6.4. Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов
Упражнение 113. Объясните, за счёт чего возникают неуместные каламбуры в следующих предложениях. Обратите внимание на значение выделенных слов.
1. У нас в питомнике много собак, мы в основном питаемся за их счёт. 2. Наше предприятие представило научно-техническую выставку за рубежом. 3. После тяжёлого приступа больной начал отходить. 4. Археологи заметили, что покойники из северного захоронения перекликаются с покойниками из южного захоронения. 5. Врач обошёл седьмую палату. 6. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 7. Сейчас судьи вынесут очки. 8. Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов. 9. Многие люди теряются на улице, в магазине из-за отсутствия информации. 10. За год учёбы мы потеряли шесть студентов. 11. Кресла в зале обделаны красным бархатом. 12. Роман Горького «Мать» можно читать без конца. 13. Продавца можно подобрать и в своём посёлке.
Упражнение 114. Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, неуместный комизм, искажение смысла, каламбур.
1. Маяковский хотел представить своё творчество через двадцать лет. 2. Прекрасно выступила наша команда шпажистов, и лишь Н. Супрун оступился в заключительный день соревнований, уступив сопернику всего три очка. 3. Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году. 4. Защита команды явно хромает. 5. Коллектив электростанции обязался работать в этом году с бо́льшим напряжением. 6. Руками молодёжи нашего района посажены сотни деревьев, разбиты десятки клумб. 7. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству. 8. Вечер, посвященный творчеству поэта, состоялся в субботу утром. 9. Плавбазы выпускают непосредственно в море рыбную продукцию. 10. На базе исследований нашей лаборатории строится металлургический завод. 11. Билет годен только для помывки в бане одного лица. 12. На одного оператора падает 51 корова. 13. Окна так и остались бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке. 14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 15. У прямой кишки нет секретов. 16. А под окном, чуть дыша, бедный художник стоит. 17. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. 18. Продаются крылья для «Москвича». 19. Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти четыре личные головы. 20. Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей.
Источник
Неправильное словоупотребление
Речь может искажаться неправильным выбором того или иного слова (лексические ошибки) или формы слова (грамматические ошибки), например:
Лексические ошибки:
* слово представляется (правильно: предоставляется)
* 3айми мне 100 руб. (правильно: дай взаймы, одолжи)
* познакомьтесь с приказом (правильно: ознакомьтесь)
* играет значение (правильно: имеет значение)
* имеет роль (правильно: играет роль)
* я одену пальто (правильно: надену)
Грамматические ошибки:
* я извиняюсь (правильно: извините)
* нашедшего просьба позвонить (правильно: к нашедшему просьба)
* согласно приказа (правильно: согласно приказу)
* дайте, пожалуйста, левый туфель (правильно: левуютуфлю)
* платье без плечей (правильно: без плеч)
* нет носок (правильно: носков)
* операция производится по предъявлению паспорта (правильно: при предъявлении)
Некоторые люди любят придумывать и собственные слова, стремясь как-то по-особому выразить свою мысль. Неоправданноеиндивидуальное словотворчество становится источником засорения языка. Так, например, во времена жесткой бюрократизации неологизмы (новые слова) нередко рождались как плод «канцелярского красноречия»: книгоединица, недоотдых, недоперевыполнение, одноидейник, головодень, обилечивание пассажиров, переполив лесонасаждений, человеко-койко-место.
Неправильный выбор слова часто бывает связан с употреблением многозначного слова. Например, данные высказывания приобретают двойной смысл (и вследствие этого – комичное прочтение), так как выделенные слова имеют разные значения:
* Футболисты ушли с поля боя без голов.
* Долг врача – довести больного до конца.
* Перед школой мы видим разбитые цветники. Это дело рук наших учащихся.
* И когда на круглом столевыступил представитель Финансовой академии, всем сразу стало все ясно.
Неправильное расположение слов
Бывает так, что с точки зрения лексики и грамматики предложение построено правильно, но расположение слов таково, что смысл высказывания искажен. Это так называемые логические ошибки. Например:
* В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета (коляски синего цвета или младенцы?)
* Ассистенту приходилось многое объяснять (ассистент объясняет или ему объясняют?)
* Город обеспечивает молочными продуктами завод в Житомире (город дает продукты для завода или наоборот?)
* Наш народ будет жить плохо, но недолго (плохо жить недолго или вообще жить недолго?)
* Упустил мяч вратарь, но добить его было некому (кого добить: мяч? вратаря?)
Источник
Руками наших десятиклассников разбиты клумбы вид ошибки
Здравствуйте. Помогите определить тип текста. Какой тип связи между первым абзацем и предложением» Сл едуя договору,окна должны . до 1 сентября.»
Претензия
В марте текущего года наша компания заключила с вами договор
на изготовление и установку пластиковых окон для оборудования офисных
помещений. Общее количество окон составило 48 штук, сумма договора 593000
рублей.
Следуя договору, окна должны были быть установлены в срок до
1 сентября. На сегодняшний день работы выполнены лишь на треть, несмотря на
полную оплату с нашей стороны.
Учитывая, что наша компания полностью выполнила
обязательства по оплате, мы требуем в кратчайшие сроки выполнить работы по
установке окон в полном объёме, а также устранить недостатки, описанные в ранее
присланных претензиях, в срок до 1 ноября, либо вернуть нам денежные средства
за невыполненные работы. Также мы намерены требовать компенсацию за причинённый
ущерб.
В случае невыполнения вашей компанией взятых на себя по
договору обязательств, либо в случае отказа в возврате денежных средств и
выплаты компенсации, мы обратимся в суд РФ, а также составим жалобу в
Прокуратору РФ по месту расположения вашей фирмы
Правильно ли я думаю,что тип связи цепная связь. Тип текста повествование.
Помогите пожалуйста с выполнением задания.
Задание В. Дайте краткую характеристику следующих текстов, указав на
стилистические признаки, относящие их к деловой или художественной речи.
Текст № 1
Если в смешеньи семян случится, что женская сила
Верх над мужскою возьмет и еѐ одолеет внезапно,
С матерью схожих детей породит материнское семя,
Семя отцово – с отцом. А те, что походят, как видно,
И на отца и на мать и черты проявляют обоих,
Эти от плоти отца и от матери крови родятся,
Если Венеры стрелой семена возбуждѐнные в теле
Вместе столкнутся, одним обоюдным гонимые пылом,
И ни одно победить не сможет, ни быть побеждѐнным.
Может случиться и так, что дети порою бывают
С дедами схожи лицом и на прадедов часто походят.
Ибо нередко отцы в своѐм собственном теле скрывают
Множество первоначал в смешении многообразном,
Из роду в род от отцов к отцам по наследству идущих;
Так производит детей жеребьѐвкой Венера, и предков
23
Волосы, голос, лицо возрождает она у потомков.
(Тит Лукреций Кар. «О природе вещей»).
Текст № 2
В марте текущего года наша компания заключила с вами договор на изготовление и
установку пластиковых окон для оборудования офисных помещений. Общее количество
окон составило 48 штук, сумма договора 593000 рублей.
Следуя договору, окна должны были быть установлены в срок до 1 сентября. На
сегодняшний день работы выполнены лишь на треть, несмотря на полную оплату с
нашей стороны.
Учитывая, что наша компания полностью выполнила обязательства по оплате, мы
требуем в кратчайшие сроки выполнить работы по установке окон в полном объѐме, а
также устранить недостатки, описанные в ранее присланных претензиях, в срок до 1
ноября, либо вернуть нам денежные средства за невыполненные работы. Также мы
намерены требовать компенсацию за причинѐнный ущерб.
В случае невыполнения вашей компанией взятых на себя по договору обязательств,
либо в случае отказа в возврате денежных средств и выплаты компенсации, мы
обратимся в суд РФ, а также составим жалобу в Прокуратору РФ по месту
расположения вашей фирмы.
Текст № 3
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой
дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой
была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было
отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный
грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с
подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго
подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на
старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в
николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с
24
белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был
пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь
распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже
вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый (Иван Бунин. «Темные аллеи»).
