерживает горение. Зажженная лучина хорошо горит, потому что в воздухе содержится кислород. Но если горящую лучинку опустить в бутылку, наполненную выдыхаемым воздухом, она погаснет. Это происходит потому, что при дыхании выделяется углекислый газ, не поддерживающий горения.

Вы знаете, что для прорастания семян необходим воздух. Дышат ли семена? Нужен ли им кислород для дыхания? Какой газ выделяется при дыхании семян? Чтобы ответить на эти вопросы, поставим опыт.

Возьмем две бутылки из светлого стекла. В одну из них положим 30 сухих непроросших семян пшеницы, овса, гороха или других растений, а в другую такое же число семян тех же растений, но не сухих, а проросших. Обе бутылки плотно закроем пробками и поставим в темное теплое место. На следующий день проверим, изменился ли воздух в бутылках с семенами.

Сначала откроем бутылку с сухими семенами и опустим в нее тонкую зажженную свечку, прикрепленную к проволоке. Свеча продолжает гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался почти неизмененным: семена, не начавшие прорастать, дышат очень слабо, и поэтому запас кислорода, находящегося в бутылке, сохранился почти полностью.

Затем откроем бутылку с проросшими семенами и опустим свечу до самого дна. Свеча погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород, находящийся в бутылке, и выделили большое количество углекислого газа, в котором горение происходить не может.

Опыт показывает, что прорастающие семена поглощают кислород и выделяют углекислый газ, то есть дышат Это естественно: ведь растения, как и животные, — живые организмы.

Рис. 24. Опыт, показывающий дыхание семян: свеча горит в банке с сухими семенами, а в банке с прорастающими семенами — гаснет.

Рис. 25. Температура прорастания семян разных растений: 1 — дыня; 2 — огурец; 3 — помидоры; 4—кукуруза: 5 — морковь; 6 — пшёница; 7 — горох; 8 — рожь.

Дыхание семян происходит днем и ночью. Во время дыхания выделяется тепло. Если в банку с прорастающими семенами, хорошо закрытую со всех сторон ватой или войлоком, опустить термометр, то легко заметить повышение температуры.

Тепло, выделяющееся при дыхании семян, нагревает их. Особенно много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян. Сырые проросшие семена дышат энергичнее сухих непроросших. Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян погибают. Семена становятся невсхожими. Чтобы этого не происходило, семена убирают на хранение только сухими и хранят в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть свободным и постоянным. Это необходимо для сухих семян, хотя дышат они значительно слабее, чем увлажненные, прорастающие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Статья «Дыхание семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья «Дыхание семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Ц е л ь урока: дать учащимся представление о том, что

семена дышат, поглощая кислород воздуха и выделяя углекислый

П л а н у р о к а

1. Беседа о составе воздуха, свойствах кислорода и углекислого

газа (беседа сопровождается демонстрацией опытов).

2. Запись в тетрадях свойств, характерных для кислорода

и углекислого газа.

3. Рассказ учителя о дыхании семян, выделении семенами

углекислого газа и тепла в процессе дыхания и поглощении

кислорода (рассказ сопровождается показом опытов).

4. Устный опрос учащихся с целью закрепления знаний, полученных

5. Обобщение знаний, полученных учащимися на уроке.

6. Задание на дом.

Об о р у д о в а н и е: прибор для получения кислорода (две

пробирки с изогнутой трубкой, штатив с зажимом для укрепления

пробирки, спиртовка, лучинка, спички, размельченный

марганцовокислый калий); прибор для получения углекислого

газа (штатив, две пробирки с отводной трубкой, соляная кислота,

мел или несколько мелких кусочков мрамора, химический

стакан с известковой водой); бутылка с сухими семенами,

плотно закрытая пробкой; бутылка с проросшими семенами,

также плотно закрытая пробкой (проросшие семена должны

находиться в бутылке не меньше суток); свеча на железной

ложечке или свеча, прикрепленная к куску прочной прямой

Читайте также:  Полив томата холодной водой

проволоки; банка с прорастающими семенами, приготовленная

так, что в ней можно измерить температуру прорастающих семян

(описание дано в указаниях к уроку).

У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю у р о к а

В начальной школе учащиеся должны были получить представление

о составе атмосферного воздуха, свойствах кислорода

и углекислого газа. Но все же первоначальные понятия

учащихся об этом необходимо освежить, прежде чем они приступят

к изучению темы урока.

