Меню

Тогда произошло на даче событие похожее на чудо куст шиповника зацвел



[Мне очень важно чтобы вы выполнили задание подробно, мне важен не ответ, а понимание ответа.]

Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Другая трактовка задания: Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений. Надпишите тип односоставного предложения.
Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести.
Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели.
Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо.
Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает.
Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.
Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов.
Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска.
Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно.
Не сули журавля в небе — дай синицу в руки.
Ты запела песню светлую — колокольчики звенят!
Ехал сюда — рожь только начинала цвести.
[Подробный разбор задания, четко по пунктам, ПОДРОБНО.]

Односоставное предложение — предложение, в котором отсутствует подлежащее, либо сказуемое. Далее буду выписывать предложения и грамматические основы из них. Если появятся вопросы — задавайте, постараюсь помочь.

[Мать широко улыбнулась]: (ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика).
мать улыбнулась — двусоставное
было приятно слышать — односоставное (только сказуемое), неопределенно-личное
[К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться]: (они обращались в пыль).
страшно было притронуться — односоставное (только сказуемое), неопределенно-личное
они обращались — двусоставное
[За двумя зайцами погонишься] — (ни одного не поймаешь).
погонишься — односоставное (только сказуемое), обобщенно-личное
не поймаешь — односоставное (только сказуемое), обобщенно-личное
[Мелкий дождик сеет с утра] — (выйти невозможно).
дождик сеет — двусоставное
выйти невозможно — односоставное (только сказуемое), безличное
[Не сули журавля в небе] — (дай синицу в руки).
не сули — односоставное (только сказуемое), обобщенно-личное
дай — односоставное (только сказуемое), обобщенно-личное
(Ехал сюда) — [рожь только начинала цвести].
рожь начала цвести — двусоставное
ехал — односоставное (только сказуемое), неопределенно-личное

Источник

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые
отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели. (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе — дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую — колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда — рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник (74 стр.)

В первой части бессоюзного сложного предложения могут быть слова, предупреждающие о последующем пояснении: Проходит еще сколько-то времени, а тут новая неуправка: захворал дедушка, некому пахать и сеять (Пришв.); Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника, угнетенный, вышел на свет и зацвел в сентябре, и цвел до морозов (Пришв.); Дни мои всё более переливаются в память. И жизнь превращается в нечто странное, двойное: есть одна, всамделишняя, и другая, призрачная, изделие памяти, и они существуют рядом (Триф.); Случилось это так: мы шли в разведку в диком лесу (Пришв.); В нашем краю старинная примета: в двадцатый день после журавлей начинается пахота под яровое (Пришв.); Сверлила мысль: почему она не пошла переодеться? (Щерб.); Пока скажу тебе одно: прочли мы по этим срезам и по другим всяким приметам чудесную вещь (Пауст.);

Читайте также:  Как сделать электроотопление на даче своими руками

2) если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение причины, обоснования, что проверяется возможностью подстановки союзов так как, потому что: Ответить Миллер не успел: лодка вошла в буруны (Пауст.); Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показать, что ей зачем-то нужна лодка (Расп.); Увидев его, белого как стена, Михайловна ойкнула и схватилась за сердце: она тоже подумала, что Егор потайком вернулся и его нашли (Шукш.); Первые мои опыты фотографирования оказались крайне неудачными: я торопился, нередко вставляя пластинку в кассету наизнанку (Кат.); Ох, на него было страшно смотреть: какой-то гейзер гнева (Т. Толст.);

3) если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение изъяснительное, что подчеркивается глаголами, помещенными в первой части предложения и предупреждающими о последующем изложении какого-либо факта. Если имеются глаголы видеть, понимать, слышать, смотреть, узнать, думать, чувствовать и др., то между частями сложного предложения можно вставить союз что; если же имеются глаголы выглянуть, взглянуть, оглянуться, прислушаться, посмотреть, т. е. глаголы, не способные присоединять изъяснение непосредственно, то можно вставить сочетания и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и др.: Я сразу понял: петух был где-то здесь (Пришв.); Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа (Пришв.); Он осторожно разлепил склеившиеся веки и посмотрел вперед, как лунатик: за снежной пургой в кромешной темноте пылало три огня (Пауст.).

