Лаб. 8
Набухшие семена значительно крупнее, семенная кожура мягче, хорошо виден рубчик.
Кукуруза: сохранилась форма, заметно место крепления к цветоносу.
Размеры, набухшие зерновки имеют мягкую семенную кожуру.
Околоплодник срастается с семенной кожурой.
Найдите эндосперм (запас питательных веществ), зародыш и семядолю (щиток). Сравните увиденное вами на поперечном срезе с рисунком 85 учебного пособия.
Название частей семян | Строение | Значение | |
фасоли | пшеницы (кукурузы) | ||
Семенная кожура | плотная, покрыта воском | тонкая, сростание с околоплодником | защитная функция |
Эндосперм | — | + | запас питательных веществ |
Зародыш: корешок | + | + | зачаток нового организма |
Зародыш: стебелёк | + | — | |
Зародыш: почечка | + | + | |
Семядоля | 2 семядоли | 1 семядоля (щиток) | запас питательных веществ (фасоль) |
Черты сходства: семена покрыты семенной кожурой, имеет запаса питательных веществ, содержат зародыш и семядоли.
Отличия: для однодольных характерно наличие одной семядоли, срастание околоплодника с семенной кожурой, наличие эндосперма; для двудольных характерно наличие двух семядоль, в которых запасаются питательные вещества, отсутствие эндосперма.
Каково значение семян в жизни растения?
Семена способствуют распространению растений.
Семенная кожура, которая может быть покрыта воском, либо содержать вещества, задерживающие рост в неблагоприятных условиях.
«Худое» семя имеет малый запас питательных веществ, что уменьшает его шансы на прорастание.
Источник
Решение задания №1 из §1. Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений , Лабораторные работы , Биология. 6 класс. Учебник. Пасечник
Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму — Форма набухших семян фасоли остаётся прежней, а размер увеличивается.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке — Рубчик фасоли находится на вогнутой стороне семени (в углублении).
3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества — Питательные вещества находятся в семядолях.
7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения — Запас питательных веществ семени двудольных растений находится в запасающей ткани — эндосперме либо в самом зародыше. У фасоли запас питательных веществ находится в самом зародыше — в двух семядолях. Вывод: Фасоль является двудольным растением. Она не имеет эндосперма и все питательные вещества запасает в двух семядолях (части самого зародыша).
Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается — Кожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша. Вывод: Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.
Источник
ГДЗ биология 6 класс Лабораторные работы Задание: § Строение семян двудольных растений
Ход работы
Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Внешне по форме набухшие и сухие семена схожи. У них с одной стороны вогнутые поверхности. Однако по размерам набухшее семя почти в 1,5 раза больше, чем сухое.
На вогнутой стороне семени находим рубчик — место прикрепления семени к семяножке. Он темного цвета.
Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
Снимаем блестящую плотную кожуру. Изучаем зародыш. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.
Питательные вещества в семени фасоли находятся в клетках зародыша, большая их часть – в семядолях.
Пользуясь учебником, выясняем, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения. Питательные вещества другие двудольные растения накапливают в запасающей части – зародыше или эндосперме. Например, у миндаля зародыш к моменту созревания становится большого размера, а потому вытесняет и поглощает эндосперм. А у тыквы семя состоит из семенной кожуры и зародыша.
Источник
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: Лабораторная работа Строение семян двудольных растений
Ход работы
Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Внешне по форме набухшие и сухие семена схожи. У них с одной стороны вогнутые поверхности. Однако по размерам набухшее семя почти в 1,5 раза больше, чем сухое.
На вогнутой стороне семени находим рубчик — место прикрепления семени к семяножке. Он темного цвета.
Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
Снимаем блестящую плотную кожуру. Изучаем зародыш. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.
Питательные вещества в семени фасоли находятся в клетках зародыша, большая их часть – в семядолях.
Пользуясь учебником, выясняем, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения. Питательные вещества другие двудольные растения накапливают в запасающей части – зародыше или эндосперме. Например, у миндаля зародыш к моменту созревания становится большого размера, а потому вытесняет и поглощает эндосперм. А у тыквы семя состоит из семенной кожуры и зародыша.
Источник
§ 1. Строение семян — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
1. Заполните схему
2. Выполните лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» (см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.
Лабораторная работа: Строение семян двудольных растений
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму — Форма набухших семян фасоли остаётся прежней, а размер увеличивается.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке — Рубчик фасоли находится на вогнутой стороне семени (в углублении).
3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества — Питательные вещества находятся в семядолях.
7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения — Запас питательных веществ семени двудольных растений находится в запасающей ткани — эндосперме либо в самом зародыше. У фасоли запас питательных веществ находится в самом зародыше — в двух семядолях.
3. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» (см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.
Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается — К ожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша.
Вывод:
Фасоль является двудольным растением. Она не имеет эндосперма и все питательные вещества запасает в двух семядолях (части самого зародыша).
Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.
4. Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений».
