Меню

Найдите рубчик след от прикрепления семени к оболочке плода



ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 7 Строение семян

Стр. 38. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Какие растения имеют семена?

Семена есть у всех растений из отдела Покрытосеменные и Голосеменные. Это злаковые, бобовые, тыквенные, хвойные, цветочные и прочие виды растений.

№ 2. Какова роль семян в жизни растений?

При помощи семян растения могут размножаться и расселяться на разных территориях.

№ 3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

Семена являются результатом полового размножения у растений, а потому могут лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды. В каждом семени содержится большое количество питательных веществ, необходимых для его прорастания. Также для прорастания семени не требуется наличие воды, тогда как споры не способны прорастать без воды.

Стр. 39. Лабораторная работа. Строение семян двудольных растений

Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Внешне сухие и набухшие семена схожи. С одной стороны у них вогнутая поверхность. При набухании семена увеличиваются в 1,5 – 2 раза.

На вогнутой стороне семени находим рубчик. Это место прикрепления семени к семяножке.

Над рубчиком находится маленькое отверстие. Это микропиле, которое хорошо заметно у набухшего семени. Через него в семя проникают воздух и вода.

Снимаем блестящую плотную кожуру. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.

Выясняем, что запас питательных веществ у семени фасоли находится в клетках зародыша, а именно в семядолях.

Пользуясь учебником, выясняем, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения. Например, тыквенное семя состоит из зародыша и семенной кожуры, а потому запас питательных веществ у него происходит непосредственно в семядолях. У семени миндаля или яблони к периоду полного созревания происходит разрастание зародыша. Он вытесняет и поглощает эндосперм, в результате чего под кожурой остается тонкий слой клеток.

Вывод:

Фасоль относится к двудольным растениям. Ее семя не имеет эндосперма, а потому питательные вещества запасаются в двух семядолях.

Стр. 40. Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы

Рассматриваем форму и окраску зерновки пшеницы. Она вытянутой продолговатой формы, жёлто-золотистого цвета.

Препаровальной иглой пробуем снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Сделать это невозможно, потом что кожистый околоплодник плотно сращен с семенной кожурой.

Рассматриваем в лупу, разрезанную вдоль зерновку. Находим эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучаем строение зародыша. Он состоит из одной семядоли, стебелька, почечки и корешка.

Зарисовываем зерновку пшеницы и подписываем названия её частей.

Пользуясь учебником, выясняем, что семена других однодольных растений, также имеют эндосперм. Однако у лука или ландыша, например, он окружает зародыш, но не прилегает к нему с одной стороны, как это можно наблюдать у злаковых растений. У созревших семян частухи, которая также относится к однодольным растениям, отсутствует эндосперм. Ее семя состоит только из тонкой кожуры и зародыша.

Вывод:

Зерновка пшеницы относится к однодольным растениям, потому что ее семя имеет только одну долю. В семени различают корешок, стебелек, почечку, кожуру, которая плотно сращена с околоплодником.

Стр. 41. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?

У однодольных растений в зародыше только одна семядоля, а у двудольных – две семядоли.

№ 2. Каково строение семени фасоли?

Зрелое семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша, в котором хорошо различимы корешок, стебелек, почечка и две семядоли.

№ 3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

В семенах фасоли запас питательных веществ находится в семядолях зародыша. В семенах ясеня и миндаля – в эндосперме.

№ 4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Зрелое зерно пшеницы состоит из золотисто-желтого околоплодника, который плотно сращен с семенной кожурой, эндосперма и зародыша. В зародыше различают одну семядолю, корешок, стебелек и почечку.

Читайте также:  Когда надо сеять перец для рассады

№ 5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

У злаковых растений эндосперм прилегает к зародышу с одной стороны. У семени ландыша и лука эндосперм окружает зародыш. У частухи эндосперм в созревших семенах вовсе отсутствует. Питательные вещества у них находятся в зародыше, который окружен тонкой кожурой.

№ 6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

У двудольных растений в зародыше две семядоли, а у однодольных только одна.

Стр. 41. Подумайте

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

У семенных растений зародыши семени надежно защищены семенной кожурой от перепадов температур, повышенной влажности и прочих факторов окружающей среды. Для их прорастания не нужна вода. А распространяться они могут с помощью ветра, течения рек и ручьев, птиц и животных. Достаточный запас питательных веществ и воды содержится в эндосперме или семядоле, что обеспечивает выживаемость зародыша, его быстрое и полноценное созревание.

Стр. 41. Задания

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

Семена тыквы и яблони имеют две семядоли, поэтому эти растения относятся к двудольным. Также семя тыквы и яблони состоит из семенной кожуры, ядрышка, почечки и стебелька. Питательные вещества они получают из эндосперма.

