Меню

Растения деревья кустарники травы для дошкольников



Деревья

Деревья — это зелёные растения. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья осенью сбра-сывают листья, а весной листочки появляются снова.

У хвойных деревьев вместо листьев длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные.

Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защи¬щает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений. Иногда в лесу можно увидеть пораненные деревья. Это какие-то хулиганы изрезали ножиком кору дерева или даже оторвали её. Этого делать нельзя! Дерево с повреждённой корой начинает болеть и умирает.

Если деревья не портить, то они живут очень долго. Дуб может дожить до полутора-двух тысяч лет, а берёза и сосна — до 250 лет. Всё это время деревья растут, причём и ввысь, и в ширину. Растут даже их веточки, становясь длиннее и толще.

Кустарники

Кустарники похожи на маленькие дере¬вья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков.
К кустарникам относятся малина, смородина, сирень, шиповник, крыжовник.

Трава

Трава всегда ниже деревьев и кустарников. Все травинки похожи друг на друга. Невзрачный вид и тонкие листья у травы появились потому, что ей приходится постоянно бороться с ветром.

Траву очень трудно уничтожить. Даже вспыхивающие после ударов молнии пожары могут спалить только стебли, сама же трава очень быстро вырастает вновь. Дело в том, что корни травы находятся глубоко под землёй, поэтому молния не может причинить им вреда.

Источник

Дидактические игры «Деревья, кустарники, трава» (для дошкольников 4–6 лет)

Ольга Кудинова
Дидактические игры «Деревья, кустарники, трава» (для дошкольников 4–6 лет)

«Деревья, кустарники, трава»

Цель:Продолжать формировать представление детей о растениях: деревьях, кустарниках, траве

Учить находить общее и различия в строении: ствол, стебель, листья.

Закрепить знание детей о свойствах растений и произвести оценку этих свойств для человека и других объектов природного мира.

Познакомить с понятием ЯРУСЫ растений.

Игровые задания «Дары осени».

Закрепить знания детей о местах произрастания овощей и фруктов.

Круг — фланелеграф, разделенный на 4 сектора, модели карточек, изображающие места произрастания (в земле, на земле, на дереве, на кустах, набор карточек по одной.

Ход игры:

Воспитатель раздает карточки детям и предлагает расположить их по порядку на круге «Кто, где растет?». Предварительно нужно рассмотреть модели на круге, спросить, что они обозначают.

Дети научились находить соседей (пару) овощей и фруктов по признаку места.

2.Цель: закрепить знания детей о способах употребления в пищу овощей и фруктов (в сыром или вареном виде).

Материал: круг-фланелеграф, разделенный на 2 сектора,модели-картинки: кастрюля, тарелка, карточки по оной на ребенка.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Варить, не варить». Предварительно обратив внимание на модели, что они означают.

Круг, разделен на 4 сектора, добавить модели варенья и консервированных овощей.

Закрепить умение детей группировать овощи и фрукты по определенному признаку – качество поверхности.

Круг — фланелеграф, разделенный на 3 сектора, модели-карточки изображающие поверхность овощей и фруктов –кожуру: шершавый, пупырчатый и гладкий.

Ход игры:

Воспитатель выставляет круг-фланелеграф, рассматривает модели, поясняя изображение каждого качества кожуры.Предлагает детям расставить картинки по трем секторам: гладкий, шершавый и пупырчатый.

2 вариант: аналогично проводятся развивающие игры по частям и по количеству.

Круг — фланелеграф, меняются модели-карточки.

Карточки раскладываются по секторам: много косточек, одна косточка.

Карточки раскладываются по секторам: один плод или гроздь.

Учить детей классифицировать предметы одновременно по трем признакам: вкусу, форме и цвету.

Загадки: круглый, красный, сладкий; желтый, круглый, кислый; коричневый, горький, круглый; треугольный, зеленый, сладкий и т. д.

Ход игры:

Дети сидят за столом. У каждого ребенка набор карточек. Воспитатель показывает модели детям и предлагает найти картинку, похожую на модель.

закрепить умение детей группировать овощи и фрукты по определеным признакам: форме, цвету, кожуре, месту произрастания, по вкусу, по признаку сочности.

набор карточек, по одному на каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель в начале игры предлагает детям выбрать по одной карточке и держать ее перед собой. «Все вы превратились в овощи и фрукты» – говорит воспитатель.

1,2,3…ко мне беги у кого: желтоватый, красноватый, зеленоватый, бордовый, пупырчатый, гладкий, шершавый, имеет вершок, имеет хвостик, горький на вкус, сладкий на вкус, много сока, мало сока, растет на земле, в земле, на дереве, на кустах, в траве.

дети практически не имею затруднений при выполнении здания.