Растения | Из каких частей состоит семя | Из каких частей состоит зародыш | Где находится запас питательных веществ |
Фасоль | Зародыш, семенная кожура | Стебелёк, почечка, корешок, две семядоли | Семядоли |
Пшеница | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Одна семядоля, почечка, стебелёк, корешок | Эндосперм |
Миндаль | Зародыш, семенная кожура, остаток эндосперма | Две семядоли, почечка | Эндосперм |
Лук | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Корешок, стебелёк, одна семядоля | Эндосперм |
Ясень | Зародыш, семенная кожура, эндосперм | Зародыш с двумя семядолями | Эндосперм |
Частуха | З ародыш, семенная кожура | Одна семядоля, почечка | Семядоля |
5.* Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.
Вывод: Из почечки вырастают листья, из стебелька — стебель, из корешка — корень, из семядолей — первые два листочка растения.
6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семян. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.
Вывод:
Яблоня — это двудольное растение. Семя яблони состоит из семенной кожуры, зародыша, микропиле и эндоспермы. Зародыш семени яблони включает в себя корешок, стебелёк, почечку и две семядоли. Функцию запасания питательных веществ выполняет эндосперм.
7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.
Семенные растения имеют наиболее развитые репродуктивные (генеративные, предназначенные для размножения растения) органы. Их семя защищено семенной кожурой, а питательные вещества для роста зародыша накапливаются прямо в семени: либо в эндосперме, либо в семенных долях зародыша.
Источник
Лабораторная работа №1 по биологии на тему «Строение семян двудольных и однодольных растений» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лабораторная работа №1
«Строение семян двудольных и однодольных растений»
Цель: изучить строение семени фасоли и зерновки пшеницы
Оборудование: проросшие семена фасоли, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.
Ход лабораторной работы
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и формы.(запишите в тетрадь)
2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).
2. Пользуясь препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.
3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
4. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
5.Поьзуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения (ответ запишите в тетрадь)
6.Зарисуйте в тетради строение семян фасоли и подпишите части обозначенные цифрами.
Рис.1. Строение семени фасоли
7. Составьте схему строения семяни фасоли
8. Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшеницы и подпишите все части обозначенные цифрами. (Рис.2)
Рис.2. Строение зерна пшеницы
9. Составьте схему строения зерна пшеницы.
сросшийся с семенной зародыш
Сравните сходства и различия двудольных и однодольных растений.
Источник
Лабораторная работа по биологии 7 класс №8 — Строение семян однодольных и двудольных растений
вкл. 14 Октябрь 2016 .
Лабораторная работа по биологии 7 класс №8 — Строение семян однодольных и двудольных растений
Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство? Различия?
Набухшие семена значительно крупнее, семенная кожура мягче, хорошо виден рубчик.
Найдите на поверхности семян фасоли след прикрепления к плоду — рубчик. С помощью лупы найдите микропиле — отверстие, через которое вода и воздух попадают внутрь семени.
Снимите семенную кожуру с набухшего семени фасоли. Найдите зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки.
Зарисуйте семя фасоли и сделайте подписи к рисунку.
Рассмотрите сухие и набухшие зерновки пшеницы (ржи, кукурузы) невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство?
Сохранилась форма, заметно место крепления к цветоносу.
В чем различие?
Размеры, набухшие зерновки имеют мягкую семенную кожуру.
Попытайтесь снять часть плодовой оболочки с сухой а набухшей зерновки препаровальной иглой. Почему она не снимается?
Околоплодник срастается с семенной кожурой.
Аккуратно разрежьте намоченную зерновку вдоль. С помощью лупы рассмотрите полученный продольный разрез.
Найдите эндосперм (запас питательных веществ), зародыш и семядолю (щиток). Сравните увиденное вами на поперечном срезе с рисунком 85 учебного пособия.
Зарисуйте продольный разрез зерновки. Подпишите оболочку плода, эндосперм и части зародыша: щиток и зародышевые корешок, стебелек и почечку.
Сравните строение семян фасоли и зерновки, заполнив таблицу.
Название частей семян | Строение | Значение | |
фасоли | пшеницы (кукурузы) | ||
Семенная кожура | плотная, покрыта воском | тонкая, сростание с околоплодником | защитная функция |
Эндосперм | — | + | запас питательных веществ |
Зародыш: корешок | + | + | зачаток нового организма |
Зародыш: стебелёк | + | — | |
Зародыш: почечка | + | + | |
Семядоля | 2 семядоли | 1 семядоля (щиток) | запас питательных веществ (фасоль ) |
Сделайте вывод. Каковы особенности строения семян однодольных и двудольных? Найдите черты сходства и отличия.
Черты сходства: семена покрыты семенной кожурой, имеет запаса питательных веществ, содержат зародыш и семядоли.
Отличия: для однодольных характерно наличие одной семядоли, срастание околоплодника с семенной кожурой, наличие эндосперма; для двудольных характерно наличие двух семядоль, в которых запасаются питательные вещества, отсутствие эндосперма.
Каково значение семян в жизни растения?
Семена способствуют распространению растений.
Какие приспособления имеются у семян для защиты от неблагоприятных условий?
Семенная кожура, которая может быть покрыта воском, либо содержать вещества, задерживающие рост в неблагоприятных условиях.
Объясните пословицу «От худого семени не жди доброго племени».
«Худое» семя имеет малый запас питательных веществ, что уменьшает его шансы на прорастание.
Источник