Текст № 4
Раньше всего я уложил на плоту все доски, какие нашлись на корабле; потом взял
три сундука, принадлежавших нашим матросам, взломал замки и выбросил все
содержимое. Потом я отобрал те вещи, которые могли понадобиться мне больше всего,
и наполнил ими все три сундука. В один сундук я сложил съестные припасы: рис, сухари,
три круга голландского сыру, пять больших кусков вяленой козлятины, служившей нам на
корабле главной мясной пищей, и остатки ячменя, который мы везли из Европы для
бывших на судне кур; кур мы давно уже съели, а немного зерна осталось. Этот ячмень
был перемешан с пшеницей; он очень пригодился бы мне, но, к сожалению, как потом
оказалось, был сильно попорчен крысами. Кроме того, я нашел несколько ящиков вина и
д
Источник
Объясните происхождение ошибки, исправьте ее 1?
Русский язык | 5 — 9 классы
Объясните происхождение ошибки, исправьте ее 1.
Возле входа вы увидите разбитые клумбы, это дело рук студентов.
2. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей.
3. Миллионы людей теряются из — за отсутствия информации на улицах.
4. Фотограф — профессионал снимет комнату.
5. Компания РИКО обует всю страну!
6. Сейчас судьи вынесут па поле очки.
7. Продавца можно подобрать и в самом поселке.
8. За год мы потеряли 6 студентов.
9. Долг врача — довести больного до конца.
10. Выход из данной ситуации связан с предоставлением фирменных услуг.
11. После повторного анализа были получены отличные результаты.
1. Возле входа разбиты клумбы, они сделаны руками студентов.
(Двусмысленностьпонимания в результате употребления многозначного слова в фразеологическом сочетании).
2Совместный отдых, как и труд, способствует сплочению людей (то же самое : нужен другой синоним или синонимическая конструкция, чтобы избежать курьёзного понимания) и т.
Д. Следовательно, при употреблении многозначного слова необходимо учитывать его сочетаемость с другими словами в предложении.
Здравствуйте, подскажите как изменить пердложение и какая речевая ошибка 4?
Здравствуйте, подскажите как изменить пердложение и какая речевая ошибка 4.
Совместный отдых, как и труд, спаивает людей.
Помогите пожалуйста?
Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением слов :
Отзыв на дипломную работу студента Иванова уже подготовлен.
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова из ряда синонимов?
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова из ряда синонимов.
Объясните характер ошибки.
Ученики малость переигрывают в спектакле.
Екатерина была поставлена на престол.
Студенты выходили на улицу и заявляли свой протест.
В нескольких школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы.
Медведь натыкался на гвозди, что делало ему боль.
Исправьте ошибки, связанные со смешением паронимов?
Исправьте ошибки, связанные со смешением паронимов.
При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями.
Студентами представлена полная свобода в выборе темы курсовой работы.
Студенты испытали признательность к своему преподавателю?
Студенты испытали признательность к своему преподавателю.
Исправьте речевые и грамматические ошибки.
Найдите ошибки в употреблениимногозначных слов (1?
Найдите ошибки в употреблениимногозначных слов (1.
За год мы потеряли 3 студентов.
2. Комиссия обошла помещения на 2 этаже.
После повторного анализа были получены отличные данные?
После повторного анализа были получены отличные данные.
Укажите причины возникновения двусмысленности в данном предложении и устранить ее.
Избавьте предложения от двусмысленности?
Избавьте предложения от двусмысленности.
Сегодня футболисты покинули поля стадиона без голов.
По выходным я вожу детей парк.
После повторного анализа были получены отличный результаты.
Становясь студентом , человек входит в самостоятельную жизнь, и всё, что нужно в самостоятельной жизни, (объяснить почему тут ставится запятая ) нужно студенту — первокурснику?
Становясь студентом , человек входит в самостоятельную жизнь, и всё, что нужно в самостоятельной жизни, (объяснить почему тут ставится запятая ) нужно студенту — первокурснику.
Становясь студентом , человек входит в самостоятельную жизнь, и всё, что нужно в самостоятельной жизни, (объяснить почему тут ставится запятая ) нужно студенту — первокурснику?
Становясь студентом , человек входит в самостоятельную жизнь, и всё, что нужно в самостоятельной жизни, (объяснить почему тут ставится запятая ) нужно студенту — первокурснику.
Перед вами страница с вопросом Объясните происхождение ошибки, исправьте ее 1?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
Источник