Меню

Набухшее семя фасоли без кожуры



Практическая работа «Строение семян двудольного растения»

Главное в семени фасоли — зародыш. Он образуется из зиготы. Фасоль запасает питательные вещества в семядолях — первых листочках, частях зародыша. Семенам растений в странах с морозной зимой нужно провести в холоде длительный срок, чтобы стать способным прорастать в тепле и сырости. Этот период называется периодом покоя.

Для прорастания фасоли нужны тепло, вода и воздух. Пробудившиеся семена впитывают влагу и набухают. Семенная кожура лопается, и наружу выходит корешок. Запас питательных веществ в семени фасоли позволяет проростку быстро стать самостоятельным.

Что делать. Рассмотрите сухое семя фасоли. Измерьте ширину и длину семени.

Что делать. Рассмотрите набухшее семя фасоли. Измерьте ширину и длину набухшего семени.

Что выяснить. Какие семена больше: сухие или набухшие ?

Что делать. Рассмотрите набухшее семя. Найдите рубчик и семявход. Нажмите пальцами на боковые поверхности семени фасоли. Что происходит?

Из семявхода выступает капелька воды.

Что делать. С намоченного семени фасоли осторожно снимите кожуру и рассмотрите её.

  • В чём должны убедиться.
  • Каково значение кожуры в жизни семени?

Что делать. Раздвиньте семядоли. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк, корешок и почечку.

  • Из каких частей состоит семя фасоли?
  • Какие органы имеет зародыш?

Подготовить к отчёту. Зарисуйте строение семени фасоли и подпишите названия её частей.

Вспомнить. Приведите примеры известных вам двудольных растений.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 7 Строение семян

Стр. 38. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Какие растения имеют семена?

Семена есть у всех растений из отдела Покрытосеменные и Голосеменные. Это злаковые, бобовые, тыквенные, хвойные, цветочные и прочие виды растений.

№ 2. Какова роль семян в жизни растений?

При помощи семян растения могут размножаться и расселяться на разных территориях.

№ 3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

Семена являются результатом полового размножения у растений, а потому могут лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды. В каждом семени содержится большое количество питательных веществ, необходимых для его прорастания. Также для прорастания семени не требуется наличие воды, тогда как споры не способны прорастать без воды.

Стр. 39. Лабораторная работа. Строение семян двудольных растений

Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Внешне сухие и набухшие семена схожи. С одной стороны у них вогнутая поверхность. При набухании семена увеличиваются в 1,5 – 2 раза.

На вогнутой стороне семени находим рубчик. Это место прикрепления семени к семяножке.

Над рубчиком находится маленькое отверстие. Это микропиле, которое хорошо заметно у набухшего семени. Через него в семя проникают воздух и вода.

Снимаем блестящую плотную кожуру. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.

Выясняем, что запас питательных веществ у семени фасоли находится в клетках зародыша, а именно в семядолях.

Пользуясь учебником, выясняем, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения. Например, тыквенное семя состоит из зародыша и семенной кожуры, а потому запас питательных веществ у него происходит непосредственно в семядолях. У семени миндаля или яблони к периоду полного созревания происходит разрастание зародыша. Он вытесняет и поглощает эндосперм, в результате чего под кожурой остается тонкий слой клеток.

Вывод:

Фасоль относится к двудольным растениям. Ее семя не имеет эндосперма, а потому питательные вещества запасаются в двух семядолях.

Стр. 40. Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы

Рассматриваем форму и окраску зерновки пшеницы. Она вытянутой продолговатой формы, жёлто-золотистого цвета.

Препаровальной иглой пробуем снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Сделать это невозможно, потом что кожистый околоплодник плотно сращен с семенной кожурой.

Рассматриваем в лупу, разрезанную вдоль зерновку. Находим эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучаем строение зародыша. Он состоит из одной семядоли, стебелька, почечки и корешка.

Зарисовываем зерновку пшеницы и подписываем названия её частей.

