Меню

Окраску семян гороха контролируют



Развитие желтой и зеленой окраски у семян гороха контролируют

а) неаллельные гены

б) условия среды

в) аллельные гены

г) гомологичные хромосомы

Первым указан доминантный признак в следующей паре альтернативных признаков человека

а) леворукость – праворукость

б) отсутствие резус-фактора – наличие резус-фактора

в) светлые зубы – тёмные

г) отсутствие малых коренных зубов — норма

56. Причиной рождения ребенка с IV группой крови является взаимодействие генов

а) аллельных по типу кодоминирования

б) неаллельных по типу комплиментарного взаимодействие генов

в) неаллельных по типу эпистаза

г) аллельных по типу аллельных исключений

Кодоминирование

а) развитие признака, при наличии в генотипе двух неаллельных доминантных генов, определяющих развитие нового признака

б) более сильное проявление доминантного признака у гетерозиготы по сравнению с доминантной гомозиготой

в) проявление действия обоих аллельных генов при одновременном их присутствии в генотипе особи

г) развитие признака при наличии нескольких неаллельных генов

Фенотипическое проявление одного аллеля у гетерозиготной особи

Кодоминирование

а) доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного аллеля

б) ни один из аллельных генов не подавляет действие другого

в) рецессивный ген подавляет действие доминантного

г) доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного

Плейотропия

а) свойство гена контролировать несколько признаков

б) свойство гена усиливать действие других генов

в) возможность нескольких генов контролировать признак

г) свойство гена ослаблять действие других генов

Плейотропия

1) один ген отвечает за проявление нескольких признаков.

2) несколько генов влияют на степень проявления одного признака

3) одновременное присутствие в генотипе двух генов разных аллельных пар приводит к появлению нового признака 4) ген одной аллельной пары подавляет действие гена другой аллельной пары

Плейотропным действием обладает мутантный ген при синдроме

63. У гомозигот по гену серповидно-клеточной анемии наблюдается несколько патологических признаков, развитие которых представляет ступенчатый процесс: анемия, увеличение селезёнки, поражения кожи, сердца, почек, мозга, каким действием гена это обеспечивается

По типу плейотропии наследуются признаки

а) голубая склера, хрупкость костей, глухота

б) величина артериального давления, рост, масса тела

в) чёрные курчавые волосы

г) синдактилия, полидактилия

Количественное «пробивание» гена в признак

Частота фенотипического проявления гена в популяции особей, являющихся его носителем

Пенетрантность

а) более сильное проявление доминантного признака у гетерозигот

б) способность развития признака при действии многих генов

в) степень фенотипического проявления признака

г) частота фенотипического проявления гена в популяции

Под «экспрессией гена» понимают

а) свойство гена контролировать несколько признаков

б) степень фенотипического проявления признака, контролируемого данным геном

в) свойство гена «пробиваться» в признак

г) способность гена одной аллели подавлять действие гена другой аллели

Степень фенотипического проявления признака

Множественный аллелизм

а) наличие в генотипе организма многих генов, ответственных за развитие признака

б) присутствие в разных клетках организма более двух вариантов (аллелей) одного гена

в) наличие в генофонде популяции многих вариантов (аллелей) одного и того же гена

г) влияние одного гена на проявление нескольких признаков

Источник

Биология. 10 класс

Конспект урока

Биология, 10 класс

Урок 14. «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.»

3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

Продолжим познавать таинства природы по передаче признаков потомству. Каков механизм передачи не одного, а двух или нескольких признаков. Мы узнаем, какие закономерности прописал Мендель в своём третьем законе.

4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Ген, аллель, хромосомы, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, гибрид, решётка Пеннета.

Аллельные гены — гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом. Контролируют развитие альтернативных признаков (доминантных и рецессивных — желтая и зеленая окраска семян гороха)

Альтернативные признаки взаимоисключающие, контрастные признаки (окраска семян гороха желтая и зеленая).

Анализирующее скрещивание скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого. Применяется в селекции растений и животных.

Гамета — (от греч. «гаметес» — супруг) — половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, так как образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.

Генетика (от греч. «генезис» — происхождение) — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Ген (от греч. «генос»-рождение) -участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак, т. е. за структуру определенной молекулы белка.

Генотип совокупность генов одного организма.

