ГДЗ Биология 5 — 6 класс (Линия Жизни) Пасечник. §7. Задания. Номер №1
Изучите таблицы «Состав семян пшеницы и подсолнечника» и «Содержание жиров в клетках семян растений». Какой вывод вы можете сделать?
Состав семян пшеницы и подсолнечника
Семена | Содержание веществ, % | ||
---|---|---|---|
Вода | Органические вещества | Минеральные вещества | |
Пшеница | 13,4 | 84,7 | 1,9 |
Подсолнечник | 6,7 | 89,8 | 3,5 |
Содержание жиров в клетках семян растений
Растение | Содержание жира (в % от сухого веса) |
---|---|
Лесной орех | 60 − 68 |
Какао | 50 − 58 |
Кокосовая пальма | 65 − 72 |
Подсолнечник | 54 − 65 |
Грецкий орех | 64 |
Решение
1 . По результатам изучения таблицы мы можем сделать вывод, что в семенах пшеницы содержится в два раза больше воды, чем в семенах подсолнечника. По количеству органических веществ семена пшеницы уступают семенам подсолнуха. Аналогично и по содержанию минеральных веществ – в семенах подсолнуха их почти в два раза больше, чем в семенах пшеницы. Количество органических веществ во всех семенах больше, чем воды и минеральных веществ: для сравнения у пшеницы – 84,7 грамм против 13,4 г воды и 1,9 г минеральных веществ и у подсолнечника – 89,8 г против 6,7 г воды и 3,5 г минеральных веществ.
Органические и неорганические вещества важны для растения. Во−первых, они участвуют в построении тела растения. Во−вторых, нужны для обеспечения процессов жизнедеятельности, которые протекают внутри них. Отсутствие или недостаток какого−то вещества может спровоцировать нарушения в развитии растений и даже привести к их гибели.
2 . По данным таблицы мы видим, что в клетках разных семян содержится достаточно большое количество жиров. Меньше всего их в семенах какао – от 50 до 58 % от сухого веса, а больше всего в кокосовой пальме – от 65 до 72 %. Из−за большого содержания жиров семена многих растений, например, грецкий орех, кокосовая пальма, подсолнечник используются для получения масла промышленным способом.
Источник
Опыт «Определение жира в клетке»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Опыт «Определение жира в клетке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_opredelenie_zhira_v_kletke.docx | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт «Определение жира в клетке».
Оборудование: несколько семечек подсолнечника , пестик, салфетка.
1 .Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Пестиком раздавите семена.
Напишите в этом пункте что наблюдаете? («Если раздавить семена ,то появляется …. пятно на бумаге».)
2 .Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество — …. .»)
3 .Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт «Определение жира в клетке».
Оборудование: несколько семечек подсолнечника , пестик, салфетка.
1 .Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Пестиком раздавите семена.
Напишите в этом пункте что наблюдаете? («Если раздавить семена ,то появляется …. пятно на бумаге».)
2 .Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество — …. .»)
3 .Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
Оформите в тетради( в клетку) проведённый опыт:
Опыт «Определение жира в клетке».
Оборудование: несколько семечек подсолнечника , пестик, салфетка.
1 .Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Пестиком раздавите семена.
Напишите в этом пункте что наблюдаете? («Если раздавить семена ,то появляется …. пятно на бумаге».)
2 .Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество — …. .»)
3 .Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: …….. .»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме » Клетка. Строение клетки»
Открытый урок учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить представления о .
«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии к.
Презентации к Главе 1 «Клетка»по программе В,В,Пасечника «Линия жизни» Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология «Линия жизни» В.В.Пасечника, к Главе№1 «Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов». Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ «Лицей №36», город Саратов.
Урок по химии «Биологическая функция жиров, жиры в природе, превращение жиров в организме»
Урок по химии «Биологическая функция жиров, жиры в природе, превращение жиров в организме» может быть использован и на уроках биологии.
Презентация темы «Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки.»
Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. .
Конспект урока химии в 10 классе по теме «Жиры. Строение, свойства, биологическая роль жиров»»
Методическая разработка урока позволяет познакомить учащихся с особенностями строения жиров, их физическими и химическими свойствами, а также раскрывает биологическую роль жиров. В процессе урока учащ.
Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Тест в формате ЕГЭ
Тест можно использовать для подготовки к ЕГЭ.
Источник
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 7 Химический состав клетки
Стр. 28. Вспомните
№ 1. Что такое химический элемент?
Химический элемент – это совокупность атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра и состоят из нейтронов (число может быть разным) и протонов (число равно атомному номеру элемента).
№ 2. Какие химические вещества вам известны?
Я знаю о таких химических веществах, как: водород и углерод, хлор и фосфор, кислород и азот, кальций и калий, барий и бром, а также многие другие.
Стр. 29. Вопросы после параграфа
№ 1. Каких химических элементов больше всего в клетке?
По содержанию в клетке выделяют три группы элементов. В первую группу, которая составляет почти 98% от общего строения клетки, входят такие химические элементы, как: кислород, водород, углерод и азот.
№ 2. Какую роль в клетке играет вода?
За счет того, что в жидком состоянии вода практически не сжимается, а потому служит своеобразным гидростатическим скелетом для клетки, то есть, определяет ее форму и придает ей упругость. Также вода принимает участие во многих химических реакциях (фотосинтез, гидролиз), в обмене веществ и терморегуляции клетки.
№ 3. Какую роль в клетке играют минеральные соли?
Минеральные соли в клетке представлены в виде катионов и анионов, соотношение которых определяет кислотность среды, необходимой для ее жизнедеятельности, и занимают около 1 – 1,5 % от ее общей массы. Это соли калия, кальция, фосфора и прочие.
В сочетании с растворимыми органическими соединениями неорганические ионы (катионы и анионы минеральных солей) обеспечивают стабильные показатели осмотического давления. Ионы участвуют в поддержании рН на постоянном уровне, несмотря на то, что в процессах обмена веществ постоянно образуются щелочные и кислые продукты.
Не менее важная роль и у ионов кальция, которые участвуют в регуляции мышечного сокращения. Фосфор обеспечивает нормальный рост зубной и костной тканей.
В некоторых случаях минеральные соли служат катализаторами различных реакций, регулируют количество воды внутри клетки либо в какой-то из ее органелл.
Таким образом, минеральные соли необходимы для гомеостаза в клетке, а именно для поддержания водно-солевого и кислотно-щелочного баланса, нормальной работы органелл и т.д. Недостаток минеральных солей приводит к нарушению процессов обмена веществ в клетке и негативно сказывается на ее жизнедеятельности.
№ 4. Какие вещества относят к органическим?
Органические вещества – это вещества, которые относятся к углеводородам или их производным (класс соединений, в состав которых входит углерод). Они присутствуют в составе каждой клетки в виде:
Жиров, которые накапливают углероды и энергию;
Белков как основного «строительного» материала;
Гормонов, которые участвуют в регулировании всех процессов, протекающих в организме;
Ферментов, отвечающих за работу химических реакций.
№ 5. Каково значение органических веществ в клетке?
Органические вещества — это совокупность всех углеродосодержащих соединений, которых в природе существует больше всего. Они стали самыми распространенными на нашей планете благодаря их способности к созданию стабильных и устойчивых цепочек, а также возможности вступать в одинарные и кратные связи с другими веществами.
Углеводы, как важнейшая группа органических веществ, в процессе расщепления обогащают клетку энергией, которая необходима для ее жизнедеятельности. Также они обеспечивают прочность стенок клетки, тем самым защищая ее от повреждений извне.
Белки, входящие в состав различных клеточных структур, не только запасаются в клетках, но и регулируют процессы их жизнедеятельности. Жиры имеют свойство накапливаться в клетках. Когда они расщепляются, происходит высвобождение энергии, которая необходима живым организмам для жизни. Нуклеиновые кислоты, также являясь органическими веществами, участвуют в сохранении наследственной информации и дальнейшей ее передачи дочерним организмам.
№ 6. Что указывает на общность живой и неживой природы?
На сегодняшний день известно более 100 химических элементов, из атомов которых состоят вещества, встречающиеся на нашей планете. И более 80 из них входят в состав клеток живых организмов. При этом только четыре элемента – азот, углерод, кислород и водород составляют около 98% от общей массы любого живого организма. Все остальные элементы также содержатся в них, но в малом количестве.
Эти же элементы входят в состав и объектов неживой природы – вода, воздух, почва и т.д. Именно это и указывает на то, что между объектами живой и неживой природы есть много общего.
Стр. 29. Подумайте
Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?
Клетки являются мельчайшими структурными единицами целого организма. Каждая такая клетка имеет свое строение, выполняет свои функции. В ней происходят различные химические реакции, например, синтез или изменения химических соединений. Именно поэтому клетку называют миниатюрной природной лабораторией.
Стр. 30. Моя лаборатория
Чтобы обнаружить воду и минеральные вещества в растениях, проделайте следующие опыты.
Кладем в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагреваем их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?
На стенках пробирок в результате нагревания на слабом огне появились капельки воды. Это позволяет еще раз убедиться, что в тканях растения (стебель, корень, листья, семена) содержится небольшое количество воды.
Нагреваем кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остается зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Это позволяет сделать вывод, что в состав кусочков растений входят и минеральные (неорганические вещества), что еще раз доказывает единство объектов живой и неживой природы.
Стр. 30. Моя лаборатория
Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.
Берем зерна пшеницы, растираем их в ступке в муку, добавляем несколько капель воды и готовим кусочек теста.
Заворачиваем тесто в марлю, опускаем мешочек в стакан с водой и промываем его. Образуется мутная взвесь.
Крахмал из теста перешел в воду, вода при этом помутнела.
Переливаем часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капаем в нее 2 – 3 капли раствора йода. Жидкость приобретет синий цвет.
Это происходит реакция крахмала с йодом.
Берем на кончике пинцета крахмал и размешиваем в пробирке с водой. Капаем в эту пробирку 2 – 3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зернах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
При этом крахмал не растворяется в воде, а со временем оседает на дно, образуя взвесь.
Капаем каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Убедимся, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.
Место, куда попала капля йода, изменило свой цвет, стало сине-фиолетовым. Это значит, что в картофеле содержится большое количество крахмала, который и вступил в реакцию с йодом.
Рассматриваем остаток теста на марле. Мы видим клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.
По составу эта клейкая масса схожа по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Это позволяет сделать вывод, что важнейшим компонентом семян растений, в нашем случае пшеницы, является белок.
Берем несколько семян подсолнечника, снимаем с них кожуру и раздавливаем на листе бумаги. Мы видим жирные пятна. Это подтверждает, что в семенах подсолнечника содержится значительное количество жиров.
Вывод
В результате проведенных опытов мы можем сделать вывод, что в состав растений входят как органические, так и неорганические вещества. Из органических веществ это белки, углеводы, жиры и т.д. Из неорганических – вода и минеральные вещества.
Стр. 31. Задание
№ 1. Изучите таблицы «Состав семян пшеницы и подсолнечника» и «Содержание жиров в клетках семян растений». Какой вывод вы можете сделать?
Состав семян пшеницы и подсолнечника
Семена | Содержание веществ, % | ||
---|---|---|---|
Вода | Органические вещества | Минеральные вещества | |
Пшеница | 13,4 | 84,7 | 1,9 |
Подсолнечник | 6,7 | 89,8 | 3,5 |
По результатам изучения таблицы мы можем сделать вывод, что в семенах пшеницы содержится в два раза больше воды, чем в семенах подсолнечника. По количеству органических веществ семена пшеницы уступают семенам подсолнуха. Аналогично и по содержанию минеральных веществ – в семенах подсолнуха их почти в два раза больше, чем в семенах пшеницы. Количество органических веществ во всех семенах больше, чем воды и минеральных веществ: для сравнения у пшеницы – 84,7 грамм против 13,4 г воды и 1,9 г минеральных веществ и у подсолнечника – 89,8 г против 6,7 г воды и 3,5 г минеральных веществ.
Органические и неорганические вещества важны для растения. Во-первых, они участвуют в построении тела растения. Во-вторых, нужны для обеспечения процессов жизнедеятельности, которые протекают внутри них. Отсутствие или недостаток какого-то вещества может спровоцировать нарушения в развитии растений и даже привести к их гибели.
Содержание жиров в клетках семян растений
Растение | Содержание жира (в % от сухого веса) |
---|---|
Лесной орех | 60 – 68 |
Какао | 50 – 58 |
Кокосовая пальма | 65 – 72 |
Подсолнечник | 40 – 65 |
Грецкий орех | 64 |
По данным таблицы мы видим, что в клетках разных семян содержится достаточно большое количество жиров. Меньше всего их в семенах какао – от 50 до 58% от сухого веса, а больше всего в кокосовой пальме – от 65 до 72%. Из-за большого содержания жиров семена многих растений, например, грецкий орех, кокосовая пальма, подсолнечник используются для получения масла промышленным способом.
№ 2. Изучив параграф и проведя опыты, заполните в рабочей тетради схему «Химический состав клетки».
Источник
Лабораторная работа 1 «Органические вещества семени» 1. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИлья Елисеев
Похожие презентации
Презентация на тему: » Лабораторная работа 1 «Органические вещества семени» 1.» — Транскрипт:
1 Лабораторная работа 1 «Органические вещества семени» 1
3 Что делаем? 1.Возьмём немного пшеничной муки, добавим в неё воды и сделаем небольшой комочек теста. 3
4 2. Завернём комочек теста в марлю и тщательно промоем в сосуде с водой. 4
5 Что наблюдаем? Вода в сосуде стала мутной. В марле остался небольшой клейкий комочек. 5
6 3. Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды ? 6
7 4. Что делаем? Капнем 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в которой промывали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой вывод можно сделать? 7
9 На марле, в которой было тесто, осталась тягучая клейкая масса – клейковина, или растительный белок. 9
10 Определение растительных жиров в семенах растений 10
11 5. Что делаем? Положите семя подсолнечника между двумя листочками белой бумаги. Тупым концом карандаша сильно надавите на семя. Что наблюдаем? На бумаге появилось жирное пятно (рис.3). 11
12 Какой вывод можно сделать? В состав семян подсолнечника входит жир – растительное масло. 12
13 Общий вывод: В состав семян входят органические вещества- белки, жиры, углеводы. 13
14 Что брали?Что делали?Что наблюдали?Вывод. 1. Воду и муку. 2. Сосуд с водой и тесто в марле. 3. Чистую воду и раствор йода. 4. Воду в которой промывали тесто и раствор йода. 5. Семечки подсолнечника и бумагу. Результаты работы оформите в таблице 14
Источник