Пользуясь учебником, выясняем, что семена других однодольных растений, также имеют эндосперм. Однако у лука или ландыша, например, он окружает зародыш, но не прилегает к нему с одной стороны, как это можно наблюдать у злаковых растений. У созревших семян частухи, которая также относится к однодольным растениям, отсутствует эндосперм. Ее семя состоит только из тонкой кожуры и зародыша.

Вывод:

Зерновка пшеницы относится к однодольным растениям, потому что ее семя имеет только одну долю. В семени различают корешок, стебелек, почечку, кожуру, которая плотно сращена с околоплодником.

Стр. 41. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?

У однодольных растений в зародыше только одна семядоля, а у двудольных – две семядоли.

№ 2. Каково строение семени фасоли?

Зрелое семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша, в котором хорошо различимы корешок, стебелек, почечка и две семядоли.

№ 3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

В семенах фасоли запас питательных веществ находится в семядолях зародыша. В семенах ясеня и миндаля – в эндосперме.

№ 4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Зрелое зерно пшеницы состоит из золотисто-желтого околоплодника, который плотно сращен с семенной кожурой, эндосперма и зародыша. В зародыше различают одну семядолю, корешок, стебелек и почечку.

Читайте также:  Посадка витекса священного семенами

№ 5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

У злаковых растений эндосперм прилегает к зародышу с одной стороны. У семени ландыша и лука эндосперм окружает зародыш. У частухи эндосперм в созревших семенах вовсе отсутствует. Питательные вещества у них находятся в зародыше, который окружен тонкой кожурой.

№ 6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

У двудольных растений в зародыше две семядоли, а у однодольных только одна.

Стр. 41. Подумайте

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

У семенных растений зародыши семени надежно защищены семенной кожурой от перепадов температур, повышенной влажности и прочих факторов окружающей среды. Для их прорастания не нужна вода. А распространяться они могут с помощью ветра, течения рек и ручьев, птиц и животных. Достаточный запас питательных веществ и воды содержится в эндосперме или семядоле, что обеспечивает выживаемость зародыша, его быстрое и полноценное созревание.

Стр. 41. Задания

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

Семена тыквы и яблони имеют две семядоли, поэтому эти растения относятся к двудольным. Также семя тыквы и яблони состоит из семенной кожуры, ядрышка, почечки и стебелька. Питательные вещества они получают из эндосперма.

Но, в отличие от тыквенного семени, в яблочном зерне в период созревания зародыш разрастается так, что вытесняет и поглощает эндосперм полностью. В результате под семенной кожурой остается только тонкий слой клеток.

Источник

Лабораторная работа по биологии 7 класс №8 — Строение семян однодольных и двудольных растений

вкл. 14 Октябрь 2016 .

Лабораторная работа по биологии 7 класс №8 — Строение семян однодольных и двудольных растений

Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство? Различия?

Набухшие семена значительно крупнее, семенная кожура мягче, хорошо виден рубчик.

Найдите на поверхности семян фасоли след прикрепления к плоду — рубчик. С помощью лупы найдите микропиле — отверстие, через которое вода и воздух попадают внутрь семени.

Снимите семенную кожуру с набухшего семени фасоли. Найдите зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки.

Зарисуйте семя фасоли и сделайте подписи к рисунку.

Рассмотрите сухие и набухшие зерновки пшеницы (ржи, кукурузы) невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство?

Сохранилась форма, заметно место крепления к цветоносу.

В чем различие?

Размеры, набухшие зерновки имеют мягкую семенную кожуру.

Попытайтесь снять часть плодовой оболочки с сухой а набухшей зерновки препаровальной иглой. Почему она не снимается?

Околоплодник срастается с семенной кожурой.

Аккуратно разрежьте намоченную зерновку вдоль. С помощью лупы рассмотрите полученный продольный разрез.
Найдите эндосперм (запас питательных веществ), зародыш и семядолю (щиток). Сравните увиденное вами на поперечном срезе с рисунком 85 учебного пособия.

Зарисуйте продольный разрез зерновки. Подпишите оболочку плода, эндосперм и части зародыша: щиток и зародышевые корешок, стебелек и почечку.

Сравните строение семян фасоли и зерновки, заполнив таблицу.

