Меню

Не разбрасывай свое семя



Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 2 Кор. 9:6

Свт. Иоанн Златоуст

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

Итак, будем подавать щедрую милость, взирая не только на принимающего, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние. Таким образом, к Нему возводя ум, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву. Кто сеет скупо, сказано, тот скупо и пожнет. Итак, не скупой рукой будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время нам пожать в изобилии. Теперь — время сеяния: не упустим же его, прошу вас, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь нам пожать плоды и удостоиться человеколюбия Владыки.

Гомилия 34 на Книгу Бытия.

См. также Толкование на 2 Кор. 9:5

Свт. Феофан Затворник

Се же глаголю: сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет

Се же глаголю, этим я хочу сказать, то есть тем, чтоб подаяние было яко благословение, а не яко лихоимство. Объясняет, почему милостыня должна быть яко благословение, ибо она приносит благословение. Святой Златоуст выше сказал: «Видишь ли, как в самом увещании показывает тотчас и плод, подаянием приносимый, то есть что подающие исполняются благословения». Эту мысль, прежде заключенную в одно слово: благословение, полнее разъясняет теперь Апостол сравнением подаяния с сеянием. Общеизвестна истина: что посеешь, то и пожнешь. Знает это сеющий, потому сеет и с охотою, и без щадения семян. Воодушевляет его уверенность, что непременно пожнет посеянное с преизбытком, то есть в 30, 60, 100 раз больше. Это применяет Апостол к милостынеподаянию. Сеющий будто тратит, разбрасывает семена, невесть для чего. Так мог бы о нем подумать всякий, не знающий, к чему идет сеятва и что даст. Милостыню дающий будто разбрасывает свое добро незнать для чего; а между тем несомненно, что это дело приносит плод, и приносит его вернее, чем сеятва. От сеятвы не всегда урожай бывает, хотя всегда ожидается, а от сеяния милостыни неурожая не бывает,– всегда она приносит плод. Надобно только вложить в нее доброхотство, чтоб она изливалась из сердца, с желанием истощить свое для других. Это расположение то же, что дождь вовремя на сеятву. Оскудение же такого расположения в милостынеподаянии есть то же для нее, что засуха для сеятвы.– Выражения Апостола именно на это и намекают. Сеяй, говорит,– скудостию, φειδομενως с щадением и жалением семян, или, что то же, скупо, скудостию и пожнет – и пожнет φειδομενως; земля сожмет недра свои, как он руку, и прорастит ему посеянное скупо.– Сеяй о благословении, с желанием рассеять сколько можно больше, с преизливающимся из сердца своего непощадением себя и своего, о благословении и пожнет: земля также разверзет щедро ему недра свои, как он руки сеющие. Что земля дает сеющему, то Бог – подающему милостыню, соразмеряя щедрость воздаяния с доброхотством подаяния. Феодорит пишет: «Апостол весьма кстати употребил переносимый образ речи и щедрость назвал сеянием, указуя на обильный плод благотворительности; выставил на вид и тех, которые водятся скупостию, сказав, что жатва бывает соразмерна количеству посева». Святой Златоуст говорит: «Сеяй скудостию, φειδομενως. Не сказал: скупо, но употребил благороднейшее наименование бережливого (φειδολου); и сеянием назвал самое действие, дабы ты тотчас вспомнил о воздаянии, представил себе жатву и понял, что, подавая другим, более получаешь сам, нежели даешь. Посему не сказал: дающий, но сеяй. Не сказал также: если вы сеете, но общее употребил выражение. Не сказал опять – щедро, но, что гораздо важнее: о благословении».

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Филарет (Дроздов)

Се же глаголю: сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет

Святый Апостол Павел, в послании к Коринфским Христианам, между прочим, приглашает их собрать между собою милостыню, и приготовить для отправления в Иерусалим, в пользу тамошних бедных Христиан. Он желает от них обильнаго благотворения; но не желает вынуждать онаго: и потому притчею подает им мысль, посредством которой они сами расположились бы к щедрости. Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет. Кто сеет скудно, у того скудна будет и жатва: а кто сеет обильно, у того и жатва обильна будет. То есть: кто благотворит скупо, тот не имеет права на щедрое воздаяние; а кто благотворит щедро, тот получит обильный плод благотворения и щедрую награду от Бога.