Но, в отличие от тыквенного семени, в яблочном зерне в период созревания зародыш разрастается так, что вытесняет и поглощает эндосперм полностью. В результате под семенной кожурой остается только тонкий слой клеток.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 38 Строение семян

Стр. 158. Вспомните

№ 1. Какие растения имеют семена?

Семена есть у всех растений, которые относятся к отделам Покрытосеменные и Голосеменные.

№ 2. Какова роль семян в жизни растений?

Благодаря семенам растения могут пережидать неблагоприятные условия окружающей среды, размножаться и расселяться на разных территориях, занимая новые площади земной поверхности.

Стр. 159. Моя лаборатория

Строение семян двудольных растений

Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Сравниваем их размеры и форму.

Сухие семена маленькие, сморщенные, с твердой кожурой. У набухших семян семенная кожура стала мягче, появился рубчик, общий размер увеличился, но форма осталась прежней.

На вогнутой стороне семени находим рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.

Рубчик является местом прикрепления семени к семяножке. Он находится в углублении – на вогнутой стороне семени.

Снимаем блестящую плотную кожуру. Изучаем зародыш. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелек, почечку.

Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.

Выясняем, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Запас питательных веществ в семени фасоли содержится в двух семядолях.

Строение семян однодольных растений

Рассматриваем форму и окраску зерновки пшеницы.

Форма зерновки пшеницы продолговатая, цвет у нее золотисто-желтый.

Препаровальной иглой пробуем снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясняем, почему она не снимается.

Кожистый околоплодник очень плотно срастается с семенной кожурой зерновки пшеницы, поэтому снять его невозможно.

Рассматриваем в лупу разрезанную вдоль зерновку. Находим эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком 102, изучаем строение зародыша.

Зародыш зерновки пшеницы состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.

Зарисовываем зерновку пшеницы и подписываем названия её частей.

Стр. 159. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?

Однодольными называют растения, у которых в зародыше семени находится только одна семядоля.

Двудольными называют растения, у которых в зародыше находится сразу две семядоли.

№ 2. Каково строение семени фасоли?

Семя фасоли типичное для покрытосеменного двудольного растения. По форме оно напоминает боб, вогнутый на одной стороне, и выпуклый на другой. На вогнутой части есть рубчик. Это место крепления семяножки, которая является связующим звеном с околоплодником. Рядом располагается мелкое отверстие – микропиле (семявход), через которое внутрь семени проникает воздух и влага. Сверху семя покрыто тонкой семенной кожурой, при удалении которой можно увидеть зародыш. Он располагается рядом с микропиле и является основой для будущего развивающегося растения. В его строении различимы стебелек, почечку, семядоли и зародышевый корешок.

Читайте также:  Насыпная плотность семян подсолнечника гост

№ 3. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Зерновка пшеницы имеет удлинённую форму. В нижней ее части находится зародыш, в верхней – бородка. Выпуклая сторона семени называется спинкой, а ее противоположная сторона – брюшком. Вдоль брюшка есть бороздка или углубление.

В зерновке пшеницы различают три основные части. Это две плодовые и две семенные оболочки, эндосперм и зародыш. Оболочки надежно защищают ее от проникновения вовнутрь вредных веществ и микроорганизмов и от механических повреждений. Плодовая оболочка состоит из трех слоев: поперечный, продольный и трубчатый. Семенная оболочка также состоит из трех слоев: верхний прозрачный, средний пигментный и нижний прозрачный набухающий.

За семенной оболочкой находится краевой слой эндосперма, который состоит из одного ряда толстостенных клеток. Под ним – эндосперм (основная часть зерновки), который состоит из тонкостенных клеток, полностью заполненных питательным веществом – крахмалом. Эндосперм и его краевой слой формируют хранилище для питательных веществ, которые необходимы для молодого астения про прорастания семени.

№ 4. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Зародыш у двудольных растений имеет две семядоли, а запасные вещества, которые ему необходимы при прорастании, содержатся либо в нем, либо в эндосперме. Состоит зародыш из первичного корешка, первичного стебелька и почечки. Пример: дыня, подсолнечник, огурец, фасоль и т.д.

Зародыш у однодольных растений имеет только одну семядолю, а питательные вещества (крахмал, жиры и белки), которые нужны ему для полноценного прорастания, накапливаются только в эндосперме. От эндосперма зародыш отделяется семядолей, которая прощупывается на поверхности целого зерна в виде опоясывающего бугорка. Семядоля защищает зародышевую почку и, хоть и не содержит питательных веществ, но является их проводником из эндосперма.

Стр. 159. Подумайте

В чём состоит биологическая роль семян?

Биологическая роль семян обширна, и нельзя ее рассматривать только с точки зрения полезности для растений. Естественно, что при помощи семян растения могут размножаться и расселяться на разные территории при помощи ветра (у берез, сосен, одуванчика), воды или животных (орешник, дуб). Немалое значение в распространении семян и у людей, которые случайно или специально перевозят нужные, а иногда и ненужные растения. При этом семена могут долгое время оставаться жизнеспособными, особенно у сорняков.

