Меню

Не семени хлеба не добудешь



§ 19. Личные окончания глаголов —

88. Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем поспрягайте глаголы вести, петь, говорить, молчать по этим образцам.

Вести — веду, ведёшь, ведёт, ведём, ведёте, ведут. (1 спр.)
Петь — пою, поёшь, поёт, поём, поёте, поют. (1 спр.)
Говорить — говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят (2 спр.)
Молчать — молчу, молчишь, молчит, молчим, молчите, молчат (2 спр.)

89. Спишите, вставляя е или и. выделите окончания галголов. Объясните окончания глаголов.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. — Если возьмёшся сразу за несколько дел, не добъёшься результатов ни в одном.

90. Прочитайте отрывок из русской народной песни. Перепишите, вставляя, где нужно, на месте скобок ь.

Течёш ь , речка, не колыхнёш ь ся,
На крутой берег не взольёш ь ся,
На крутой берег не взольёш ь ся,
Жёлтым песком не возмутиш ь ся!

91. Составьте предложения с глаголами, помещёнными в рамке.

Ты меня не слышишь совсем. Видишь, уже всен пришли. Он смотрит на лошадь изумлённым взглядом, но подойти к ней боится. Кто-то держит мой рюкзак сзади.


92. Слитно или раздельно? Подчеркните е, и в окончаниях глаголов. Поставьте вопросы к глаголам на -тся, -ться. Укажите пословицы на тему «Труд».

1. Слово не воробей: вылетит — не п оймаешь ( не с глаг.). 2. Волков боя тьс я (что дела ть ?) — в лес не х од и ть (не с глаг.). 3. Лежа хлеба не д обуд и шь(где с глаг.). 4. В решете воду не у держ и шь (не с глаг.). 5. Сонливого не д обуд и шься (не с глаг.), ленивого не д ошл ё шься (не с галг.). 6. Кто вчера солгал, тому завтра не п оверят (не с глаг.). 7. Скажешь — не в орот и шь (не с глаг.), напишешь — не с отр ё шь (не с глаг.), отруб и шь — не п ристав и шь (не с глаг.). 8. За всё бра тьс я (что дела ть ?) — ничего не с делать (не с глаг.).9. Семь дел в одни руки не б ерут (не с глаг.)
Пословицы на тему труд: 3, 8, 9.

Источник

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему: «Морфологический разбор деепричастия»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Тема урока «Морфологический разбор деепричастия»

Деепричастие I.Общее значение II. Морфологические признаки III. Синтаксическая роль

Повторение изученного по теме «Деепричастие» Мама – наречие, Папа – сам глагол, Их сыночек родненький В них двоих пошел. Их двоих вопросики Сынок всем раздает. Добавочное действие Глаголу он дает. Этому ребенку С рожденья не повезло: Как мама, не имеет он Род, падеж, число. Вид имеет он, Как родной отец. Имя отгадаешь – Будешь молодец!

Деепричастие – гибридная часть речи. Деепричастие совмещает в себе признаки наречия со свойствами глагола.

Работа с текстом «Да он славно бьётся! – говорил Бульба, остановившись». Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре, следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба. Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на всё и, тихо, понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!» Он глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь.

несовершенный: следуя таща проходя обтирая Выборочный диктант совершенный: сняв понурив потерявшись что делая? что сделав?

Игра «Третье лишнее» Везде, поле, плохо Потеряв, потерявший, теряя

Работа с текстом А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами.

«Знаки препинания – это как нотные знаки» (К.Г.Паустовский) Синтаксическая загадка Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, оставить и себе долю золота. Попробуйте и вы найти это решение.

Восстановительный диктант (Не). семени хлеба (не)добудешь. (Не)… до земли грибка (не)подымешь. (Не)… в воду плавать (не)научишься. Слова для справки: заходя, посеяв, наклонившись

Самопроверка Не посеяв семени, хлеба не добудешь. Не наклонившись до земли, грибка не подымешь. Не заходя в воду, плавать не научишься. Не с глаголом и деепричастием пишется раздельно.

слитно: не употребляется без не, нет противопоставления с союзом а, нет зависимого слова Не с причастиями раздельно: если краткая форма, есть противопоставление с союзом а или есть зависимое слово

1. Маленькая собачка свернувшись лежит не лает не кусает а в дом не пускает. 2. Упираясь в берега лежит радуга — дуга. 3. Задрав носок бегут в лесок. Загадки

Работа с текстом Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко: «Дай же, Боже, чтобы … ни один из нас не промолвил ни одного слова!» После этого он приблизился к эшафоту… Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно… Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

Этимологическая пятиминутка исполин старославянского происхождения от имени древнего племени сполов, представители которых отличались очень высоким ростом

Аукцион фразеологических оборотов «И ушел волк не солоно хлебавши…» Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого — Не солоно хлебавши

Аукцион фразеологических оборотов Бежать быстро, (мчаться) — Сломя голову

Аукцион фразеологических оборотов Работать хорошо — Засучив рукава. Работать плохо — Спустя рукава.