Здесь представляется не незатруднительный вопрос: что значит: сеять обильно? Если скажем, что это значит сеять в большом количестве: то надобно будет заключить, что жребий сеять обильно, и в следствие того иметь обильную жатву, то-есть, щедрую от Бога награду, может достаться только немногим людям богатым; и что, напротив того, наибольшее число людей, люди, не обладающие богатством, по необходимости должны ограничиться скудным сеянием, и потому не могут надеяться обильной жатвы благословений Божиих. Но можно ли думать, что таков суд Божий? – Верно не таков, как можем усмотреть из примера упоминаемой в Евангелии вдовицы, которая подала в Церковь только две лепты, и однако, по свидетельству и суду Христову, посеяла обильнее всех богатых. Воистину глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже (Лук. XXI. 3). Если бы она имела еще две лепты, и подала их нищему: Господь, без сомнения, также сказал бы, что она обильнее всех подала милостыню.

Предлагаем меру благотворения, никогда не затруднительную, всегда верную и благонадежную: такая мера есть – любовь. Тот сеет о благословении, и о благословении пожнет, кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему.

Слово в день тезоименитства Императора Николая Павловича. 1850 г.

Прп. Ефрем Сирин

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

Читайте также:  Когда собирать плоды кабачков на семя

Ибо кто скупо сеет это самое семя, тому не дано будет обильно пожать в будущей жизни. А кто сеет с благословением и изобилием, тот от благословения Божия пожнет жизнь при кончине мира.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Прав. Иоанн Кронштадтский

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

Законы физические и законы духовные, как происшедшие от одного Творца, большею частию сходны между собою. Как земледелец, посеявший немного и недобрых семян, немного и соберет их, так и тот, кто немного творит добрых дел, и не совсем чистых, доброхотных, не пожнет обильных плодов от них. Напротив, тот, кто не пожалел хороших семян бросить в землю и в достаточном количестве, получит хорошие и обильные плоды, равно как и тот, кто щедро и доброхотно творил добрые дела.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Августин

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

И поскольку сам апостол говорит: При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, — вы должны понимать, что теперь и есть время, пока мы находимся в этой жизни, спешно и энергично стяжать дар вечной жизни, потому что, когда настанет конец мира, этот дар будет дан только тем, кто приобрел его себе верой, еще не будучи в состоянии видеть его.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

При сем скажу: кто сеет скупо (φειδομένως), тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

Переходит к другой статье, что нужно подавать с щедростью, и говорит: при сем скажу, то есть присовокупляю к сказанному, что не должно подавать с бережливостью. Не сказал «скупо», но употребил благороднейшее наименование бережливости. Самое же дело назвал сеянием, чтобы ты тотчас обратил взор на воздаяние, и понял, что более получаешь, нежели даешь. После речи о подаянии с щедростью опять напоминает о подаянии с радушием: это показывают, как и выше сказано, слова: сеет щедро.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

Павел говорит о скупце, когда говорит о сеющих скупо, и у которого приходится вымогать, дабы внес, поскольку пожалел обещанного.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

Кто сеет скупо, для того и жатва скупа. Сеющий – подающий милостыню. Милостыня, как семя, бросаемое на ниве, подается бедным или нищим. Кто мало бросает семян, тот, обыкновенно, мало получает и жатвы в сравнении с тем, кто посеял много. Таким же образом, кто мало подает милостыни, тот малую получит от Бога и награду в сравнении с тем, кто подает милостыни много. Впрочем, Апостол преимущественно имеет в виду не количество милостыни, а усердие подающего милостыню (2 Кор. 8, 12). Можно слова Апостола изложить так: кто мало имеет усердия при раздаче милостыни; тот малую получит и награду за такую милостыню. Из Евангельской истории мы знаем, как высоко оценил Иисус Христос и малую жертву бедной вдовы, положившей в сокровищницу храма Божия две лепты, – и почему? Потому что она имела много усердия. Господь сказал о ней: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила. Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу; а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Лк. 21:2-4).