В семенах растений содержится большое количество питательных веществ – белков, жиров и углеводов. Именно поэтому они являются ценной пищей для многих птиц и животных, которые хоть и поедают плод, но разносят семена. Интересно, что около 80% всех семян распространяется именно путем поедания плодов животными. Также они часто закапывают семена в норы.

Источник

Урок биологии по теме: «Строение семени двудольного растения»

Разделы: Биология

Цели урока:

  • обеспечить усвоение общебиологических понятий;
  • доказать, что организм растения целостная система;
  • показать связь строения семени и его функции;
  • учить умению обобщать, сравнивать делать выводы;
  • развитие креативности;
  • развитие познавательной деятельности учащихся средствами предмета;
  • развитие мелкой моторики;
  • формировать культуру труда (моделирование с использованием цветной бумаги).

Оборудование:

  • учебник Н. И. Сонина “Биология. Живой организм” 6 класс;
  • таблица “Строение и прорастание семян фасоли”;
  • проросшие семена фасоли (каждому учащемуся);
  • препаровальные иглы;
  • лупы;
  • цветная бумага;
  • ножницы;
  • клей.
  • карточки с заданиями лабораторной работы.
  • карточки с тестом различного уровня сложности.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Определение темы.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно определить тему, используя следующую загадку:

В землю ляжет, чтобы встать

И до солнышка достать. (семя).

После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Строение семени двудольного растения” и цели (для учащихся):

Читайте также:  Посев аспарагуса посевом семян

1. Изучить строение семени двудольного растения.

2. Сконструировать модель семени фасоли, используя цветную бумагу.

3. Доказать, что семя — зачаток растения.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Дети рассказывают, какие семена они принесли, где их используют. После этого учащимся предлагается ответить на вопрос: “Для чего необходимо изучать семена?”

После ответа учащихся учитель подводит итог: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

3. Объяснение нового материала.

Учитель объясняет строение семени фасоли, используя таблицу “ Строение и прорастание семян фасоли”. Во время объяснения, учащиеся заполняют схему:

Вывод. Семенная кожура защищает зародыш от высыхания и различных повреждений. Под семенной кожурой находится зародыш. Он состоит из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находиться в семядолях.

4. Лабораторная работа: “Строение семени фасоли”.

Цель: изучить строение семени фасоли и смоделировать его с помощью цветной бумаги.

Ход работы

1. Рассмотрите семя фасоли. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).

2. Препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.

3. Рассмотрите зародыш. Найдите две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

4. Смоделируйте семя фасоли, используя цветную бумагу.

Для выполнения четвёртого задания лабораторной работы потребуется бумага трёх цветов – коричневого (чёрного), жёлтого и зелёного. Из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 1). Из жёлтой бумаги вырезаем две семядоли, они чуть меньше семенной кожуры (рис.2). склеиваем семенную кожуру и семядоли внутренними сторонами. Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.3). Помещаем их между семядолями и приклеиваем. Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

5. Семя – это зачаток растения.

Учитель обращается к ученикам, как они понимают выражение “Семя – это зачаток растения”.

— Что вырастет из корешка, стебелька и почечки семени?

Вывод. Из семени вырастет новое растение. Из корешка семени вырастет главный корень стержневой корневой системы, из стебелька – стебель, из почечки – побеги.

Учащимся предлагается небольшой тест с различным уровнем сложности.

1 уровень сложности – закрытый тест (выбрать вариант ответа)

Утверждение Ответ
1. Семядоли – это часть зародыша Да

Нет 2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке Да

Нет 3. Семенная кожура выполняет защитную роль Да

Нет 4. Растения класса двудольных имеют одну семядолю в семени Да

Нет 5. Семенная кожура – это часть зародыша Да

2 уровень сложности – открытый тест (закончить предложение)

1. В семядолях находится ____________________________________________

2. Зародыш семени фасоли состоит из _________________________________

3. Роль семенной кожуры ____________________________________________

4. Из корешка зародыша вырастет _____________________________________

5. Семена растений класса ________________________ имеют две семядоли.

Учитель возвращает учащихся к целям урока, которые записаны на доске. Один из учеников подводит итог.

1. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш состоит из двух семядолей, корешка и почечки.

2. Все эти части семени мы увидели во время лабораторной работы и сконструировали модель.

3. Семя – это зачаток растения. Из его корешка формируется главный корень стержневой корневой системы, из стебелька – стебель, из почечки – побеги. Запас питательных веществ для развития растений находится в семядолях.

V. Домашнее задание.

VI. Учащиеся получают оценки за модель семени и тест.

Источник