Гетерозигота (от греч. «гетерос» — другой и зигота) — зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb).Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос» — одинаковый) — парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный:одна хромосома из пары материнского происхождения, другая — отцовского.

Читайте также:  Рассада многолетних цветов розница

Гомозигота (от греч. «гомос» — одинаковый и зигота) зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные АА или оба рецессивные аа). Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

Доминантный признак (от лат. «едоминас» — господствующий) — преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у
гетерозиготных особей.

Моногибридное скрещиваниескрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Дигибридное скрещивание — скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков.

Фенотип совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания.

5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г., стр. 102-104

11.А.А.Кириленко «ЕГЭ. Биология. Раздел «Генетика» , Учебно — методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 125-179

2.А.Скворцов, А.Никишов, В. Рохлов. Универсальное учебное пособие. Биология, 6-11 классы
Школьный курс. М. «АСТ — Пресс», 2000 г. стр. 394-395

3.О.Л.Ващенко «Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)

6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

  • Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1
  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков, называется дигибридным. Если родители отличаются по многим парам альтернативных признаков, скрещивание называется полигибридным.

В опытах Г Мендель скрещивал гомозиготные растения гороха, различающиеся одновременно по двум парам признаков, например по окраске и форме поверхности семян Одни родительские растения имели желтые гладкие семена, другие — зеленые морщинистые. В первом поколении наблюдалось единообразие — все гибриды имели желтые гладкие семена. Значит, желтая окраска полностью доминирует над зеленой, а гладкая поверхность — над морщинистой.

Путем самоопыления гибридов первого поколения было получено второе поколение, в котором согласно закону расщепления проявились не только доминантные, но и рецессивные признаки. При этом наблюдались все возможные сочетания признаков семян: желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие и зеленые морщинистые в соотношении 9:3:3: 1.

Таким образом, было получено потомство четырех фенотипических классов: доминантные по обоим признакам — —; доминантные по первому и рецессивные по второму признаку — —, рецессивные по первому и доминантные по второму — у|-, рецессивные по обоим признакам — часть.

Проанализируем наследование каждой пары альтернативных признаков в отдельности и получим следующие результаты: 12 частей семян имели желтую окраску, а 4 части — зеленую, т. е. расщепление по признаку окраски, как и при моногибрид-ном скрещивании, составляет 3:1. Такая же картина наблюдается и при анализе расщепления по форме поверхности семян: 12 гладких и 4 морщинистых, т. е. 3 : 1.

Это говорит о том, что при дигибридиом (а также полигибридном) скрещивании расщепление по каждой паре альтернативных признаков происходит н е -зависимо от других. Значит, дигибридное скрещивание, по сути, представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания. Эта закономерность, установленная Г. Менделем, впоследствии была названа законом независимого наследования признаков или третьим законом Менделя. Его можно сформулировать следующим образом: при скрещивании особей, отличающихся по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Цитологические основы закона независимого наследования признаков. В рассмотренном опыте Г Мендель изучал наследование двух пар альтернативных признаков. Очевидно, что цвет семян и форма их поверхности определяются двумя разными парами генов. Обозначим аллель желтой окраски Л, зеленой а, гладкой формы В, морщинистой Ь.

Гены, контролирующие развитие разных пар признаков, называются неаллельными. Они располагаются в разных парах хромосом или в разных участках гомологичных хромосом. В данном случае гены, обусловливающие окраску (Л и а), неаллельны по отношению к генам, определяющим поверхность семян и Ь). Предположим, что эти пары аллелей находятся в негомологичных хромосомах, т. е. в разных парах хромосом.

Родительские растения будут иметь генотипы ААВВ и aabb. Особи, гомозиготные по двум парам генов, называются д и гомози готам и. В гаметы попадает по одному гену из каждой пары. Следовательно, у каждого из дигомози-готных родителей формируется один тип гамет: у одного — АВ, у другого — ab. В результате оплодотворения развивается первое поколение гибридов. Все они имеют желтые гладкие семена, что обусловлено генотипом АаВЬ. Особи, гетерозиготные по двум парам генов, называются дигетерозиготами. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи?