Название частей семян Строение Значение
фасоли пшеницы (кукурузы)
Семенная кожура плотная, покрыта воском тонкая, сростание с околоплодником защитная функция
Эндосперм + запас питательных веществ
Зародыш: корешок + + зачаток нового организма
Зародыш: стебелёк +
Зародыш: почечка + +
Семядоля 2 семядоли 1 семядоля (щиток) запас питательных веществ (фасоль )

Сделайте вывод. Каковы особенности строения семян однодольных и двудольных? Найдите черты сходства и отличия.

Черты сходства: семена покрыты семенной кожурой, имеет запаса питательных веществ, содержат зародыш и семядоли.

Отличия: для однодольных характерно наличие одной семядоли, срастание околоплодника с семенной кожурой, наличие эндосперма; для двудольных характерно наличие двух семядоль, в которых запасаются питательные вещества, отсутствие эндосперма.

Каково значение семян в жизни растения?

Семена способствуют распространению растений.

Какие приспособления имеются у семян для защиты от неблагоприятных условий?

Семенная кожура, которая может быть покрыта воском, либо содержать вещества, задерживающие рост в неблагоприятных условиях.

Объясните пословицу «От худого семени не жди доброго племени».

«Худое» семя имеет малый запас питательных веществ, что уменьшает его шансы на прорастание.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Строение семян двудольных и однодольных растений

Признаки двудольных и однодольных растений

Семена цветковых растений всегда находятся внутри плода (покрыты околоплодником). Данный признак определяет второе название цветковых растений — покрытосеменные.

Цветковые растения принято подразделять на два класса:

двудольные и однодольные.

Основные отличия: строение корневой системы, форма листовых пластинок, жилкование листьев, количество лепестков, наличие камбия и др.

Главное отличие — строение семени. У двудольного растения зародыш имеет — 2 семядоли, у однодольного — 1 семядоля.

Рис.1 Признаки двудольных и однодольных растений

Строение семени двудольного растения

Семя фасоли является хорошим примером для изучения семени двудольного растения. Полностью созревшее семя покрыто кожурой, имеет 2 семядоли и зародыш. Своей формой семя фасоли напоминает почку жи­вотного.

Строение семени фасоли (продольный разрез)

На внутреннем изгибе семени фасоли име­ется рубчик — место прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком есть неболь­шое отверстие, через которое в семя попадают воздух и вода.

Читайте также:  Посадка семян петрушки под зиму семенами

Кожура семени плотная и прочная, с глад­кой блестящей поверхностью, разнообразной окраски. Она предохраняет семя от высыха­ния, преждевременного прорастания, повре­ждений и загнивания.

Если убрать кожуру (она легко снимается с набухшего в воде семе­ни), то внутри можно различить 2 семядоли.

У двудольных растений (подсолнечник, дыня, арбуз, тыква, огурец, дуб, помидор и др.) питательные вещества, необходимые за­родышу, накапливаются в семядолях. Если отделить семядоли фасоли друг от друга, можно увидеть на одной из них зародыш.

Зародыш состоит из первичного (зародышевого) корешка, первичного (заро­дышевого) стебля и почечки.

Строение семени однодольного растения

В качестве семени однодольного растения рассмотрим предварительно замоченную (набухшую) зерновку пше­ницы.

Зерновка, как и семя фасоли, покрыта снаружи плотной кожурой. При со­зревании тонкая стенка плотно срастается с семенной кожурой и не отделяется от нее, сколько бы времени ни замачивалась зерновка.

Поскольку кожура не от­деляется так легко, как у фасоли, зерно разрезают вдоль на две части. Значительная часть зерновки занята эндоспермом.

Рис.3 Строение зерновки пшеницы (продольный разрез)

В его клетках накапливаются крахмал, белки, жиры. В нижней части зерновки располагается зародыш, отделенный от эндосперма семядолей (у злаков семядолю называют еще щитком).

Семядоля (она прощупывается в виде опоясывающего бугорка на поверхности целого зерна) не имеет питательных веществ. Она защищает зародышевую по­чку. Через нее из эндосперма к зародышу поступают питательные вещества.

