Влияние человека на биосферу.
Для достижения высоких урожаев прибегают к обильному орошению посевов, но это ведет к засолению почв. Кроме того, прибегают к химическим удобрениям, вносимых в почву в больших количествах, но не использованные растениями удобрения с дождевыми или вешними водами выносятся в водоемы и «удобряют» их, вследствие чего в них усиленно размножается планктон, что изменяет водные экосистемы, ведет к экологической сукцессии с ее неблагоприятными последствиями.
Для защиты растений в сельском хозяйстве широко используют различные химические соединения в качестве пестицидов, гербицидов и дефолиантов, которых в мире сейчас производится более 2 млн тонн ежегодно.
Однако эти химические вещества, среди которых многие являются мутагенами, загрязняют среду (почву и воду), проникают в клетки растений и животных, а затем с пищей растительного и животного происхождения попадают в организм людей, вызывая нарушения в здоровье.
Химические вещества, загрязняющие почву, воду, атмосферу называют загрязнителями среды обитания.
Производство энергии. Чтобы обеспечить себя энергией человек прибегает к добыче и сжиганию энергоносителей. В частности, с середины XIX в. началось бурное потребление каменного угля, а позднее и нефти. Однако при сжигании энергоносителей образуется множество веществ-загрязнителей, которые широко распределяются в биосфере, пересекая границы стран и континентов. Например, по некоторым подсчетам ежегодно в мире в результате сжигания жидкого и твердого топлива лишь на электростанциях, ТЭЦ и в домовых котельных в атмосферу выбрасывается около 200 млн тонн окислов азота.
В то же время в атмосфере уменьшается количество кислорода, но увеличивается доля углекислого газа.
Подсчитано, что за последние 100 лет концентрация углекислоты в атмосфере увеличилась на 12%, создавая так называемый парниковый эффект.
Если в дождевые воды попадают двуокись серы и окислы азота, образующиеся в результате сжигания угля и нефти, то они превращаются практически в разбавленные растворы серной и азотной кислот, которые с осадками в виде кислотных дождей или снега выпадают на Землю, где они становятся ядовитыми для животных, растений и человека.
Подсчитано, что за последние 100 лет количество кислотных осадков увеличилось более чем в 30 раз.
В результате производства энергии в атмосферу попадает также огромное количество частиц золы, которые содержат мутагенные и одновременно канцерогенные вещества (пирен, перилен и др.).
Предполагается, что к 2000 г. около 50% или более энергии будет производиться АЭС, а это позволяет предполагать, что биосфера и дальше будет загрязняться радиоактивными отходами. Особенно опасны аварии на АЭС. Итак, производство энергии неизбежно ведет к загрязнению биосферы.
Производство промышленных материалов и химический синтез. Это направление в деятельности человека сопровождается не только использованием невосполнимых запасов минеральных веществ и воды, в том числе питьевой, но и образованием при производстве материалов (стали, чугуна, цемента, тканей и т. д.) в огромных количествах различных химических соединений. В почву и воду попадают соли тяжелых металлов, а через пищу — и в организм человека.
Производство различных металлов, как и энергии, сопровождается также запылением атмосферы, особенно минеральной пылью и сульфатными аэрозолями. Например, цементная пыль содержит окислы кальция и магния.
Большое распространение получило производство бытовых аэрозолей, чистящих и моющих средств, а также химических соединений, придающих материалам водонепроницаемость и другие свойства. Их использование также сопровождается загрязнением среды обитания. Минеральные пыли способствуют повышению температуры в верхних слоях атмосферы, а также вызывают другие неблагоприятные последствия в тропосфере.
Опасность представляют хлорфторуглеводороды в связи с их использованием в холодильной промышленности. Они разрушают озоновый слой, защищающий живой мир от коротковолнового ультрафиолетового излучения. Особую опасность для атмосферы представляет насыщение ее углекислым газом, который создает так называемый «парниковый эффект».
Ежегодно в странах, имеющих химическую лабораторную базу и химическую промышленность, синтезируется несколько десятков тысяч новых химических соединений, из которых около 500 идет на рынок для использования в промышленности, сельском хозяйстве и медицине. Однако использование продуктов химического синтеза не всегда является благоприятным, что подтверждается использованием в практике ДДТ и ДЭС. ДДТ был синтезирован впервые еще в 1874 г., но начиная с 1930 г. его стали использовать в качестве пестицида и препарата против малярийных комаров. Однако, уже в 60-е годы стали замечать, что использование сопровождалось уменьшением численности птиц в Европе, а в 70-е годы было установлено, что он обладает «феминизирующим» воздействием на животных.