Урок целесообразно начать беседой, которая позволит учащимся

вспомнить, какие газы входят в состав воздуха, какой

газ вдыхают и выдыхают люди и животные, какими свойствами

обладает кислород и углекислый газ.

Беседа сопровождается демонстрацией свойств кислорода и

углекислого газа. (Горение тлеющей лучинки в кислороде и

затухание горящей при погружении в углекислый газ, затем

помутнение известковой воды при пропускании через нее углекислого

После демонстрации свойств газов, входящих в состав атмосферного

воздуха, учащимся предлагается записать в виде

таблицы краткую характеристику того и другого газа.

Переходя к вопросу о дыхании семян, учитель говорит, что

семена, так же как и все живые существа, дышат, поглощая

кислород и выдыхая углекислый газ. В доказательство сказанного

учитель демонстрирует опыт с горением лучинки в бутылке

с сухими семенами и угасанием горящей лучинки, погруженной

в только что открытую бутылку с проросшими семенами.

Затем учитель напоминает детям, что при дыхании человека

и животных выделяется тепло (когда зимой замерзают руки,

мы дышим на них, согревая теплом, которое выделяется при

дыхании). Тепло выделяется и при дыхании семян, что можно

заметить, если опустить термометр в прорастающие семена.

Рассказывая об этом, учитель показывает детям банку — прибор

с прорастающими семенами.

Такая банка с прорастающими в ней семенами (надо

брать не меньше 100—150 г семян) до краев должна быть погружена

в ящик или в кастрюлю (таз) с опилками. Сверху

банка закрывается куском картона. Через сутки обнаруживается,

что температура семян на 1—2° С выше температуры окружающего

Закончив демонстрацию прибора, учитель предлагает закрепить

изученное на уроке, для чего задает учащимся вопросы

из § 17 учебника. За лучшие ответы учитель ставит детям

оценки и переходит к заключительной части урока: обобщению

знаний. Он указывает на то, что семена живые, они дышат,

вдыхая кислород и выдыхая углекислый газ.

При дыхании выделяется тепло. Чтобы семена не погибли

при хранении, их надо рассыпать ровным слоем, обеспечить

им свободный доступ кислорода, необходимый для дыхания

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 938 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 327 человек из 68 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Статья «Условия прорастания семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Состав семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Органические вещества семени. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Конспект урока по биологии для 6 класса на тему «Класс двудольные. Семейство сложноцветные (АСТРОВЫЕ)»

Статья «Строение семени пшеницы. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «СЕМЯ. Строение семени фасоли. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Заключительный урок по теме «Клетка». Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку. Деление и рост клеток. Понятие о ткани. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5386729 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Читайте также:  Проверка семян салата на всхожесть

Время чтения: 1 минута

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Школьник из Челябинской области стал победителем конкурса «Ученик года — 2021»

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Статья «ДЫХАНИЕ СЕМЯН И ХРАНЕНИЕ ИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья «ДЫХАНИЕ СЕМЯН И ХРАНЕНИЕ ИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Этот урок должен дать правильное понимание основных признаков

дыхания семян. Без знания признаков дыхания учащиеся в дальнейшем

не смогут усвоить явление фотосинтеза и не поймут отличия его от дыхания.

Учитель ставит вопрос: «Какие явления наблюдаются ib семени при

прорастании?» Ученики отвечают по материалу прошлого урока, что семена

набухают, увеличиваются в объеме и весе за счет воды. Крахмал

в семядолях и эндосперме превращается в растворенный сахар и притекает

к вырастающим корешку и стебельку. Ставятся новые вопросы:

«Какие питательные вещества видели в семени?», «Где находятся крахмальные

зерна?», «Могут ли крахмальные зерна растворяться и проходить

сквозь стенки клеток?» Этими вопросами важно подчеркнуть превращение

крахмала в сахар, так как в ряде следующих тем придется опираться

Поглощение семенами кислорода воздуха доказывается одним из

приведенных на рисунке опытов. Поглощение кислорода показывает поднятие

Подкрашенная вода начинает подниматься (см. первый рисунок)

через 5 мин. после установки опыта (при t° 18° С) со скоростью 1—2 см

в 10 мин. Для опыта берут проросшие семена гороха. Для большей точности

помещается в сосуд едкий калий, поглощающий выделяемый семенами

Какие же явления в жизни прорастающего семени можно наблюдать?