Однодольные растения бывают с ярко окрашенными цветками (орхидеи, ирисы) или мелкими и невзрачными, часто без околоцветника (злаки, осока).

Растительные ткани
Органы растений

Все цветковые растения делят на два класса: Двудольные и Однодольные.

  • У зародыша двудольных — 2 семядоли, у зародыша однодольных — 1 семядоля.
  • Рубчик — место прикрепления семени к стенке плода. Кожура предохраняет семя от высыхания, преждевременного прорастания, повреждений и загнивания.
  • У двудольных растений 2 семядоли, в них накапливаются питательные вещества, необходимые зародышу. У однодольных растений значительная часть занята эндоспермом.
  • Семядоля не имеет питательных веществ. Она защищает зародышевую почку. Через нее из эндосперма к зародышу поступают питательные вещества.

Источник

Урок биологии ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ СЕМЯН ФАСОЛИ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок биологии ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ СЕМЯН ФАСОЛИ

Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продол- жить формирование навыка выполнения биологического рисунка. Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различ- ной окраской (по одному на каждого ученика или на парту), лупа, препаровальная игла, пинцет (по одному на каждого ученика или

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на- помнить учащимся о правилах техники безопасности.

1. Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик – место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход – отверстие, через кото- рое в семя проникают вода и воздух (семявход лучше всего рас- сматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.

2. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.

3. Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры фасоли?

4. Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного се- мени фасоли. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли. Чем отличается семенная кожура намоченных семян от кожуры сухих? Попробуйте снять семенную кожуру с намоченного семени фасоли. Насколько легко вы это сделали?

5. Сделайте вывод о функциях семенной кожуры. Какие осо- бенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?

(Учитель делает вывод.)

Несмотря на внешние различия, семена всех растений имеют сходство во внутреннем строении, которое объясняется функ- циями семян. Внутри семени под кожурой находится зародыш нового растения. У одних растений зародыш крупный и его лег- ко можно увидеть, сняв семенную кожуру, например у фасоли, гороха, дыни, яблока. Если снять семенную кожуру с семян этих растений, мы увидим, что семя распалось на две половинки. Это две семядоли – будущие первые листья нового растения. Растения, семена которых имеют по две семядоли, называют двудольными.

Теперь рассмотрим внутреннее строение семени фасоли.

Практическая работа 7. СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

Цели: показать особенности строения семян двудольных ра- стений; продолжить формирование навыка выполнения биоло- гического рисунка.

Оборудование: размоченные семена фасоли (по одному на каж- дого ученика или на парту), лупы, пинцеты, препаровальные иглы, скальпели (по одному на каждого ученика или на парту).

1. Возьмите размоченное семя фасоли. Аккуратно снимите семенную кожуру. Вы видите зародыш, состоящий из двух семя- долей – первых зародышевых листьев. Сколько семядолей вы ви- дите? Семядоли у семени фасоли такие массивные, потому что в них находится запас питательных веществ для будущего расте- ния. Найдите зародышевый корешок и зародышевый стебелек. Рас- смотрите их с помощью лупы.

Читайте также:  Где находятся питательные вещества для развития зародыша семени фасоли

2. Аккуратно раздвиньте семядоли. Найдите почечку, которая находится на верхушке зародышевого стебелька. Найдите зача- точные листья на почечке.

3. Зарисуйте зародыш и обозначьте его части.

4. Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же веге- тативными органами, что и взрослое растение, а также о принад- лежности фасоли к двудольным растениям, докажите это.

(Учитель делает вывод.)

Но не все двудольные растения имеют такое же строение. На- пример, семена перца или помидора имеют особую запасающую ткань – эндосперм (от греч. слов «эндо» – внутри и «сперма» – семя). Он занимает большую часть семени и окружает тонкие семядоли. В семенах перца, томата, баклажана, липы, моркови, фиалки, мака, сирени эндосперм занимает большую часть семени, поэтому семядоли у этих растений такие крупные. У подсолнеч- ника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли запасные вещества на-

ходятся прямо в семядолях, а эндосперм практически отсутствует. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметны. Мы познакомились с растениями, семя которых содержит две семядоли, но есть и такие, семена которых имеют одну семядолю. Такие растения называют однодольными. К однодольным растениям относятся: рожь, пшеница, кукуруза, лук, ирис, ландыш, частуха. Рассмотрим строение семени однодольного растения на при-

мере семени пшеницы.

Практическая работа 8. СТРОЕНИЕ СЕМЯН ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

Цели: показать особенности строения семян однодольных растений; сравнить строение семян однодольных и двудольных растений; продолжить формирование навыка выполнения био- логического рисунка.

Оборудование: сухие и размоченные зерновки пшеницы (по од- ной на каждого ученика или на парту), постоянный препарат

«Продольный разрез зерновки пшеницы», сухие и размоченные семена фасоли (по одному на каждого ученика или на парту), лупы, пинцеты, препаровальные иглы, скальпели (по одному на каждого ученика или на парту).

1. Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшени- цы. Какие общие черты во внешнем строении зерновки пшеницы и внешнем строении семени фасоли вы обнаружили?

2. Попробуйте снять покров с семени пшеницы. Получилось ли у вас это? Почему?

3. Аккуратно разрежьте размоченную зерновку скальпелем (можно раздать уже разрезанные семена, чтобы избежать риска, связанного с работой острыми предметами). Рассмотрите внут- реннее строение зерновки пшеницы.

4. При помощи лупы рассмотрите препарат «Продольный раз- рез зерновки пшеницы». Найдите на препарате и на разрезанной зерновке эндосперм (он занимает большую часть семени); опре- делите зародыш, рассмотрите зародышевый корешок, зародыше- вый стебелек, почечку и семядолю (щиток). Зарисуйте внутреннее строение зерновки пшеницы и подпишите ее основные части.

5. Сделайте вывод о сходстве и различиях во внешнем и внут- реннем строении двудольных и однодольных растений на примере семени фасоли и зерновки пшеницы.

I. Закрепление знаний и умений

– Ответьте на вопросы.

1. Что такое семя?

2. К каким органам относится семя – вегетативным или ге- неративным?

3. Какие приспособления для распространения бывают у семян?

4. Семена каких растений распространяются ветром?

5. Какие приспособления у них для этого есть?

6. Какие приспособления могут быть у семян для распростра- нения с помощью животных?

7. Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура?

8. Какие растения называют однодольными, а какие двудоль- ными? Приведите примеры этих растений.

9. Какие общие черты строения можно выделить у однодоль- ных и двудольных растений?

10. Что такое эндосперм?

11. У семян каких растений он присутствует, а у каких отсутст- вует? Приведите примеры.

12. Почему семядолю пшеницы называют щитком?

– Вставьте пропущенное слово.

1. Семя … орган растения.

2. … служит для размножения и распространения растений.

3. Отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух, на- зывается … .

4. След от места прикрепления семени к стенке плода называет- ся … .

5. Корень будущего растения развивается из … , а стебель из … .

6. На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть … .

7. Иногда на ней можно разглядеть зачаточные … .

8. Почечка представлена … тканью.

9. В семенах некоторых растений присутствует особая образова- тельная ткань … .

II. Подведение итогов урока Домашнее задание

1. Прочитать параграф, знать основные понятия, ответить на вопросы учебника. (Учебник И.Н. Пономаревой § 10; учебник В.В. Пасечника § 18.)

2. Используя материал, изученный на уроке, и дополнитель- ные сведения из различных источников, заполнить таблицу.

Тип семян Из каких частей состоит семя Примеры

Двудольные с эндоспермом

Двудольные без эндосперма

Творческое задание. Вспомнить, в каких сказках встречается упоминание о семенах. Какие это семена – однодольные или дву- дольные?

Задания для учеников, интересующихся биологией.

1. Подготовить небольшой доклад о различных способах рас- пространения семян, привести примеры, зарисовать наиболее интересные семена.

2. Подготовить сообщения по темам: «Прорастание семян по- сле воздействия низких температур», «Прорастание семян после воздействия высоких температур (пожаров)», «Прорастание семян после прохождения через пищеварительную систему животных и птиц».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Adblock
detector