В частности, было установлено, что под воздействием этого соединения у аллигаторов уменьшается в размерах совокупительный орган, а воздействие метаболитов этого соединения на мужчин сопровождается снижением концентрации сперматозоидов в их эйякулятах, а также развитием крипторхизма. Детальное изучение механизмов действия ДДТ и других сходных химических соединений, загрязняющих окружающую среду, показало, что в организме эти соединения и продукты их распада, будучи по химической структуре непохожими на естественные эстрогены, все же действуют в качестве эстрогенов или блокаторов андрогенов. Кроме того, не вызывая структурных изменений в генах, они вызывают изменения в экспрессии генов.
Интересное из раздела
Проблемы Арала и сохранение его
Аральское море являлось четвёртым по величине озером в мире, не имеющим выхода в мировой океан. За его размеры (площадь Арала составляла 64-68 тыс. кв. километров) назвали морем. О проблеме .
Кризисные явления окружающей среды
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилос .
Эксплуатация биологических ресурсов
Биоресурсы – понятие не то чтобы незнакомое, но не вполне привычное. Чаще всего словосочетание «природные ресурсы» ассоциируется с минеральным сырьём, хотя что такое леса, луга или рыба зна .
Источник
Вариант – 2
1. Элементарной единицей биосферы является…
а) экологическая ниша; в) биоценоз;
б) экосистема; г) биотоп.
2. Мощность биосферы определяется …
а) верхним слоем литосферы; б) запасами биогенных веществ;
в) количеством живых существ, обитающих в нижних слоях
г) биомассой живущих одновременно на Земле организмов.
3. Ноосферу создает деятельность …
а) человека; в) животных;
б) растений; г) микроорганизмов.
4. Регулирующий механизм в естественных экосистемах — это …
а) экологическая культура; в) социальные законы;
б) конкуренция; г) наказания.
5. Антропогенные ландшафты занимают … % суши Земли.
а) 20; б) 30; в) 50; г) 70.
6. Выпадение кислотных дождей связано с…
а) изменением солнечной радиации;
б) повышением содержания СО2 в атмосфере;
в) увеличением количества озона в атмосфере;
г) выбросами в атмосферу двуокиси серы и оксидов азота.
7. Обильное орошение посевов ведёт к …
а) размножению планктона; в) загрязнению почв;
б) засолению почв; г) деградации почв.
8. Биологические загрязнители, попадающие в окружающую среду
в результате экологической сукцессии – это …
а) клещи; в) гельминты;
б) амёбы; г) патогенные микроорганизмы.
9. Разрушение озонового слоя планеты хлорфторуглеводородами
а) повышению УФ облучения живых организмов;
б) снижение количества О2 в атмосфере;
в) снижение интеллектуальных возможностей человека;
г) изменению местообитаний животных и растений.
10. «Парниковый эффект» связан с накоплением в атмосфере …
а) мутагенных веществ; в) двуокиси азота;
б) СО2; г) радиоактивных веществ.
Задание 2. Выберите несколько правильных ответов.
Вариант – 1
Выпадение кислотных дождей имеет следующие последствия для
а) сохранение и увеличение разнообразия видов живых существ;
б) изменение состава биоценозов;
в) поражение и опадение листьев растений;
г) бурный рост растительности;
д) повышение кислотности почвы.
2. Использование пестицидов опасно для всего живого, так как…
а) многие из них являются мутагенами;
б) они распространяются по пищевой цепи и “попадают на стол”
в) они являются дорогостоящими;
г) происходит зарастание почвы сорняками;
д) они являются чужеродными для живых организмов.
Последствия деятельности человека в области использования транспорта — …
а) расходуется большое количество кислорода;
б) разливы нефти в морях;
в) пыль и сажа поглощают солнечный свет, прекращается процесс
г) УФ излучение превышает норму на 10 % и более;
д) загрязнение окружающей среды мутагенами;
е) происходит засоление почв.
4. Современные границы техносферы:
а) наличие микроорганизмов в литосфере;
б) донные отложения в Мировом Океане;
в) максимальная глубина бурения; г) озоновый экран;
д) максимальное удаление от Земли космических аппаратов.
5.Последствия деятельности человека в области производства пищи — …
а) пыль и сажа поглощают солнечный свет, прекращается процесс
б) применение химических средств в большом количестве;
в) происходит засоление почв;
г) расходуется большое количество кислорода;
д) образуются загрязняющие вещества в результате сжигания
энергоносителей; е) обильное орошение.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Контрольная работа по экологии Z032
Уважаемый студент!