Ставится вопрос: «Что выделяют прорастающие семена?» На опыте

‘выясняется выделение семенами углекислого газа. Демонстрируется

•известный опыт с помутнением известковой воды от углекислого газа, выделяемого

прорастающими семенами. Необходимо опыт проверить накануне

и поставить его в двух приборах. Один прибор ставят на свет, другой

На основании опыта с поглощением кислорода и выделением СО2

учащиеся должны сделать вывод о дыхании семян. Такой вывод подтверждается

опытом с выделением тепла прорастающими семенами. Для

этого опыта накануне урока помещают прорастающие семена в термос,

или в Дюаровский сосуд (имеется в кабинетах химии или физики), или в

стакан, опущенный в банку с опилками для уменьшения потери тепла.

Для контроля в такой же прибор помещают или сухие семена или влажные

шарики из промокательной бумаги, так как прорастающие семена

гоже влажные (влажный термометр показывает меньшую температуру,

чем сухой). В тот и другой прибор вставляют термометр. Сверху закрывают

приборы колпаком или банками. На уроке вызванные ученики отсчитывают

градусы на опытном и контрольном приборе.

Можно указать, что растением, особенно его растущими органами,

Выделяется много тепла. При температуре в 37° С семена выделяют углекислого

газа столько же на единицу

веса, сколько и человек

(т. е. за 24 часа около 1,2%, своего

веса, или на 1 г сухого веса

60— 120 см3 углекислого газа).

Следует также отметить, что

дыхание семян происходит и в

темноте и на свету. Снова демонстрируют

опыт с выделением СО2

прорастающими семенами, поставленный

на свету и в темноте.

В результате учащиеся должны

знать, что при дыхании: 1) поглощается

кислород, 2) выделяется

углекислый газ, 3) выделяется

тепло, 4) уменьшается вес, 5) дыхание

Читайте также:  Когда сажают цветы семенами на рассаду

происходит и на свету и

в темноте. Учащиеся записывают это столбиком на доске и в тетради.

Запись явлений, происходящих при дыхании, имеет важное значение, так

как в дальнейших темах

будет упоминаться о дыхании

Вопрос о дыхании семян

при знакомстве учащихся

из курса неживой

природы с газами можно

изложить кратко и понятно.

дыханием семян связано

и хранение их, имеющее

большое значение в практике

Сухие семена также дышат,

меньше, чем прорастающие,

поэтому не следует

хранить семена в плотно закрытых банках, так как им нужен воздух для

дыхания. В зернохранилищах (показывают рисунок элеватора, механизированного

зернохранилища) обычно не насыпают семена выше 2 м и проветривают

При хранении семян следят, чтобы не повышалась их температура.

В любом сухом, но живом семени содержится вода. Можно нагреть

сухие семена в пробирке и показать учащимся появление пара на ее стенках.

При хранении семена должны содержать не более 15% воды, при

этом условии семена не прорастают, мало дышат и мало теряют в своем

весе, выдерживают морозы до 30° С. Семена же, содержащие 18% воды,

уже замерзают при морозе в 5° С. При повышении влажности семена

начинают сильнее дышать, нагреваться и прорастать. В теплом воздухе

семена сильнее дышат и больше теряют в весе, поэтому в зернохранилищах

поддерживается температура в 0—5° С. Повышение температуры до

10° С усиливает дыхание семян в 100 раз. Без свежего воздуха семена

покрываются плесенью и загнивают. Неправильное хранение семян понижает

прорастание, или всхожест. Сведения о хранении семян даются

в беседе с учащимися как практическое применение знаний о дыхании семян.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 938 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 327 человек из 68 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Тест по биологии на тему» Решение задач на 3 закон Менделя»

Статья «Питательные вещества семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Тест по биологии на тему «Митоз и Мейоз» 10 класс

Статья «СОСТАВ СЕМЯН И РОЛЬ СЕМЯДОЛЕЙ И ЭНДОСПЕРМА. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Тест по биологии на тему: «Видообразование»

Статья «ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Тест по биологии на тему «Биосфера» 11 класс

Тест по биологии на тему «Расы человека» 11 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5386729 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Школьник из Челябинской области стал победителем конкурса «Ученик года — 2021»

Время чтения: 2 минуты

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник