§ 1. Строение семян — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
1. Заполните схему
2. Выполните лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» (см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.
Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму — Форма набухших семян фасоли остаётся прежней, а размер увеличивается.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке — Рубчик фасоли находится на вогнутой стороне семени (в углублении).
3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества — Питательные вещества находятся в семядолях.
7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения — Запас питательных веществ семени двудольных растений находится в запасающей ткани — эндосперме либо в самом зародыше. У фасоли запас питательных веществ находится в самом зародыше — в двух семядолях.
3. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» (см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.
Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается — К ожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша.
Вывод:
Фасоль является двудольным растением. Она не имеет эндосперма и все питательные вещества запасает в двух семядолях (части самого зародыша).
Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.
4. Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений».
Растения | Из каких частей состоит семя | Из каких частей состоит зародыш | Где находится запас питательных веществ |
Фасоль | Зародыш, семенная кожура | Стебелёк, почечка, корешок, две семядоли | Семядоли |
Пшеница | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Одна семядоля, почечка, стебелёк, корешок | Эндосперм |
Миндаль | Зародыш, семенная кожура, остаток эндосперма | Две семядоли, почечка | Эндосперм |
Лук | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Корешок, стебелёк, одна семядоля | Эндосперм |
Ясень | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Зародыш с двумя семядолями | Эндосперм |
Частуха | З ародыш, семенная кожура | Одна семядоля, почечка | Семядоля |
5.* Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.
Вывод: Из почечки вырастают листья, из стебелька — стебель, из корешка — корень, из семядолей — первые два листочка растения.
6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семян. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.
Вывод:
Яблоня — это двудольное растение. Семя яблони состоит из семенной кожуры, зародыша, микропиле и эндоспермы. Зародыш семени яблони включает в себя корешок, стебелёк, почечку и две семядоли. Функцию запасания питательных веществ выполняет эндосперм.
7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.
Семенные растения имеют наиболее развитые репродуктивные (генеративные, предназначенные для размножения растения) органы. Их семя защищено семенной кожурой, а питательные вещества для роста зародыша накапливаются прямо в семени: либо в эндосперме, либо в семенных долях зародыша.
Источник
Лабораторная работа по биологии 7 класс №8 — Строение семян однодольных и двудольных растений
вкл. 14 Октябрь 2016 .
Лабораторная работа по биологии 7 класс №8 — Строение семян однодольных и двудольных растений
Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство? Различия?
Набухшие семена значительно крупнее, семенная кожура мягче, хорошо виден рубчик.
Найдите на поверхности семян фасоли след прикрепления к плоду — рубчик. С помощью лупы найдите микропиле — отверстие, через которое вода и воздух попадают внутрь семени.
Снимите семенную кожуру с набухшего семени фасоли. Найдите зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки.
Зарисуйте семя фасоли и сделайте подписи к рисунку.
Рассмотрите сухие и набухшие зерновки пшеницы (ржи, кукурузы) невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство?
Сохранилась форма, заметно место крепления к цветоносу.
В чем различие?
Размеры, набухшие зерновки имеют мягкую семенную кожуру.
Попытайтесь снять часть плодовой оболочки с сухой а набухшей зерновки препаровальной иглой. Почему она не снимается?
Околоплодник срастается с семенной кожурой.
Аккуратно разрежьте намоченную зерновку вдоль. С помощью лупы рассмотрите полученный продольный разрез.
Найдите эндосперм (запас питательных веществ), зародыш и семядолю (щиток). Сравните увиденное вами на поперечном срезе с рисунком 85 учебного пособия.
Зарисуйте продольный разрез зерновки. Подпишите оболочку плода, эндосперм и части зародыша: щиток и зародышевые корешок, стебелек и почечку.
Сравните строение семян фасоли и зерновки, заполнив таблицу.
Название частей семян | Строение | Значение | |
фасоли | пшеницы (кукурузы) | ||
Семенная кожура | плотная, покрыта воском | тонкая, сростание с околоплодником | защитная функция |
Эндосперм | — | + | запас питательных веществ |
Зародыш: корешок | + | + | зачаток нового организма |
Зародыш: стебелёк | + | — | |
Зародыш: почечка | + | + | |
Семядоля | 2 семядоли | 1 семядоля (щиток) | запас питательных веществ (фасоль ) |
Сделайте вывод. Каковы особенности строения семян однодольных и двудольных? Найдите черты сходства и отличия.
Черты сходства: семена покрыты семенной кожурой, имеет запаса питательных веществ, содержат зародыш и семядоли.
Отличия: для однодольных характерно наличие одной семядоли, срастание околоплодника с семенной кожурой, наличие эндосперма; для двудольных характерно наличие двух семядоль, в которых запасаются питательные вещества, отсутствие эндосперма.
Каково значение семян в жизни растения?
Семена способствуют распространению растений.
Какие приспособления имеются у семян для защиты от неблагоприятных условий?
Семенная кожура, которая может быть покрыта воском, либо содержать вещества, задерживающие рост в неблагоприятных условиях.
Объясните пословицу «От худого семени не жди доброго племени».
«Худое» семя имеет малый запас питательных веществ, что уменьшает его шансы на прорастание.
Источник
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 7 Строение семян
Стр. 38. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Какие растения имеют семена?
Семена есть у всех растений из отдела Покрытосеменные и Голосеменные. Это злаковые, бобовые, тыквенные, хвойные, цветочные и прочие виды растений.