А кто сеет щедро, для того щедра и жатва. Кто подает милостыню с усердием, с любовью к ближнему, искренно желая помочь нужде его столько, сколько может; тот за свою милостыню получит и великое воздаяние от Бога. По той мере, сколько подающий милостыню покажет своего усердия и любви к ближнему, ради Бога, – соответственную милость получит и сам он от Бога: Бог являет свое благоволение не по внешним дарам, какие раздаются бедным, а по той любви, какую подающий милостыню питает к Нему, Подателю всех благ, и к ближним своим, по заповеди Божией.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет

Апостол, конечно, имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе (ср. Мф. гл. 5).

Ст. 6-15 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его

Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим.

Читайте также:  Как выбрать пшеницу для посева

Толковая Библия.

Источник

Притча о сеятеле

Притча о сеятеле и другие притчи, изложенные в 13-ой главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах Евангелий от Марка и Луки, были произнесены Христом при таком большом стечении народа, что из-за чрезмерной людской тесноты Спаситель был вынужден проповедовать народу, стоявшему на берегу Галилейского озера, из лодки. Притча о сеятеле, первая по времени притча Христа, является пророчеством о принятии человечеством Евангельского благовествования. В ней повествуется о том, как люди по-разному принимают Слово Божие и как это слово по-разному воздействует на людей в зависимости от их душевного настроя. Евангелист Матфей так излагает эту притчу:

«Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф. 13: 1–9 ).

Притчу о сеятеле не трудно понять, ибо ее толкует Сам Господь. В этой притче «Сеятель» – Иисус Христос; «семя» – слово Божие, а «земля», «почва» – сердце человеческое; доброе сердце есть «плодородная земля», а злое, задавленное грехами сердце, – «никуда не годная земля». Из Писания мы узнаём, что вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим. 10: 17 ). Потому Христос всюду сеял слово Божие: в селах, и в городах, и в пустынях, и на море. Он избрал апостолов, чтобы и они сеяли слово Божие. Апостолы себе поставили преемников – епископов и пресвитеров, которые продолжали и продолжают по сей день миссионерский труд по распространению, сеянию Божьего слова. Церковь продолжает дело Христа на земле – сеять в наши сердца слово Божие.

Когда сеется живое слово Божие в греховную природу падшего человека, возникает новая жизнь. Всем без исключения людям дана возможность принять слово Божие, и всем в одинаковой мере даётся шанс получить эту новую жизнь от слушания слова Божия. Основная забота всей христианской жизни состоит в том, чтобы постоянной работой над собственным сердцем приготовить в себе почву к принятию семени (слова) Божия. По-разному подходят люди к этой задаче. Пока мы разъясняем смысл притчи о сеятеле пусть каждый, по слову еп. Феофана Затворника, «. рассудит сам, к какому классу он принадлежит».

Некоторые люди бывают невнимательны, рассеянны и не благоговеют перед словом Божиим. Сердце таких людей как протоптанный путь, где никакой добрый плод не может вырасти, ибо семена Божественного слова брошены на почву нравственно огрубевшего сердца, затоптанного страстями, помыслами, похотями. Душа у этих людей, как дорога, открыта всем впечатлениям и помыслам; они как бы в пути, всегда жаждут новых увлечений и забав. Всякая добрая мысль в таких людях постоянно попирается приливом новых впечатлений. К таким людям во время чтения или слушания слова Божия тайно приходит враг нашего спасения и, как говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский, «как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». У этих людей слово Божие скоро исчезает из памяти, оно забывается, как будто вовсе не было услышано.