Конструирование слова — от слова премудрый взять – приставку, — от слова описать – приставку, — от слова долина – корень, — от слова лететь – суффикс, — от слова отдавать – суффикс, — от слова таять – суффикс.

страх судьбу препятствия лень боль трудности преодолевая

Работа с текстом Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица и за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови она отдала бы все. Рыдая, глядела она им в очи, которые всемогущий сон начинал уже смыкать…

чайка символ любви, жизни антитеза хищная подорожная птица символ смерти, крови мать война

испытание человеческого духа Война горе, страдание

Сделайте вывод « Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». (А. С. Пушкин)

Молодцы! Спасибо за работу! Любите русский язык!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 935 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 320 человек из 65 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 978 человек из 82 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-033577

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Школьник из Челябинской области стал победителем конкурса «Ученик года — 2021»

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский язык. 6 класс. «Морфологические признаки деепричастия»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Морфологические признаки деепричастия.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока : частично – поисковый с элементами беседы.

Урок построен на концентрической основе с применением разных форм работы: как самостоятельной (индивидуальной), так и групповой, и коллективной.

Модель обучения: базовая (6 класс – 6 часов в неделю).

Базовый учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 2/ С.И. Львова, В.В. Львов 9 – е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 163 с.: ил.

УМК по русскому языку для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией С.И. Львовой.

Технология и методы обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо, элементы технологии развивающего обучения; технология встречных усилий; ассоциация.

Методическое обоснование урока: материал урока даёт возможность сформировать понятие о деепричастии как особой форме глагола (самостоятельной части речи), имеющей специфическую семантику, соединяющей морфологические категории глагола и наречия, с особой синтаксической функцией и ярко выраженной стилистической принадлежностью.

— расширить и углубить представление о деепричастии как особой форме глагола;

— учить опознавать деепричастие по значению, вопросу, суффиксам и морфологическим признакам;

— создавать условия для ознакомления обучающихся с особой формой глагола – деепричастием;

— использовать приём «Корзина идей» при работе с информацией для актуализации имеющихся знаний;

— пробуждать у школьников интерес к получению новой информации;

— учить правильно использовать деепричастия в речи.

— развивать интеллектуальные умения учащихся – умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

— развивать устную и письменную речь учащихся.

— создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;

— воспитывать культуру общения в группе со сверстниками;

— создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

— формирование личностной рефлексии,

— осознание своих личных качеств и мотивов;

— формирование осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности.

— самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение.

— управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов своей деятельности.

— формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать своё,

— формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления.

— овладение знаниями о деепричастии как особой форме глагола,

— формирование умения опознавать деепричастия в тексте, употреблять в устной и письменной речи, — овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка;

— воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

— умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование: компьютер, экран, презентация; карточки – информаторы, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал.

На доске: Двенадцатое февраля.

Морфологические признаки деепричастия.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел:
Я по значению похоже на глагол!

1. Мотивация учебной деятельности.

— Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. ( Чтение эпиграфа к уроку, определение опорных слов).

— Ребята, давайте проанализируем эпиграф. Найдите в нём ключевые слова и сделайте вывод о том, какие слова можно спутать с глаголом и наречием. (Деепричастие).

2. Включение обучающихся в систему новых знаний.

— Кто сформулирует тему нашего урока?

(Деепричастие. Морфологические признаки деепричастия.)

— Как вы считаете, какие задачи перед нами стоят?

— Запишите в тетради: Двенадцатое февраля.

Морфологические признаки деепричастия.

— Ребята, что вы знаете о деепричастии? (Особая форма глагола).

Карточка – информатор №1.

В современной лингвистике несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

— Назовите грамматические признаки глагола. (Вид – совершенный и несовершенный, возвратность – возвратный и невозвратный, переходность – переходный и непереходный).

— Какие признаки деепричастия вы уже можете назвать?

Приём «Корзина идей».

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

1. Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. (Ребята, что вы знаете о деепричастии?)

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным (ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного, составляется список идей.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к проблеме, теме текста. Далее, в ходе работы с текстом эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Крича, бегая, пробежав, принесши, умывшись.

— Приведите свои примеры.

— Рассмотрите внимательно словосочетания и выпишите только те, в которых есть деепричастие, выделите суффиксы. (Работа в группах).