№ 2. Какова роль семян в жизни растений?
При помощи семян растения могут размножаться и расселяться на разных территориях.
№ 3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?
Семена являются результатом полового размножения у растений, а потому могут лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды. В каждом семени содержится большое количество питательных веществ, необходимых для его прорастания. Также для прорастания семени не требуется наличие воды, тогда как споры не способны прорастать без воды.
Стр. 39. Лабораторная работа. Строение семян двудольных растений
Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Внешне сухие и набухшие семена схожи. С одной стороны у них вогнутая поверхность. При набухании семена увеличиваются в 1,5 – 2 раза.
На вогнутой стороне семени находим рубчик. Это место прикрепления семени к семяножке.
Над рубчиком находится маленькое отверстие. Это микропиле, которое хорошо заметно у набухшего семени. Через него в семя проникают воздух и вода.
Снимаем блестящую плотную кожуру. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.
Выясняем, что запас питательных веществ у семени фасоли находится в клетках зародыша, а именно в семядолях.
Пользуясь учебником, выясняем, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения. Например, тыквенное семя состоит из зародыша и семенной кожуры, а потому запас питательных веществ у него происходит непосредственно в семядолях. У семени миндаля или яблони к периоду полного созревания происходит разрастание зародыша. Он вытесняет и поглощает эндосперм, в результате чего под кожурой остается тонкий слой клеток.
Вывод:
Фасоль относится к двудольным растениям. Ее семя не имеет эндосперма, а потому питательные вещества запасаются в двух семядолях.
Стр. 40. Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы
Рассматриваем форму и окраску зерновки пшеницы. Она вытянутой продолговатой формы, жёлто-золотистого цвета.
Препаровальной иглой пробуем снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Сделать это невозможно, потом что кожистый околоплодник плотно сращен с семенной кожурой.
Рассматриваем в лупу, разрезанную вдоль зерновку. Находим эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучаем строение зародыша. Он состоит из одной семядоли, стебелька, почечки и корешка.
Зарисовываем зерновку пшеницы и подписываем названия её частей.
Пользуясь учебником, выясняем, что семена других однодольных растений, также имеют эндосперм. Однако у лука или ландыша, например, он окружает зародыш, но не прилегает к нему с одной стороны, как это можно наблюдать у злаковых растений. У созревших семян частухи, которая также относится к однодольным растениям, отсутствует эндосперм. Ее семя состоит только из тонкой кожуры и зародыша.
Вывод:
Зерновка пшеницы относится к однодольным растениям, потому что ее семя имеет только одну долю. В семени различают корешок, стебелек, почечку, кожуру, которая плотно сращена с околоплодником.
Стр. 41. Вопросы после параграфа
№ 1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?
У однодольных растений в зародыше только одна семядоля, а у двудольных – две семядоли.
№ 2. Каково строение семени фасоли?
Зрелое семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша, в котором хорошо различимы корешок, стебелек, почечка и две семядоли.
№ 3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?
В семенах фасоли запас питательных веществ находится в семядолях зародыша. В семенах ясеня и миндаля – в эндосперме.
№ 4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?
Зрелое зерно пшеницы состоит из золотисто-желтого околоплодника, который плотно сращен с семенной кожурой, эндосперма и зародыша. В зародыше различают одну семядолю, корешок, стебелек и почечку.
№ 5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?
У злаковых растений эндосперм прилегает к зародышу с одной стороны. У семени ландыша и лука эндосперм окружает зародыш. У частухи эндосперм в созревших семенах вовсе отсутствует. Питательные вещества у них находятся в зародыше, который окружен тонкой кожурой.
№ 6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
У двудольных растений в зародыше две семядоли, а у однодольных только одна.
Стр. 41. Подумайте
Почему семенные растения наиболее распространены в природе?
У семенных растений зародыши семени надежно защищены семенной кожурой от перепадов температур, повышенной влажности и прочих факторов окружающей среды. Для их прорастания не нужна вода. А распространяться они могут с помощью ветра, течения рек и ручьев, птиц и животных. Достаточный запас питательных веществ и воды содержится в эндосперме или семядоле, что обеспечивает выживаемость зародыша, его быстрое и полноценное созревание.
Стр. 41. Задания
Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.
Семена тыквы и яблони имеют две семядоли, поэтому эти растения относятся к двудольным. Также семя тыквы и яблони состоит из семенной кожуры, ядрышка, почечки и стебелька. Питательные вещества они получают из эндосперма.
Но, в отличие от тыквенного семени, в яблочном зерне в период созревания зародыш разрастается так, что вытесняет и поглощает эндосперм полностью. В результате под семенной кожурой остается только тонкий слой клеток.
Источник
Решение задания №1 из §1. Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений , Лабораторные работы , Биология. 6 класс. Учебник. Пасечник
Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму — Форма набухших семян фасоли остаётся прежней, а размер увеличивается.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке — Рубчик фасоли находится на вогнутой стороне семени (в углублении).
3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества — Питательные вещества находятся в семядолях.
7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения — Запас питательных веществ семени двудольных растений находится в запасающей ткани — эндосперме либо в самом зародыше. У фасоли запас питательных веществ находится в самом зародыше — в двух семядолях. Вывод: Фасоль является двудольным растением. Она не имеет эндосперма и все питательные вещества запасает в двух семядолях (части самого зародыша).
Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается — Кожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша. Вывод: Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.
Источник