учить детей находить сходство и различия.

набор карточек, по одному на каждого ребенка; у воспитателя «волшебная корзина» картинка.

Ход игры:

Воспитатель выставляет картинку «волшебная корзина»и говорит: «В корзине будут жить овощи и фрукты, которые чем-то (по цвету, форме, вкусу, месту произрастания) будут похожи друг на друга. Я начинаю игру. У меня яблоко и оно оказалось в корзине, ко мне в корзину попадут те овощи и фрукты, которые похожи на яблоко. Начинаем. Слова запоминайте.

Читайте также:  Kogda udobryat smorodinu vesnoy

Кто в корзине живет?

Чем ты похож на меня?

Я круглый, я фрукт.

7. «Кто из домика ушел».

Формировать у детей умение самостоятельно определять признак, по которому классифицируются предметы.

Игровое полотно и набор карточек на каждого ребенка (5 наборов).

Ход игры:

Выставляется на доске игровое полотно. Воспитатель спрашивает у детей, кто живет в этом домике? Дети определяют, какой овощ или фрукт находится в пустом окошке, исходя из заданной классификации.

2 вариант: аналогично проводится на раздаточном материале.

по цвету, по размеру.

Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: «Части растений» Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

НОД «Сходство и различие деревьев и кустарников» с использованием технологии обучения в сотрудничестве Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд мое занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего возраста. По моему мнению,прививать.

Источник

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ. ТРАВЫ.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ребятам предлагается таблица, которую они должны заполнить буквами с помощью воспитателя.Занятие начинается с разгадывания кроссворда » Спрятавшиеся буквы»

Скачать:

Вложение Размер
• Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека. 107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ : ДЕРЕВЬЯ .
КУСТАРНИКИ . ТРАВЫ .

  • Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека.
  • Формировать представления о разных типах лесов.
  • Развитие представлений о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений.
  • Формировать понимание взаимосвязи и взаимозависимости мира природы и рукотворного мира, живой и неживой природы.
  • Формировать основы экологического сознания.
  • Развивать у детей социальные навыки: умение разбиться на подгруппы, найти свое место в группе, работать в коллективе, договариваться друг с другом.
  • Развивать умение подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Развивать связную речь (составление рассказа по картине).

Материалы для занятий

  • Наборы картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев, плодовых деревьев; кустарников; травянистых растений (демонстрационные и раздаточные).
  • Набор картинок для игры «Найди свое место» (в набор входит примерно одинаковое число картинок с изображением деревьев, кустарников и травянистых растений).
  • Демонстрационные картины с изображением леса.
  • Демонстрационные картины с изображением заснеженной ели, кедра.
  • Разрезные картинки с изображением несложного сюжета (ребенок, рисующий картинку на большом листе бумаги; мастер, делающий мебель; туристы, разбившие палаточный лагерь в лесу; люди, собирающие урожай с плодовых деревьев; девочка, поливающая цветы, и др.).
  • Таблица для кроссворда.
  • Карта царства растений – большой плакат, который можно затонировать зеленым цветом, с надписью «Царство растений». (Во время занятий на плакат прикрепляются различные представители флоры Земли: деревья, кустарники, травянистые растения, грибы. Удобнее всего закрепить этот плакат на магнитной доске и все остальные картинки также прикреплять к нему с помощью магнитов).

Детям предлагается таблица, которую они должны заполнить буквами с помощью воспитателя.

Воспитатель : Дорогие ребята, мы с вами уже знаем многие буквы, умеем их писать, некоторые из вас умеют читать. Поэтому сегодняшнее наше занятие я предлагаю вам начать с разгадывания кроссворда «Спрятавшиеся буквы». Мы уже разгадывали такие кроссворды, только слова были в них были покороче. А в этом – посмотрите, какое длинное слово!

Честно говоря, я еще и сама не знаю, что здесь записано. Это задание для вас мне передала учительница из соседней школы. Она знает, что ровно через год многие из вас станут первоклассниками, и поэтому решила проверить, что вы умеете.

Итак, слушайте внимательно:

  • В клетку номер 3 нужно вписать букву, которая прячется в слове «ко с а», она находится в нем на третьем месте.
  • В клетку номер 8 запишем букву, которая есть в слове «р я д» и стоит в нем на втором месте.
  • В клетку под номером 1 нужно записать букву, которая стоит на втором месте в слове «к р от».
  • В клетку под номером 5 поместим вторую букву из слова «с е но».
  • В клетку номер 7 нужно поселить последнюю букву из слова «карас и ».
  • В клетку номер 2 поставим первую букву из слова « а лый».
  • В клеточку под номером 6 поместим букву, которая стоит на третьем месте в слове «по н и».
  • В клетку номер 4 запишем первую букву из слова « т уча».

Отгаданные буквы может вписать в кроссворд и сам воспитатель, но лучше, если это сделают дети: тот ребенок, который назовет нужный звук, верно определив его место в слове, выходит к доске и вписывает соответствующую букву в клетку с нужным номером. Затем воспитатель предлагает прочесть получившееся слово тем детям, которые уже умеют читать: «Растения».

Слова можно подбирать любые, но при этом, во-первых, они не должны быть слишком длинными, во-вторых, необходимые гласные буквы в этих словах должны находиться либо на первом месте, либо на последнем, либо быть ударными.

Уточнение представлений детей о «царствах» живой природы.

Воспитатель : Итак, сегодня мы поговорим об одном из «царств» природы – о растениях. В мире растений есть три больших государства. Какие? Угадайте сами:

  • Много рук, а нога одна. (Дерево) .
  • Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) .

Правильно, эти загадки о деревьях.

Значит, первое государство в царстве растений – это государство деревьев . (Схематическое изображение дерева – ствол, ветви, крона – помещается на плакат «Царство растений») .

А вот загадка про второе государство:

  • Я на дерево похож, но не дерево: у него один ствол, да большой, а у меня много, но маленьких. (Кустарник) .

Значит, второе государство в царстве растений – это кустарники . (Схематическое изображение кустарника – несколько тонких стволов, листва – помещается на плакат «Царство растений») .

  • Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава) .

Итак, третье государство – это государство травянистых растений, различных трав . (Схематическое изображение травянистого растения – несколько тонких травинок-стебельков с листьями – помещается на плакат «Царство растений») .

Есть в царстве растений и еще одно, совершенно особое государство. Кто же его населяет?

  • Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (Гриб) .

Итак, четвертое государство – это государство грибов . (Изображение гриба – схематическое или картинка – помещается на общую картину царства растений) .

В нашем царстве четыре государства. Но грибы занимают совершенно особое место. Поэтому сегодня мы поговорим лишь о деревьях, кустарниках и травах.

Организуется игра «Волшебная палочка». Дети встают в круг. Воспитатель показывает им «волшебную палочку» (карандаш, указку и пр.).

Воспитатель : У меня в руках волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает правильные ответы почти на все вопросы в мире. Я задаю любому из вас вопрос. Если он отвечает правильно, палочка переходит к нему. Вы все должны помогать к палочке. Если вы считаете, что был дан правильный ответ, то хлопайте в ладошки. Если же ответ был неверным, вы топаете ногами, и палочка остается у того, кто задал вопрос.

Воспитатель начинает игру вопросом: «Какие деревья вы знаете?» Затем в течение игры он несколько раз берет инициативу в свои руки, задавая вопросы, отвечая на которые дети вспоминают, что деревья бывают хвойные и лиственные, плодовые, на которых вырастают плоды, пригодные в пищу человеку, и называют известные им деревья.

По окончании игры воспитатель повторяет загадку: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» – и предлагает детям порассуждать о ней.

Воспитатель : Давайте подумаем, почему в загадке говорится, что весной дерево веселит? (Весной на деревьях появляются зеленые листочки, и люди радуются зелени после долгой зимы) . А как же дерево летом холодит? (В тени дерева прохладнее в жаркую, солнечную погоду) . А как же оно осенью питает? ( К осени на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды (плоды ели, сосны, рябины, клена и др.), которыми питаются птицы и животные) . А что значит «зимой согревает»? (Зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло) .

Закрепление представлений о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений

Воспитатель : Но в царстве растений у нас есть не только деревья, а еще и кустарники, и травы. Сейчас я предлагаю вам заполнить наш плакат «Царство растений». Пока на нем только условные обозначения. Нужно дополнить их картинками. Пожалуйста, подойдите к столу (на столе лицевой стороной вниз разложены картинки с изображением различных растений) и возьмите по одной картинке. Рассмотрите свою картинку внимательно и выберите для нее место на большом плакате. Мне досталась картинка с изображением дуба. Я помещаю эту картинку в государство деревьев, потому что дуб – дерево: у него один большой ствол, на нем ветки и крона. А какие картинки у вас?

Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о своей картинке, объяснить выбор места для нее.

Воспитатель : Посмотрите, какой красивый плакат у нас получился. Скажите, а можно ли встретить все эти растения в одном месте? Как оно называется? Верно, лес. Хотите отправиться в лес?

Воспитатель : Чтобы попасть в лес, давайте подумаем, какие «лесные» слова вы знаете. Поиграем в игру «Вопрос – ответ». Игра будет командная: играют команды государства деревьев, государства кустарников, государства трав. Побеждает та команда, которая получит больше всего фишек. Давайте договоримся ответы на вопросы давать поочередно. В том случае, если команда не может дать ответ на вопрос, две другие могут предложить свои варианты ответов и получить дополнительные очки.

  • Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек) .
  • Как называется растение, растущее в лесу? (Лесное) .
  • Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? (Лесник, лесничий) .
  • Сказочное существо, охраняющее лес. (Лесовик) .
  • Маленький редкий лес, соединяющий два больших леса. (Перелесок) .

А теперь посмотрим на эту иллюстрацию. (Иллюстрация с изображением леса) .

  • Какие деревья растут в этом лесу?
  • Назовите каждое дерево, как будто их много.
  • Назовите каждое дерево со словами «один», «два», «пять».
  • Назовите деревья ласково.

Воспитатель : В лесу мы можем встретить всех представителей царства растений: и деревья, и кустарники, и травянистые растения. На каждом из этих растений есть плоды. Лесные жители принесли нам плоды с разных растений. Они разложены здесь, на столиках. Каждая команда сейчас подойдет к своему столику, рассмотрит плоды и расскажет нам о них.

Воспитатель : В наших местах растут леса, которые называются смешанными. Как вы думаете, почему они так называются? Правильно, потому что с них растут и лиственные и хвойные деревья. Но есть и такие леса, в которых растут в основном хвойные деревья: ель, сосна, кедр, пихта. Вы знаете, как называется такой лес? Тайга.

Воспитатель : Посмотрите на картинки с изображением хвойных деревьев. Скажите, что у них общего? Правильно, вместо листьев у них хвоя. А еще? Обратите внимание на их крону. (Фотографии ели, кедра в снегу) . Она имеет конусообразную форму, вот такую. (Нарисовать на доске ▲) . Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, все в ней взаимосвязано. Сейчас я прошу каждую команду подумать, посовещаться и высказать свое мнение о том, почему у хвойных деревьев такая форма кроны?

Командам на раздумье дается 1,5–2 минуты, затем один представитель от каждой команды высказывает версию. Воспитатель помогает сформулировать вывод: конусообразная форма кроны необходима хвойным деревьям для того, чтобы снег с веток сползал вниз, не ломал их своей тяжестью.

Воспитатель : А теперь подумайте, где человек использует это свойство хвойных деревьев? (Можно показать картинки с изображением кровель домов) . Крыши домов в некоторых местах Земли, например там, где мы живем, делают двускатными. Как вы понимаете это слово?

Воспитатель : Вернемся в наш лес. Как он называется, если в нем растут одни ели? (Ельник) . А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор) . А если – только березы? (Березняк, березовая роща) . А если лес состоит из дубов? (Дубрава) . Из осин? (Осинник) .

Растения и человек

Воспитатель : А теперь давайте поговорим о том, зачем человеку нужны растения, какую пользу они приносят. На ваших столах находятся разрезные картинки – по одной на каждую команду. Соберите их и составьте по каждой короткий рассказ. Условие: вы должны рассказать его все вместе, по очереди: один из вас начинает рассказ, другой продолжает, кто-то последний заканчивает. Каждый произносит свое предложение, продолжая мысль товарища.

Детям в этой части занятия предлагаются картинки с несложным сюжетом, например: ребенок, рисующий картинку на большом листе бумаги; мастер, делающий мебель; туристы, разбившие палаточный лагерь в лесу; люди, собирающие урожай с плодовых деревьев; девочка, поливающая цветы.

Экологический аспект: необходимость охраны растений

Воспитатель : Сегодня мы с вами убедились, что мир растений – удивительный мир. Среди растений – в лесу, в поле, на лугу – человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой. А как легко дышится в тех местах, где много растений, например в лесу! А почему, как вы думаете?

Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растет, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Все растения на Земле дышат тем воздухом, который выдыхают люди и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который мы называем кислородом и которым дышим. Без растений мы просто задохнулись бы. Вот поэтому нужно беречь каждое дерево, каждую травинку.

Объясните, зачем в городах люди сажают деревья, разбивают парки, скверы. Зачем разводят комнатные растения?

А еще почему нам дорог лес? Это дом для птиц и зверей. Не было бы леса – не было бы и их.

Что еще дают нам растения? Деревья – это строительный материал, топливо, бумага. Пройдите по группе и найдите те предметы, которые не могли бы появиться здесь, если бы не было растений.

Мы часто ходим в лес и просто погулять, и по грибы, и по ягоды. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить самому лесу – их дому. Давайте все вместе вспомним правила поведения в лесу.

Выход из занятия

Чтобы все то, о чем шла речь на занятии, не осталось только на словах, воспитатель предлагает детям составить диаграмму значимости растений. Этим ребята могут заняться в свободное от занятий время: пусть они самостоятельно нарисуют картинки и приклеят их на общий плакат «Царство растений».

Источник

Adblock
detector