Примечание 1. При глаголах, выражающих чувственное восприятие, возможна и постановка запятой — если пишущий не намерен выразить предупреждение: Слышу, с полей донеслась жалейка, ветер дыханье полей принес (Лис.).

Примечание 2. В бессоюзном сложном предложении при обозначении пояснения, причины, обоснования, изъяснения допустимо употребление тире вместо двоеточия (особенно в художественной литературе и в публицистике). Вот, в частности, примеры из произведений К. Паустовского: Изредка в небе светилось голубоватое пятно — за тучками пробивалась луна, но тотчас гасла; Подснежники, наверное, уже прорастали в земле — их слабый травянистый запах просачивался сквозь снег; Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце; На молу погасили огни — теплоход ушел; Татьяна Андреевна вздрагивала от сырости — после теплой каюты на палубе было свежо; Паханов крепко держал капитана за локоть — капитан был еще слаб после ранения; Ей хотелось заплакать — лом даже через варежки леденил руки; В армию меня тоже не берут — сердце заштопанное; Однажды зимой вышел я и слышу — стонет кто-то за оградой.

Примеры из произведений современных авторов и из периодической печати: Думать мне пришлось недолго — дверь распахнулась, и я увидел Чапаева (Пелев.); В дом попасть никто не мог — двери и окна были закрыты (газ.); Доски гнулись и ходили ходуном под его ботинками — он был тяжелым, а пол старым (Уст.); Мы ее Барбариска звали — она вечно всех детей карамелью угощала… (Улиц.). То же при глаголах, требующих пояснения: Вскинул голову — у порога стоит Мария (Шукш.); А помню — в сугробах тонули дворы (Сн.); Казалось мне — с любовью строгой она глядит из-под бровей (Лис.); Она испуганно осмотрелась — никого (Расп.); Ольга посмотрела вперед — ничего особенного… (Уст.).

Примечание 3. Двоеточие употребляется в тех синтаксических условиях, где может наиболее проявиться его разъяснительно-пояснительная функция, например в двучленных конструкциях с именительным падежом в обеих частях, которые строятся по схеме: название общей проблемы и конкретизирующие ее частные детали; место и событие и т. п. Такие конструкции распространены в заголовках, особенно в названиях рубрик газет: Критика: обратная связь; Мировые проблемы: пути решения; Александр Блок: неизданное наследие; Коммунальная служба: ключи и резервы; Телевидение: программа на неделю; Высшая школа: еще один взгляд на студенческое самоуправление.

Примечание 4. Двоеточие обязательно в сложных предложениях, в которых вторая часть, пояснительная, представляет собой сложноподчиненное предложение: Потом мне стало ясно: чтобы лучше понять людей, надо жить среди них (газ.).

Читайте также:  Бойлер для дачи установка

§ 130. В бессоюзном сложном предложении ставится тире:

1) если между частями бессоюзного сложного предложения устанавливаются сопоставительные и противительные отношения: На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло. На дворе палил летний зной — в доме было прохладно (Бун.); Это не конь строчит — сердце мое стучит (Сн.); Хотели снова назначить его председателем — нельзя (Расп.); Соседей звал истошно — не пришли, затаилися (Т. Толст.);

2) если во второй части предложения заключено указание на результат, следствие: Крайнев зажег шнуры — они вспыхнули (Е. П.); Синцов дал очередь — танкист исчез (Сим.); Еще выстрел — кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (Шол.); Бывало пели — дух захватывало, бралась любая высота (Ас.);

3) если в первой части предложения есть указание на время или условие совершения действия, обозначенного во второй части: Обветренное лицо горит, а закроешь глаза — вся земля так и поплывет под ногами (Бун.); Зайдешь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет (Шукш.); Пропадет какой лист — Сережа ищет его (Пан.); Тогда и народу было много, на покос выйдем — жуть (Сол.);

4) если во второй части предложения содержится сравнение с тем, о чем сказано в первой части: Молвит слово — соловей поет; Мимо пройдет — солнцем одарит;

5) если вторая часть предложения начинается словами так, это, только, такой: Я как дождь влетаю в самые узкие щелочки, расширяю их — так появляются новые строфы (Ахм.); Алена вздохнула прерывисто — так вздыхает наплакавшийся ребенок (Ток.); Луну точно на веревке спускали сверху — такая она была близкая, большая (Шукш.); …С какой жадностью ни вглядывайся в синюю даль, не увидишь ни точки, не услышишь ни звука — так точно люди с их лицами и речами мелькают в жизни и утопают в нашем прошлом (Ч.); Вдруг он услышал пение — это пела прабабушка (Пан.); Я подобрал и осмотрел его маузер — это была отличная машина, и совсем новая (Пелев.); А Никитич может рассуждать таким манером хоть всю ночь — только развесь уши (Шукш.); Черемуха была крупная, в длинных и чистых, без листа, тяжелых гроздьях — только успевай подставляй под них руки (Расп.).