«Семя, упавшее на каменистую почву» указывает на тех людей, которые, быть может, охотно, со вниманием слушают слово Божие. Эта группа людей, возможно, даже чувствительна ко всякому добру, но принимают они слово Божие на поверхности своего ума, не дают ему проникнуть в глубину сердца; они корня в себе не имеют, как семя при дороге, открытое для всех проходящих. Беда таких людей в том, что они легкомысленны, нетерпеливы, непостоянны. Они готовы принять слово Божие, пока оно не требует от них жертв. При благоприятных обстоятельствах они веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере. Они не хотят изменить образ своей жизни, чтобы быть достойными Царства Небесного, не хотят вести духовную борьбу – «невидимую брань», по выражению Отцов Церкви, не хотят идти по узкому пути. Когда случаются какие-то скорби, они не готовы терпеть, сбрасывают с себя крест и потом впадают в уныние, нетерпение, ропот, и семя Божие, посеянное в почву их поверхностного сердца, погибает. А ведь Христос говорит, что «только претерпевший (же) до конца спасётся» ( Мф. 10: 22 ).

«Семя, которое попало между терниями», – это те люди, у которых заботы века сего и обольщение богатством заглушают слово Божие. Следует подчеркнуть, что не самый век виноват, но именно заботы века сего. Такие люди послушают слово Божие, поймут его и как будто примут его к сердцу и начинают жить по нему. Но на них скоро нападают житейские попечения или прельщают их всякого рода сиюминутные житейские удовольствия, а слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавляется этими явлениями, и, увы, нет плода в жизнь вечную из-за того, что эти люди собирают плоды в жизнь временную. Таких людей, к сожалению, больше всего. Слово Божие говорит о небесном блаженстве, а такие люди предпочитают блаженство земное. Причем часто они рассуждают так: «Когда-то мы получим небесные блага. А мир нам даёт свои блага теперь же». Некоторые даже понимают необходимость покаяния, но откладывают его. «Покаемся, приготовимся в старости, – думают они, – а теперь воспользуемся готовыми наслаждениями», забывая при этом, что, быть может, в старости ни сил не будет, ни возможности.

Наконец, «семя упавшее на добрую почву»,– это те люди, которые, услышав слово Божие, принимают его и хранят его, твердо решив следовать ему и приносят плод добрых дел. Получая в слушании и чтении слова Божия полноту знаний о Божественной истине, познавая эту истину, они слушают ее голоса и ей служат. Эти люди неизменно следуют завету апостола Павла: «Не слушатели закона, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2: 13 ).

Читайте также:  Подготовка почвы к посеву посев семян уход за растениями

В Таинстве Евхаристии священник, вознося хлеб и вино, говорит Богу: «Твоя от Твоих Тебе приносим!», то есть «То, что Твоё, мы приносим Тебе!» Так же притча о сеятеле касается «тайн Царствия Божия». Для понимания этой тайны со стороны слушающих должна быть соответствующая ей направленность воли и подобающее для ее восприятия расположение сердца.

Слово Божие, то есть то семя, о котором говорится в притче, совсем не есть нечто внешнее для нас, нам чуждое. Подобно тому, как Божественное Слово (Логос)- Христос не есть Некто чуждый Отцу, но Ему единородный, составляющий с Ним «Одно» ( Ин. 10: 30 ) и сосуществующий с Ним «от начала» ( Ин. 8: 25 ), и подобно тому, как Сын живёт Отцом ( Ин. 6: 57 ), и никто не может прийти к Отцу, как только через Сына ( Ин. 14: 6 ), а видевший Сына видит и Отца ( Ин. 14: 9 ), ибо Сын сказал нам всё, что слышал от Отца ( Ин. 15: 15 ), подобно этому слово Божие, евангельское слово, посеянное Христом в наши сердца при рождении, не есть нечто нам чуждое и инородное.

Евангелие не есть какая-то книжка, которую читают или изучают внешне. Евангелие есть жизнь в Боге, к которой мы приобщены уже с самого зачатия нашего силой Духа Святого, силой, делающей нас сообразными Богу, богоподобными. В Евангелии человеческая душа узнаёт не какие-то сведения о каких-то странных и чуждых нам событиях, записанных апостолами, но в Слове Божием человеческая душа узнаёт себя, своё родство и свою причастность Богу. В Евангелии человеческая душа узнаёт голос своего Творца, своего Отца Небесного, звучащего в сердце. На языке философии это называется, что Слово Божие нам имманентно, то есть оно в нас, с нами, а не вне нас и нам вовсе не чуждо (хотя и превышает наше разумение). Оно выше нашего разумения.