Данную работу Вы можете заказать у нас за символическую цену, связавшись с нами любым удобным для Вас способом:
Мы ответим Вам в самое ближайшее время. Всегда рады помочь!
Задание 1. Выберите один правильный ответ. Используйте материалы теоретической части.
1. Элементарной единицей биосферы является…
а) экологическая ниша; в) биоценоз;
б) экосистема; г) биотоп.
2. Мощность биосферы определяется …
а) верхним слоем литосферы;
б) количеством живых существ, обитающих в нижних слоях
в) запасами биогенных веществ;
г) биомассой живущих одновременно на Земле организмов.
3. Ноосферу создает деятельность …
а) человека; в) животных;
б) растений; г) микроорганизмов.
4. Регулирующий механизм в естественных экосистемах — это …
а) экологическая культура; в) социальные законы;
б) конкуренция; г) наказания.
5. Антропогенные ландшафты занимают … % суши Земли.
а) 20; б) 30; в) 50; г) 70.
6. Выпадение кислотных дождей связано с…
а) изменением солнечной радиации;
б) повышением содержания СО2 в атмосфере;
в) увеличением количества озона в атмосфере;
г) выбросами в атмосферу двуокиси серы и оксидов азота.
7. Обильное орошение посевов ведёт к …
а) размножению планктона; в) загрязнению почв;
б) засолению почв; г) деградации почв.
8. Биологические загрязнители, попадающие в окружающую среду
в результате экологической сукцессии – это …
а) клещи; в) гельминты;
б) амёбы; г) патогенные бактерии.
9. Разрушение озонового слоя планеты хлорфторуглеводородами
а) повышению УФ облучения живых организмов;
б) снижение количества О2 в атмосфере;
в) снижение интеллектуальных возможностей человека;
г) изменению местообитаний животных и растений.
10. «Парниковый эффект» связан с накоплением в атмосфере …
а) мутагенных веществ; в) серной кислоты;
б) углекислого газа; г) радиоактивных веществ.
Задание 2. Выберите несколько правильных ответов. Используйте материалы теоретической части.
1. Производство промышленных материалов …
а) обогащает биосферу природными ресурсами;
б) сопровождается использованием запасов минеральных веществ;
в) требует больших количеств воды;
г) приводит к запылению атмосферы;
д) не приводит к отрицательным последствиям.
2. Выпадение кислотных дождей имеет следующие последствия для
а) сохранение и увеличение разнообразия видов живых существ;
б) бурный рост растительности;
в) повышение кислотности почвы;
г) изменение состава биоценозов;
д) нарушение процесса фотосинтеза у растений.
3. Последствия деятельности человека в области производства энергии
а) загрязнение окружающей среды мутагенами;
б) образуются загрязняющие вещества в результате сжигания
в) выпадение кислотных осадков;
г) распад экосистем в результате низких температур и радиации;
д) увеличение содержания углекислого газа в атмосфере.
е) разливы нефти в морях;
4. Техносфера – это…
а) искусственная реальность, расширяющая возможности
б) совокупность абиотических, биотических и социально-
в) область распространения биологической формы жизни на
г) область распространения технических устройств, созданных
д) единство живых и минеральных элементов, вовлеченных в
5. Последствия деятельности человека в области производства
а) загрязнение окружающей среды мутагенами;
б) расходуется большое количество кислорода;
в) распад экосистем в результате низких температур и радиации;
г) разрушение озонового слоя;
д) повышение температуры в верхних слоях атмосферы;
е) использование больших количеств воды.
Задание 3. Проанализируйте негативные последствия деятельности человека в биосфере и выявите их причины. Заполните таблицу 2.2.
Деятельность человека в биосфере
Причины, их вызывающие
Задание 4. Оцените экологическую ситуацию в приведённых примерах, сделайте прогноз возможных изменений в природе (т.е. проследите «цепные реакции»).
а) Применение больших доз удобрений может иметь пагубное влияние на почву, а также на человека: нарушается экологическое равновесие в биоценозах почв,………
б) Нефть отличается высокой температурой замерзания и вязкостью. Чтобы нефть текла по трубопроводам с необходимой скоростью, ее подогревают, что ведёт к протаиванию верхнего слоя вечномерзлых грунтов. Изменение состояния вечной мерзлоты приводит к ……..
Источник
Техносфера как объект инженерной экологии
Благодаря развитию техники (техногенезу), исторически сформировалась особая реальность — техносфера.
Это относительно самостоятельный естественно-искусственный мир, «вторая природа», где осуществляется разнообразная предметно-практическая деятельность человека.
Техносфера охватывает почти всю биосферу и часть околоземного космоса. Техносфера является объектом инженерной экологии.
Инженерная экология — прикладная дисциплина, представляющая собой систему научно обоснованных инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества окружающей среды в условиях растущего промышленного производства. Инженерная экология возникла на стыке технических, естественных и социальных наук. В современном представлении инженерная экология включает в первую очередь промышленную и коммунальную экологию.
Одной из основных задач инженерной экологии является создание инженерных методов исследования и защиты окружающей природной среды (альтернативные источники энергии, методы сокращения твердых жидких и газообразных выбросов промышленных предприятий и транспорта; методы сокращения воздействия на население и окружающую природную среду загрязняющих веществ химического и биологического происхождения; оборудование, машины и технологии обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов и др.).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучите теоретический материал и проанализируйте воздействие антропогенных факторов на биосферу. Закрепите полученные знания с помощью тестов и контрольных вопросов.
Задание 1.Выберите один правильный ответ.
Вариант – 1
1. 1/3 биомассы Земли составляют…
а) животные; в) микроорганизмы;
б) растения; г) грибы.
2. В состав биоценоза входит…
а) биотоп; б) экотоп; в) почва; г) сообщество растений.
3. Устойчивость экосистемы зависит от…
а) её размеров; в) климатических условий;
б) постоянства цепей питания; г) рельефа.
4. Естественное загрязнение биосферы происходит в результате…
а) пыльных бурь; б) увеличения численности одного из видов;
в) обработки растений пестицидами; г) внесения удобрений.
5. Положительный антропогенный фактор — это …
а) выбросы промышленных предприятий в атмосферу;
б) увеличение количества свалок бытовых отходов;
в) использование химических средств защиты растений;
г) сохранение исчезающих видов животных в заповедниках.
6. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы …
а) задерживает тепловое излучение Земли;
б) является защитным экраном от УФ излучения;
в) образовался в результате промышленных загрязнений;
г) способствует разрушению загрязнителей.
7. Ноосферу создает деятельность …
а) животных; в) человека;
б) микроорганизмов; г) растений.
8. Биологические загрязнители, попадающие в окружающую среду
в результате недостаточной санитарной культуры людей – это…
а) гельминты; в) переносчики природно-очаговых болезней;
б) грызуны; г) клещи.
9. За последние 100 лет концентрация углекислого газа в атмосфере
а) 3; б) 10; в) 12; г) 15.
10. Особо чувствительными к воздействию низких температур
в условиях ядерной зимы окажутся … леса.
а) хвойные; б) лиственные; в) горные; г) тропические.
Вариант – 2
1. Элементарной единицей биосферы является…
а) экологическая ниша; в) биоценоз;
б) экосистема; г) биотоп.
2. Мощность биосферы определяется …
а) верхним слоем литосферы; б) запасами биогенных веществ;
в) количеством живых существ, обитающих в нижних слоях
г) биомассой живущих одновременно на Земле организмов.
3. Ноосферу создает деятельность …
а) человека; в) животных;
б) растений; г) микроорганизмов.
4. Регулирующий механизм в естественных экосистемах — это …
а) экологическая культура; в) социальные законы;
б) конкуренция; г) наказания.
5. Антропогенные ландшафты занимают … % суши Земли.
а) 20; б) 30; в) 50; г) 70.
6. Выпадение кислотных дождей связано с…
а) изменением солнечной радиации;
б) повышением содержания СО2 в атмосфере;
в) увеличением количества озона в атмосфере;
г) выбросами в атмосферу двуокиси серы и оксидов азота.
7. Обильное орошение посевов ведёт к …
а) размножению планктона; в) загрязнению почв;
б) засолению почв; г) деградации почв.
8. Биологические загрязнители, попадающие в окружающую среду
в результате экологической сукцессии – это …
а) клещи; в) гельминты;
б) амёбы; г) патогенные микроорганизмы.
9. Разрушение озонового слоя планеты хлорфторуглеводородами
а) повышению УФ облучения живых организмов;
б) снижение количества О2 в атмосфере;
в) снижение интеллектуальных возможностей человека;
г) изменению местообитаний животных и растений.
10. «Парниковый эффект» связан с накоплением в атмосфере …
а) мутагенных веществ; в) двуокиси азота;
б) СО2; г) радиоактивных веществ.
Задание 2.Выберите несколько правильных ответов.
Вариант – 1
1. Выпадение кислотных дождей имеет следующие последствия для
а) сохранение и увеличение разнообразия видов живых существ;
б) изменение состава биоценозов;
в) поражение и опадение листьев растений;
г) бурный рост растительности;
д) повышение кислотности почвы.
2. Использование пестицидов опасно для всего живого, так как…
а) многие из них являются мутагенами;
б) они распространяются по пищевой цепи и “попадают на стол”
в) они являются дорогостоящими;
г) происходит зарастание почвы сорняками;
д) они являются чужеродными для живых организмов.
3. Последствия деятельности человека в области использования транспорта — …
а) расходуется большое количество кислорода;
б) разливы нефти в морях;
в) пыль и сажа поглощают солнечный свет, прекращается процесс
г) УФ излучение превышает норму на 10 % и более;
д) загрязнение окружающей среды мутагенами;
е) происходит засоление почв.
4. Современные границы техносферы:
а) наличие микроорганизмов в литосфере;
б) донные отложения в Мировом Океане;
в) максимальная глубина бурения; г) озоновый экран;
д) максимальное удаление от Земли космических аппаратов.
5.Последствия деятельности человека в области производства пищи — …
а) пыль и сажа поглощают солнечный свет, прекращается процесс
б) применение химических средств в большом количестве;
в) происходит засоление почв;
г) расходуется большое количество кислорода;
д) образуются загрязняющие вещества в результате сжигания
энергоносителей; е) обильное орошение.
Вариант – 2
1. Производство промышленных материалов …
а) обогащает биосферу природными ресурсами;
б) сопровождается использованием запасов минеральных веществ;
в) требует больших количеств воды;
г) приводит к запылению атмосферы;
д) не приводит к отрицательным последствиям.
2. Выпадение кислотных дождей имеет следующие последствия для
а) сохранение и увеличение разнообразия видов живых существ;
б) бурный рост растительности;
в) повышение кислотности почвы;
г) изменение состава биоценозов;
д) нарушение процесса фотосинтеза у растений.
3. Последствия деятельности человека в области производства энергии следующие — …
а) загрязнение окружающей среды мутагенами;
б) образуются загрязняющие вещества в результате сжигания
в) выпадение кислотных осадков; г) разливы нефти в морях;
д) распад экосистем в результате низких температур и радиации;
е) увеличение содержания углекислого газа в атмосфере.
4. Техносфера – это…
а) искусственная реальность, расширяющая возможности
б) совокупность абиотических, биотических и социально-
в) область распространения биологической формы жизни на
г) область распространения технических устройств, созданных
д) единство живых и минеральных элементов, вовлеченных в
5.Последствия деятельности человека в области производства
а) загрязнение окружающей среды мутагенами;
б) расходуется большое количество кислорода;
в) распад экосистем в результате низких температур и радиации;
г) разрушение озонового слоя;
д) повышение температуры в верхних слоях атмосферы;
е) использование больших количеств воды.
Задание 3.Проанализируйте негативные последствия деятельности
человека в биосфере и выявите их причины. Заполните таблицу.
Сфера деятельности | Негативные последствия | Причины, их вызывающие |
Производство пищи | ||
Производство энергии | ||
Промышленность | ||
Химический синтез | ||
Хозяйственная деятельность | ||
Военная деятельность |
1. Что такое биосфера, каковы её границы?
2. Перечислите регулирующие механизмы гомеостаза в природных и антропогенных экосистемах.
3. Что такое антропогенный обмен веществ?
4. Что необходимо сделать для того, чтобы производственные процессы были включены в функцию биосферы?
5. Какие основные виды вмешательства человека в экологические процессы выделил Б.Коммонер?
6. Приведите примеры целенаправленных и непроизвольных антропогенных воздействий на природу.
7. Что понимают под цепной реакцией в природе?
8. Что такое ноосфера?
9. Что такое техносфера?
10. Каковы основные задачи инженерной экологии?
11. Почему экологический кризис называют обратной стороной научно-технического прогресса?
12. В чём опасность технократического пути развития человечества?
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова, Т.А. Экология [Текст]: учебник / Т.А. Акимова, В.В.Хаскин – М.: ЮНИТИ, 2000. – 557 с.
2. Банников, А.Г. Основы экологии и охраны окружающей среды [Текст]: учебник / А.Г.Банников, А.А.Вакулин, А.К. Рустамов – М.: Колос, 1999. – 304 с.
3. Горелов А.А. Экология [Текст]: учебное пособие / А.А.Горелов – М.: Юрайт-М, 2001. – 312 с.
Источник