Озябшие на снегу, озябнув от ветра , путешествуя по свету , путешествующий налегке, рассматривая холст , рассматривавший с интересом, развивающий волю, развивая скорость , сделанный аккуратно , сделавшись сразу строже .

— Ребята, прочитайте внимательно выбранные вами словосочетания и предположите, какие признаки можно выделить у деепричастий? (Вид – совершенный и несовершенный, возвратность – возвратное и невозвратное, переходность – переходное и непереходное).

Озябнув от ветра – совершенный вид, невозвратное, непереходное;

путешествуя по свету — несовершенный вид, невозвратное, непереходное;

рассматривая холст — несовершенный вид, невозвратное, переходное;

развивая скорость — несовершенный вид, невозвратное, переходное;

сделавшись сразу строже — совершенный вид, возвратное, непереходное.

— Работа с материалом учебника. Параграф 40. Морфологические признаки деепричастия.

— Задания: изучите теоретический материал, сравните, проанализируйте и сделайте вывод о том, какими признаками обладает деепричастие.

— Какие признаки деепричастие унаследовало от наречия?

— Какая информация в тексте вас заинтересовала больше всего? Какие новые сведения вы можете сообщить?

— Чистим корзину (выборочно удаляем ненужные сведения), если возникла такая необходимость.

3. Закрепление материала.

— Работаем с таблицей. Назовите признаки глагола у деепричастия.

— Назовите признаки наречия у деепричастия.

— Каково общее грамматическое значение деепричастия? (Добавочное действие).

Карточка – информатор № 2.

«Термин «деепричастие» возник в 17 веке, состоит он из двух частей: дее и причастие , т.е. причастный к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам… похожа на наречие, так как не изменяется». В.А. Иванова.

Карточка – информатор № 3.

Значение слова ПРИЧАСТНЫЙ следующее: «Причастный» — имеющий непосредственное отношение, касательство к чему — нибудь».

Частица дее- от деять – «делать», то есть «причастность к действию». (Толковый словарь С.И. Ожегова).

— А сейчас я предлагаю вам просмотреть «Инструкцию» по выявлению деепричастий:

1. Определите, от какого глагола деепричастия образованы, к какому глаголу относятся.

2. Задайте к ним вопрос обстоятельства от глагола, дополнительные вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом?

3. Ищите суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши.

Карточка – информатор № 4.

Хорошо известны слова Ф.М. Достоевского по поводу фразы Д. Григоровича: «У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам . Надо было сказать: пятак упал к ногам, звеня и подпрыгивая ».

«Этих двух слов, — писал Д. Григорович, — для меня было довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно — литературным приемом ».

Пятак упал к ногам, звеня и подпрыгивая.

— Проанализируйте предложение. Пользуясь инструкцией, найдите деепричастия, укажите признаки, определите синтаксическую роль в предложении.

— Подчеркните глагол – сказуемое и деепричастия.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА «СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ».

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». (В. Гюго).

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше.

Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем – всем.

СОХРАНИ ЭТО СОЛНЦЕ В СЕБЕ!

— Итак, продолжаем работу.

Игра “Подскажи словечко”.

— Восстановите пословицу, подобрав из слов для справок подходящее по смыслу деепричастие.

Дружба как стекло, …, не сложишь. (разбив)

Не … броду, не суйся в воду. (зная)

Не … семени, хлеба не добудешь. (посеяв)

… человека, уважаешь себя. (Уважая)

визуализации туры МБОУ лицей с. очном этапе олимпиадыями, помогаю преодолеть боязнь сцен

Слова для справок: Уважая, посеяв, зная, разбив.

— Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах).

— Запишите пословицу, укажите признаки деепричастия (морфемные, грамматические, морфологические).

— Мы достаточно много собрали информации для того, чтобы сложилось представление о признаках деепричастия. Сейчас поупражняемся в правописании деепричастий.

Работа с учебником – упражнение 416.

— Назовите деепричастия, устно укажите признаки.

— Выделите суффиксы деепричастий.

— Подчеркните, как член предложения глагол – сказуемое и деепричастия.

— Я думаю, вы убедились в том, что важно не только грамотно употреблять деепричастия в речи и на письме, но и не допускать ошибок при написании.

4. Итог урока. Оценки.

— Итак, сделаем вывод: Что называются деепричастием? (Все ответы с примерами). (Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие, по отношению к главному действию, выраженному в предложении глаголом – сказуемым; объединяет в себе признаки глагола и наречия и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? когда?).