Семя Царствия Божия сеется, всходит и растёт непонятным, таинственным образом для нас. Писание говорит, что человек спит, и встаёт ночью и днем, и не знает, как в нём прорастает Царствие Божие ( Мк. 4:27 ). Оно прорастает в нём незаметным, чудесным образом. Плоды посеянного в нас Царства Божьего прорастают в нас так же чудесно и непонятно, как «приточное семя», и не можем мы определить, что есть умножение семени в тридцать, в шестьдесят или в сто крат, только знаем, что когда сердце наше начинает гореть в нас, как у эммаусских учеников, и кажется нам, что Сам Господь отверзает наш ум к уразумению Писаний ( Лк. 24: 32 ) и приобщает нас к тайнам Своего Царства, когда вместо желания узнать что-то из Евангелия о Боге сердце наше начинает узнавать Его в себе – это есть свидетельство, что семя «принесло плод».

Нам не судить о количестве и качестве плодов от посеянного в нас семени Царства Божия, только знаем мы, что наивысшим было бы для нас возвращение всех плодов Тому, от Кого мы их получили. Так, указывая нам пример, Сын Человеческий, подводя итог Своей земной жизни, сказал на Кресте: «В руки Твои, Отче, предаю Дух Мой!» Так, на Литургии, молясь о возниспослании божественной благодати, мы взываем: «Твоя от Твоих Тебе приносяще!» Так о плодах семени Царства Небесного Бог говорит человеку: «Сын Мой! Отдай Мне сердце твоё!» ( Притч. 23: 26 ). Это значит: всё, что есть у тебя, человече, твои дары и таланты, твои дела и мысли и чувства, всё, что ты любишь и во что веришь, то есть всю жизнь, всё сердце твоё Тому, Кто дал тебе его, отдай.

Но отдать Богу мы должны чистые мысли и чувства, чистую любовь и веру, чистую жизнь и непорочное сердце. Мы должны быть готовы вслед за псалмопевцем сказать: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё» ( Пс. 56: 8 ). Но как уготовить сердце, чтобы оно было готово принять семя – слово Божие?

Притча о сеятеле заканчивается словами: «Имеющий уши, да слышит!» Этими словами Христос как бы стучится в сердце каждого человека, призывая нас внимательно заглянуть в свою душу, понять себя, определить, к какому разряду из вышеизложенных людей мы принадлежим.

В притче о сеятеле Христос ставит перед всеми одинаковую цель – принять слово Божие всем своим существом, принять его в чистое и доброе сердце. Свойство чистого сердца нельзя выразить более сильными словами, как словами ап. Павла, сказавшего о себе: «Не я живу, но живёт во мне Христос».

Для того, чтобы слово Божие могло пустить в нашей душе глубокие корни, нужно надлежащим образом приготовить почву своего сердца, как это делает умный земледелец, очищая землю от терний и прочих сорняков, мешающих росту полезного плода. В духовной жизни это значит совершить переворот в самих себе через покаяние. Зло будет исторгнуто из сердца только тогда, когда человек даст свободу слову Божию действовать внутри себя, и слово Божие «Божественным изменением», по выражению свят. Григория Богослова, переродит саму природу человека.

Притча о сеятеле указывает на то, что Бог спасает человека не без участия самого человека. Господь-Сеятель влагает в сердце человека Своё животворящее слово, человек же должен открыть своё сердце, принять в него слово и плод принести.

В молитве Господней «Отче наш» мы повторяем слова: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»,– и Христос отвечает на эти чаяния: «Царство Божие внутри вас». Но это желанное нами Царство, по слову Христа, достигается только усилием. Это значит, что Господь ждет от человека активности – активного служения Богу и ближнему, активного личного совершенствования.

Источник