Как известно, в анафазе I мейоза гомологичные хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. При этом расхождение каждой пары хромосом происходит независимо от других пар. Негомологичные хромосомы расходятся к полюсам случайным образом, образуя различные комбинации. Значит, ген Л может попасть в одну гамету с геном В или с геном Ь. Точно так же ген а может оказаться в одной гамете с геном В или с геном Ь. По этой причине дигетерозиготные особи образуют четыре типа гамет АВ, Ab, аВ, ab в равном соотношении — по 25 %.

Читайте также:  Как правильно посадить семя цветка

Свободное сочетание таких гамет при оплодотворении приводит к образованию разных вариантов зигот, а значит, и потомков. Используя фенотипические радикалы, расщепление по фенотипу при дигибридном скрещивании (и при уело-вии, что аллельные гены каждой пары взаимодействуют между собой по типу полного доминирования) можно записать следующим образом:

9 А-В- : 3 Л-66 : 3 ааВ- : 1 aabb.

Таким образом, в основе независимого наследования лежит:

1) случайное расхождение негомологичных хромосом в анафазе I мейоза, которое приводит к формированию гамет с различными комбинациями генов;

2) случайное слияние гамет при оплодотворении, что обусловливает образование разных типов зигот.

Доказать, что у дигетерозиготной особи образуются гаметы четырех типов, причем в равном соотношении, можно с помощью анализирующего скрещивания. Для этого дигетерозиготный горох, имеющий желтые гладкие семена, скрестим с рецессивной дигомозиготой. В потомстве будет наблюдаться четыре фенотипических (и генотипических) класса в соотношении 1 : 1 : 1 : 1, т. е. по 25 %. Это свидетельствует о равновероятном формировании четырех типов гамет у исследуемого родителя.

Установите соответствие между законами Г.Менделя и их характеристиками

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

1) II закон Г. Менделя 2) III закон Г. Менделя

Источник

Зачет по «Основы генетики»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

9 класс зачет по теме «Основы генетики »

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А 1. Как называют науку о закономерностях наследственности и изменчивости

Экология 2. Биотехнология 3. Селекция 4.Генетика

А 2. Парные гены, определяющие окраску лепестков ночной красавицы,расположенные в гомологичных хромосомах, называют

А 3. Различные формы одного и того же гена – это

А 4. При скрещивании морских свинок с генотипами Аавв + ааВВ получится потомство с генотипом:

ААВв 2. АаВв 3. АаВВ 4. ааВВ

А 5. Признак, который не проявляется в гибридном поколении, называют

А 6. Цвет волос у человека контролируют парные гены, которые расположены в гомологичных хромосомах и называются:

А 7. Как называется совокупность генов, полученных от родителей?

А 8. Как называется первый закон Г. Менделя?

Закон расщепления признаков в соотношении 3 : 1

Закон единообразия первого поколения

Неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков

Промежуточное наследование при неполном доминировании

А 9. Что такое анализирующее скрещивание?

Скрещивание с гомозиготной по рецессивным признакам формой

Скрещивание с гомозиготной по доминантным признакам формой

Скрещивание с гетерозиготой

Для одних случаев — скрещивание с гетерозиготой, для других — с гомозиготой

А10. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F 1 получится:

100% черных кроликов

75% черных и 25% белых кроликов

50% черных и 50% белыз кроликов

25% черных и 75% белых кроликов

А 11. Взаимодействие аллельных генов – причина

А 12. В чем сущность гипотезы чистоты гамет

Гаметы чисты, всегда несут доминантные признаки

Гаметы чисты, всегда несут рецессивные признаки

Гаметы чисты, несут только один аллельный признак из пары

Гаметы чисты, несут пару аллельных признаков

А 13. Какие суждения верны?

Промежуточное наследование может наблюдаться у гетерозигот при неполном доминировании

Анализирующее скрещивание – скрещивание с гомозиготой по доминантным признакам

Ночная красавица с красными цветками – гетерозигота по данной паре признаков

В половой клетке может быть два одинаковых или два различных аллеля одного гена

А 14.Сколько аутосом в генотипе человека?

22 2. 23 3. 44 4. 46

А 15. Какое утверждение верно для половых хромосом

Половые хромосомы Х и Y полностью гомологичны друг другу

Половые хромосомы Х и Y гомологичны друг другу по небольшому участку

Вообще не имеют гомологичных участков

При скрещивании гороха с серой окраской сенменной кожуры с таким же растением получено 118 растений с серой и 39 растений с белой кожурой. Если же исходное растение скрестить с растением, имеющим белую кожуру, получится половина растений с серой кожурой, а роловина с белой кожурой. Какой генотип имеют исходные растения?