— Назовите морфологические и грамматические признаки, которые характерны для деепричастия. (Деепричастие имеет основные грамматические и морфологические признаки: вид, возвратность — невозвратность, переходность – непереходность, неизменяемость).

— К каким же частям речи непосредственно «причастно» деепричастие? (Глагол, наречие).

— Назовите морфемный признак деепричастий (Суффиксы –а, -я, -в, -ши, -вши).

— Хорошо, когда, радуя глаз, светит ласковое солнышко, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин.

5. Домашнее задание.

— Стр.7-8. Выучить теоретический материал параграфа 40.

— Творческая работа. Проанализировать стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад». Найти деепричастия и указать их признаки.

Передача из рук в руки талисмана успешности (сердечко), у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

Я вспомнил(а), что…

На уроке я узнал(а)…

Для меня оказалось сложным…

Нужно помнить, что…

Самым интересным на уроке для меня было…

Из грамматических мазков

Мы создали портрет.

Рисуя, думая, любя,

Познаний лабиринт пройдя,

Нашли на всё ответ.

Причастно к действию оно,

У нас сомнений нет.

Рисует действие всегда.

Оттенков в нём не счесть,

Какая живость, динамизм,

Напор и звучность есть!

Изобразительным штрихом к глаголу пристаёт,

Весьма активно в языке оно себя ведёт.

Мир действий, жизни полноту

С ним легче понимать,

В палитре звуков и штрихов

Мир стоит принимать!

Спасибо за урок!

Я очень хочу, чтобы вы обогащали свою речь, употребляя деепричастия.

Карточка – информатор № 1.

В современной лингвистике несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

Карточка – информатор № 2.

«Термин «деепричастие» возник в 17 веке, состоит он из двух частей: дее и причастие , то есть причастный к действию . Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам… похожа на наречие, так как не изменяется». В.А. Иванова.

Карточка – информатор № 3. Толковый словарик.

Значение слова ПРИЧАСТНЫЙ следующее: «Причастный» — имеющий непосредственное отношение, касательство к чему — нибудь».

Частица дее- от деять – «делать», то есть «причастность к действию». (Толковый словарь С.И. Ожегова).

Карточка – информатор № 4.

Хорошо известны слова Ф.М. Достоевского по поводу фразы Д. Григоровича:

«У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам . Надо было сказать: пятак упал к ногам, звеня и подпрыгивая ».

«Этих двух слов, — писал Д. Григорович, — для меня было довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно — литературным приемом ».

Озябшие на снегу,

озябнув от ветра

Путешествуя по свету,

рассматривавший с интересом

сделавшись сразу строже

Дружба как стекло, …, не сложишь.

Слова для справок: Уважая, посеяв, зная, разбив.

— Как вы понимаете смысл пословицы?

Не … броду, не суйся в воду.

Слова для справок: Уважая, посеяв, зная, разбив.

— Как вы понимаете смысл пословицы?

Не … семени, хлеба не добудешь.

Слова для справок: Уважая, посеяв, зная, разбив.

— Как вы понимаете смысл пословицы?

человека, уважаешь себя.

Слова для справок: Уважая, посеяв, зная, разбив.

— Как вы понимаете смысл пословицы?

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, —
Так падают бурные воды в сверкающем,
Быстром Лодоре!

1. Какую роль играют в данном тексте деепричастия?

2. Вы, наверное, обратили внимание на наличие в словах дрожащих, свистящих и шипящих согласных. С какой целью автор использовал этот прием в тексте?

3. Понаблюдайте над количеством слов, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?


1. Что обозначает деепричастие?
А) Основное действие
Б) Признак предмета по его действию
В) Признак действия
Г) Добавочное действие

2. Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?
А) Глагола и прилагательного
Б) Глагола и наречия
В) Глагола и существительного
Г) Глагола и числительного

3. Выделите деепричастие:
А) закрыт
Б) закрывшийся
В) закрыв

4. Определите вид деепричастий: рассказав, позвонив, подъехав, не заметив
А) совершенного вида
Б) несовершенного вида

5. Укажите суффиксы деепричастия:
А) –вши-

1. Что обозначает деепричастие?
А) Основное действие
Б) Признак предмета по его действию
В) Признак действия
Г) Добавочное действие

2. Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?
А) Глагола и прилагательного
Б) Глагола и наречия
В) Глагола и существительного
Г) Глагола и числительного

3. Выделите деепричастие:
А) закрыт
Б) закрывшийся
В) закрыв

4. Определите вид деепричастий: рассказав, позвонив, подъехав, не заметив
А) совершенного вида
Б) несовершенного вида

5. Укажите суффиксы деепричастия:
А) –вши-

Источник

Читайте также:  Лучшее время для посева газонной травы