Примечание 1. В бессоюзном сложном предложении может ставиться запятая и тире как единый знак, особенно при значении присоединения во второй части предложения (знак этот в настоящее время утрачивает свою активность): Смотреть наружу не было смысла, — тьма ночи налетала всё более густыми волнами (Пауст.); Даже вода взволновалась, — вот до чего взыгрались лягушки (Пришв.); В саду, в горах сверкали белые и небольшие лампочки, — было похоже на иллюминацию (Пауст.); Широкий подъезд показался мне совершенно пуст, — это показалось мне странным (Кав.).

Примечание 2. Запятую и тире как единый знак препинания не следует смешивать с сочетанием этих знаков, когда тире разграничивает части бессоюзного сложного предложения, а запятая отделяет впереди стоящую обособленную конструкцию или придаточную часть предложения: Не прошло и трех часов с восхода солнца, а уж казалось, что близок полдень, — так жарко, светло было всюду и так многолюдно возле лавок в конце улицы (Бун.); Крупнолицый парень, моторист баркаса, равнодушным взором поглядывал в пасмурное небо, включил мотор, и мгновенно всё успокоилось, затихло в воде, плотно оцепленной лодками, — ни всплеска, ни шума, ни сверкания (Бонд.).

Источник

Помогите с тестами по русскому

1. Укажите бессоюзное
сложное предложение:

а) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые
обозы бывали ими занесены. (А Пушкин)

б) У каждого глупца хватает причин для уныния, и
только мудрец разрывает смехом завесу

в) Ехал сюда — рожь только начинала желтеть. (М. Пришвин)

2.
Укажите сложное бессоюзное предложение, в котором правильно поставлены знаки
препинания:

а ) На горе стоит лес
— поза лесом солнце восходит. (М. Пришвин)

б) Деревья гибнут: лес не умирает.

в) Удивительно тихо в лесу: лес отдыхает.

3.
Укажітте сложное
бессоюзное предложение, в котором необходимо поставить точку с занятой (знаки
не расставлены):

а) Тогда
произошло на даче событие, похожее на чудо куст шиповника, угнетённый, вышел на
свет зацвёл в сентябре. (М. Пришвин)

Читайте также:  Как можно обогреть дачу зимой

б) Травой зарастает могила давностью зарастает
боль. (М. Шолохов)

в) Прекрасные изречения, полные силы и
остроумия, никогда не забываются они сохраня­ ются в памяти целыми столетиями, переходят из поколения в
поколение.

4.Укажите сложное
бессоюзное предложение, в котором необходимо поставить двоеточие (знаки

а) Солнце только начинало подниматься из-за туч в
воздухе было свежо и росисто. ( JI . Толстой)

б) Погода была скверная сыпался
мелкий холодный дождь.

в) Подложили
огонь под готовый костер со стружками и лучиной пламя запылало. (С. Акса ков)

5. Укажите
сложное бессоюзное предложение, в котором
необходимо поставить тире (знаки не расставлены):

а) Таким друзьям на
свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.

б) Вот о себе задумал он высоко охота
странствовать напала на него. (А. Грибоедов)

в) Деревья стояли
неподвижно, опустив белые ветви заросли сирени с двух сторон балкон ной
лестницы пригнулись под снегом. (А Толстой)

6. ( Укажите предложение, в котором правильно подчеркнуты
грамматические основы ( знаки не расставлены):

а) Одно было несомненно назад он не вернётся. (И. Тургенев)

б) Я оглянулся
за мною стоял ужасный нищий. (А. Пушкин)
г) В осеннюю хорошо в лесу воздух особенно
свеж повсюду разноси тся запах
прелых листьев.

Источник

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые
отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели. (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе — дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую — колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда — рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Источник

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели. (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе — дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую — колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда — рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Источник