Мать имеет вторую группу крови, отец тоже вторую группу. Какие группы крови можно ожидать у детей?

При скрещивании красноглазых самок дрозофилы с красноглазым самцом (ген красного цвета доминантен, признак сцеплен с полом) получено три части красноглазых и одна часть белоглазых особей. Определите генотипы родителей и потомства и расщепление по полу.

А1-4; А2-4; А3-3; А4-2; А5 -4; А6 -3; А7 -3; А8-2; А9-1; А10-2; А11-1; А12-3;

9 класс зачет по теме «Основы генетики»

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А 1. Как называется совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей

Читайте также:  Тест по биологии по теме строение семян с ответами

Кариотип 2. Фенотип 3. Генотип 4. Геном

А 2. Как называется второй закон Г. Менделя?

Закон расщепления признаков в соотношении 3 : 1

Закон единообразия первого поколения

Неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков

Промежуточное наследование при неполном доминировании

А 3. Какая часть гомозиготных особей получается при скрещивании гетерозигот?

А 4. Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве?

Особи с доминантными признаками

Особи, образующие два типа гамет

А 5. Какие суждения верны?

Фенотип зависит только от генотипа

Фенотип зависит от взаимодействия генотипа и среды

Генотип гороха с желтыми семенами может быть только АА

Второй закон Г.Менделя называется законом единообразия первого поколения

А 6. Известно, что карий цвет глаз у человека – доминантный признак, голубой — рецессивный, Какова вероятность появления кареглазого ребенка, если оба родителя кареглазые гетерозиготы?

25% 2. 50% 3. 75% 4. 100%

А 7. Взаимодействие аллельныхгенов – причина:

А 8. Существенное влияние на развитие потомства оказывают возникшие у родителей:

А 9. Норма реакции связана с

А10. Болезнь Дауна связана с появлением лишней 21 пары хромосом в генотипе человека, поэтому подобное изменение называют

соматической мутацией 2. геномной мутацией 3. полиплоидией 4. гетерозисом

А 11. Может ли дочь заболеть гемофилией, если ее отец — гемофилик?

Может, так как ген гемофилии расположен в Y хромосоме

Может, если мать не является носителем гена гемофилии

Не может, так как она гетерозиготна по Х хромосомам

Может, если мать — носительница гена гемофилии

А 12. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян.Сколько различных фенотипов ожидается в потомстве?

Один 2. Два 3. Три 4. Четыре

А12. Что отражает закон Моргана

Закон расщепления признаков в потомстве в соотношении 3 : 1

Закон независимого расщепления признаков, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом

Закон сцепленного наследования признаков, если гены находятся в одной хромосоме

А 13. Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян (желтая и зеленая) и их формы (гладкая и морщинистая) у гороха

Одна пара 2. Две пары 3. Три пары 4. Четыре пары

А 14. Какое явление вызывает нарушение закона Моргана

1 митоз 2. Мейоз 3. Конъюгация 4. Кроссинговер

А15. Сколько аутосом в геноме человека?

22 2. 23 3. 44 4. 46

При скрещивании двух растений гороха с пазушными цветами, получено 62 растения с пазушными и 22 растения с верхушечными цветами. Каковы генотипы родительских растений? Сколько гомозиготных растений среди потомков?

У матери первая группа крови, у отца неизвестна. Ребенок имеет первую группу крови. Может ли у отца быть вторая группа крови?

У бабочек женский пол определяется Х Y – хромосомами, а мужской — ХХ. Признак «цвет кокона» сцеплен с полом (с Х – хромосомой). Белый цвет кокона – доминантный признак. Каким будет потомство от скрещивания белококонной линии с темнококонной ( самцы – темнококонные, самки – белококонные).

А1-2; А2-1; А3-1; А4-1; А5 -2; А6 -3; А7 -1; А8-3; А9-2; А10-2 А11-4; А12-4;

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 935 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-805227

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Школьник из Челябинской области стал победителем конкурса «Ученик года — 2021»

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник