Меню

Кто посеял божье семя со слезами средь невзгод



Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 13:25

Свт. Иоанн Златоуст

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 25-26 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы

Господь показывает, что враг дьявол со своей стороны вновь посеял плевелы своей злобы и враждебности, чтобы задушить в нас семя Бога. Он говорит так: Когда же люди спали, пришел враг и посеял между пшеницею плевелы, и ушел. Господь показывает, что дьявол сеет плевелы среди спящих людей, среди тех, стало быть, кто беспечно погружен в свое неверие, как в сон бездействия, и засыпает в божественных наставлениях. О них говорит апостол: Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью (1 Фес. 5:6-7). Именно этим сном бездействия и неверия были отягощены неразумные девы, о которых мы читали в Евангелии, которые, не налив масла в сосуды, не смогли встретить жениха. Поэтому враг человеческого рода дьявол всегда более всего стремится сеять плевелы среди пшеницы. Но того, кто отогнал от себя сон неверия и верующим умом всегда бодрствует для Господа, не сможет захватить никакой ночной сеятель. Сам Господь объяснил, что доброе семя — это сыны царства, а плевелы — негодные сыны.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Лука Крымский

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Прп. Исидор Пелусиот

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

Спрашиваешь: почему помышления злая от сердца исходят и сквернят человека (Мф. 15:18-19)? Потому что спят делатели, обязанные бодрствовать и хранить прорастающий плод доброго семени. Если бы мы неизменно пребывали на страже над собою, не предаваясь пресыщению и усыплению и не оскверняя Божия образа, то есть не допуская подменивать доброе семя, то сеятель плевел не нашел бы к нам доступа и не возрастил бы в нас достойных огня плевел.

Хощеши ли, да шедше исплевем плевелы (Мф. 13:28), — говорят Ангельские Силы, желающие всегда преданно служить Божией воле, потому что видят и нашу леность, и великое Божие долготерпение. Но им воспрещается сделать сие, чтобы вместе с плевелами не была исторгнута пшеница, не был похищен грешник, подающий надежду исправления, и вместе с родителями, которые соделались порочными, не были истреблены невинные дети, которые нередко находятся еще в отеческих чреслах, но предстоят уже Богу, видящему сокровенное.

Чины Ангельские, как Божии рабы, подобно всякому естеству, не знают того, чего еще нет, а Господь и знает это, и нередко приводил в исполнение. Не лишил Он жизни согрешающего Исава, когда тот был еще бездетным, чтобы вместе с ним не истребить от него рожденного Иова. Не предал смерти мытаря Матфея, чтобы не воспрепятствовать делу Евангелия. Не умертвил непотребных блудниц, чтобы в мире были и образцы покаяния. Не наказал отречения Петрова, потому что провидел горькие слезы. Не истребил, наказав смертью, гонителя Павла, чтобы не лишить спасения пределы вселенной.

Посему те плевелы, которые остаются до жатвы и не изменяются, то есть не приносят плода покаяния, как болезнующие совершенным неплодием, уготовляются великому огню.

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 12:20

Блж. Иероним Стридонский

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Блж. Феофилакт Болгарский

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Ориген

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

Когда люди поступают не по заповеди Иисуса, сказавшего: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26:41; Мк. 14:38), и засыпают, дьявол, поджидая, засевает в помышлениях, которые ктото называет естественными, и среди добрых от Слова семян названные плевелами дурные учения. В соответствии с этим весь мир может быть назван полем, а не только Церковь Божья, ибо во всем мире Сын Человеческий посеял доброе семя, а лукавый — плевелы, которые суть дурные слова — [порожденные] злобой сыны лукавого.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отыде

Этою притчею указывает на другие козни диавола. Когда он увидит, что добрая земля приносит плод во сто крат, в шестьдесят или в тридцать, и он не может ни похитить семени, ни сжечь или заглушить возрастающее, – то задумывает другого рода хитрость и, как враг посеявшего, старается погубить его труд: когда люди спят, т.е. не заботятся об охране поля (здесь указывает на учителей, как охранителей правоверующих), он всевает плевелы, т.е. еретиков среди правоверующих. Последних назвал пшеницею, как полезных для сеющего.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

См. Толкование на Мф. 13:24

Лопухин А.П.

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

Относительно смысла ζιζάνια (плевелы) высказано было много мнений. По Цану это, по-видимому, семитическое слово, обозначающее похожую на пшеницу сорную траву. Подтверждение своих слов Цан находит в словах Иоанна Златоуста ὃ καὶ κατὰ τὴν ὄψιν ἔοικε πῶς τῷ σίτῳ (по-видимому, походит на пшеницу). Но достоверного ботанического определения этого слова еще не сделано. Вероятно, это lolium temutentum (опьяняющий куколь, головолом) или какой-нибудь вид спорыньи (claviceps purpurea), которая появляется не только во ржи, но и на многих других растениях, между прочим, и на пшенице. Иероним, живший в Палестине, говорит, что в Евангелиях указывается на lolium. Плод этого растения “более горек, — говорит Томсон, — и когда его едят отдельно или даже размешанным в обыкновенном хлебе, он причиняет головокружение и часто действует, как сильное рвотное. Кратко — это сильный снотворный яд, и должен тщательно провеиваться и отделяться от пшеницы, зерно за зерном”. Прежде, чем созреть, это растение так сильно походит на пшеницу, что его часто оставляют до тех пор, пока она не созреет.

Толковая Библия.

Троицкие листки

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел

Источник

Толкование на Псалтирь 125:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Читайте также:  Рассада цветов падает что делать

Толкование на Псалтирь 125:5 / Пс 125:5

Афанасий Великий (

Ст. 5−6 Сеющии слезами радостию пожнут: ходящии хождаху и плакахуся. Молившимся об оставшихся в плену пророческий Дух ответствует, и говорит: если восплачут о пребывающих в Вавилоне, то и им будет возвращение.

Источник: Толкование на Псалмы.

Иоанн Златоуст (

Сеющии слезами, радостию пожнут

Это сказано об иудеях, но часто может иметь приложение и ко многим другим случаям. Такова добродетель: она получает блистательные награды за труды. Поэтому нам нужно наперед трудиться и изнуряться, и потом уже искать покоя. Это всякий часто может видеть и в делах житейских. Потому и про­рок в речи своей указал на сеяние и жатву. Как сеющий должен работать, трудиться, проливать пот и переносить хо­лод, так и упражняющийся в добродетели. Ничему так не несвойствен покой, как человеку. Потому Бог и сделал путь его узким и тесным; даже не только дела добродетели, но и дела житейские Он соединил с трудом, и последние гораздо более. И сеятель, и строитель, и путник, и дровосек, и ре­месленник, и всякий человек, если хочет приобрести что-ни­будь полезное, должен работать и трудиться. И как семена имеют нужду в дожде, так мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не произрастила худых трав, — чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля, без тщательного возделывания, не приносит ничего здо­рового. Итак, смысл слов пророка следующий: нужно радо­ваться не только возвращению, но и плену, и за то и другое исповедовать благодарность Богу. Это — сеяние, а то — жатва. Как сеющие после трудов пользуются плодами, так и вы, го­ворит, когда отошли в плен, были подобны сеющим, испы­тывали скорби, труды, изнурение, бедствия, переносили ненастье, войну, дожди, холод, и проливали слезы. Что дождь для се­мян, то слезы для страждущих.

Источник: Беседы на псалмы. На псалом 125.

Августин (354−430)

Сеющии слезами, радостию пожнут*

11. (ст. 5) Ибо далее сказано: Сеющие в слезах пожнут в радости. Будем сеять в этой жизни, полной слез. Что будем сеять? Добрые дела. Дела милосердия — наши семена, об этих семенах Апостол говорит: Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем искать добра всем, а наипаче своим по вере (Гал 6:8−10). А о самих милостынях что говорит он? — При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет (2Кор 9:6). Значит, кто щедро сеет, щедро и пожнет, и кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, и кто ничего не сеет, ничего не пожнет. Зачем вы желаете обширных поместий, где можно посеять большой посев? Не будет вам обширнее места для посева, чем Христос, Который хотел, чтобы сеяли в Нем. Ваша земля — Церковь, сейте, сколько можете. Но, говоришь ты, у тебя мало возможностей. Однако добрая воля-то есть? Подобно тому, как все твои возможности были бы ничто, если бы не было доброй воли, так же, если и нет возможностей, не печалься, раз есть у тебя добрая воля. Ведь что ты сеешь? Милосердие. И что жнешь? Мир. Разве сказали Ангелы: “Мир на земле богатым людям”? Нет, но: Мир на земле людям доброй воли (ср. Лк 2:14). Великая воля была у Закхея, великая любовь. Он принял Господа гостем, принял с радостью, и обещал, что половину достояния отдаст нищим, и если что-то у кого-то отнял, возместит вчетверо (Лк 19:6−8) — это чтобы ты понимал, что для того он и удержал половину себе: не для того, чтобы чем-то владеть, а чтобы было из чего отдавать долги. Великая воля: много он дал, много посеял. А что же вдова, которая положила две лепты, она мало посеяла? Да нет, столько же, сколько Закхей. У нее было меньше возможностей, но воля у нее была равной (Лк 21:1−4). Две лепты она положила с такою же волей, с какой Закхей половину достояния своего. Если рассмотришь, что они дали, обнаружишь разное, но если рассмотришь, из чего они дали, обнаружишь одинаковое: она дала все, что имела, и он дал все, что имел.

12. А положим, у кого-то нет и двух монет; есть ли что-либо еще более дешевое (малозначительное), что можно посеять, чтобы пожать такую жатву? Есть: Чашу холодной воды кто поднесет ученику, не потеряет награды своей (Мк 9:41; Мф 10:42). Чаша холодной воды обходится не в две монеты, а даром, но иногда бывает, что одному она достанется даром, а другому нет. Так вот, если тот, у кого она есть, даст тому, у кого нет, то он дал столько же (если, конечно, дал от полноты любви), сколько вдова дала двумя монетами, сколько Закхей половиной своего достояния. Видите ли, не зря добавлено: холодной воды, это показывает, что человек бедный, чтобы никто не ставил ему в укор, что у него не было дров подогреть воду. Чашу холодной воды кто поднесет ученику, не потеряет награды своей. А что, если у кого-то и этого нет? Пусть будет спокоен даже и в том случае, если нет и этого. Мир на земле людям доброй воли: пусть боится только не сделать добро, когда имеет средства. Если имеет и не делает, он оледенел внутри, еще не разрешились его грехи, как поток на южном ветру, потому что воля его холодна. Что значат все богатства, которыми мы владеем? Появляется кипящая воля, уже разрешенная горячим дуновением южного ветра, и хотя бы ничего не было у человека, все ему зачтется. Что могут подать нищие? Послушайте, братья, как можно творить милостыню. Конечно, ты оказываешь милостыню нищим, нищие нуждаются. Наверное, вы смотрите за своими братьями, не нуждаются ли они в чем-либо; если живет в вас Христос, то, наверное, уделяете и внешним. Но если нищими считаются те, для кого просить — ремесло, то и у них есть что со своей стороны подать в тяжелых обстоятельствах. Бог не лишил их возможности доказать свое добросердечие милостыней. Иной не может ходить — кто может ходить, предоставляет свои ноги хромому; кто видит, глаза свои предоставляет слепому, а кто молод и здоров, представляет свои силы старому или больному, переносит его. Один нуждается, другой богат.

13. Иногда и богатый оказывается бедным, и бедный может нечто ему предоставить. Пришел к реке некто столь же изнеженный, сколько и богатый, и не может перейти: если он разуется и перейдет реку, то простынет, заболеет, умрет. Тут приходит на помощь бедняк, более закаленный телом, переносит богача — и он оказал богачу милостыню. Так что не думайте, что бедные только те, у кого нет денег. Рассмотри, в чем беден человек; может, ты богат тем, в чем он беден, и тебе есть чем ему пособить. Может, ты пособишь ему собственными членами, это больше, чем пособить деньгами. Он нуждается в совете, а у тебя довольно мудрости — он беден мудростью, а ты богат. И вот, ты не трудишься, не теряешь ничего, даешь совет — и ты оказал милостыню. И сейчас, братья мои, когда мы говорим, вы для нас как бы бедные, и так как Бог соизволил нам дать, мы из этого подаем вам; и все мы принимаем от Него, Который один богат. Так и держится тело Христово, так сплочаются и соединяются члены-братья любовью и узами мира, когда каждый предоставляет, что имеет, неимущему; что он имеет, тем богат; тем, чего у другого нет, этот другой беден. Так заботьтесь друг о друге, так любите друг друга. Думайте не только о себе, думайте и о нуждающихся вокруг вас. А что в этой жизни все бывает с трудами и тяготами, от того не унывайте. Как же иначе, братья? И земледелец, когда выходит с плугом и несет семена, разве не бывает тогда холодного ветра, и разве не пугает ветер? Смотрит тот на небо, видит, что оно пасмурно, дрожит от холода, и однако выходит и сеет. Он боится, что пока будет пережидать пасмурный день и выжидать погожего, уйдет время, и будет уже нечего сеять. Не откладывайте, братья, сейте в ненастье, сейте добрые дела и когда плачете, потому что сеющие в слезах пожнут в радости. Бросают семена свои — добрую волю и добрые дела.

Источник: Толкование на Псалом 125-й.

Феодорит Кирский (386/93−

«Сеющии слезами радостию пожнут». Не напрасно приносим сии моления, но зная плоды слез. Ибо ввергающие семена со слезами веселятся, видя обильную жатву.

Евфимий Зигабен (

Сеющии слезами, радостию пожнут.

Те, говорит, которые сеют молитвенные слезы в надежде спасения, пожнут плод молитвы с радостью, каковой состоит в освобождении от скорби, возмущающей их. Сии слова общи и приличны всем, находящимся в нуждах и искушениях.

Златословесного: Семена будущих благ суть внутренние ради Бога скорби и почти всякое злострадание здесь доставляет вечные блага. Ибо такова добродетель; она сопровождается блистательными воздаяниями за труды. Мы должны прежде изнемогать от изнурения, и тогда искать послабления. Другой говорит (быть может Великий Василий): сии слезы бывают семенем и залогом вечной радости. И как что кто сеет, то и пожнет: тот, кто при достодолжном покаянии сеет в духе милостыню, сострадательность, смиренную молитву, правду, непрестанные слезы, тот, как сеющий слезами, пожнет с радостью, получая снопы покаяния. Златословесного: Итак, станем сеять слезы, чтобы пожинать радость. Не столько дождь освежает и произращает семена, сколько льющиеся дождем слезы воскрешают и делают изобильными семена благочестия. Преподобного Никиты Стифатийского: Tе, которые в настоящем веке текут путем заповедей Божиих с плачем, расширяются сердцем в любви к Богу и ближним своим и получают утешение от находящего на них Духа. Ибо блаженны, говорит, плачущие, потому что они утешатся. Оригена: Кто сеет со слезами, тот сеет (в душу), и такие плачущие называются блаженными; такой в радости пожнет жизнь вечную, когда достигнет исполнения сказанного, что воссмеются.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 5−6 Сеющии слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя.

Содержание грез, мечтаний евреев. У возвратившихся из плена было очень недостаточное количество семян для своих полей, почему производимые ими посевы обнимали незначительную площадь земли, с которой по обычному хозяйственному расчету мог получиться только незначительный сбор урожая, но евреи надеялись, что Господь вознаградит их труд далеко выше их ожиданий, почему «с плачем несущий семена» в землю при посеве, «возвратится с радостью» при жатве.

Источник

Псалтирь 125 псалом

Псалтирь
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Данный псалом был записан по случаю великого и неожиданного освобождения народа Божия из плена и от угнетения; вероятнее всего, речь идет о возвращении из Вавилона во времена Ездры. И хотя Вавилон здесь не упоминается, как, например, в Псалме 136, именно вавилонское пленение было самым значительным как само по себе, так и в качестве прообраза нашего искупления Христом. Вероятно, данный псалом был записан Ездрой или кем-то из шедших вслед за ним пророков. В Библии говорится о возвращавшихся тогда певцах, сыновьях известного псалмопевца Асафа (Езд 2:41). Поскольку данный псалом относится к Песням восхождения и в нем одна мысль повторяется дважды с последующим ее развитием (ст. 1,2 и 4,5), то он располагается среди остальных псалмов, носящих это название.

(I) Вернувшихся из плена псалмопевец призывает к благодарению (ст. 1−3).

(II) За оставшихся пока в плену молятся (ст. 4) и ободряют их (ст. 5, 6). Пение данного псалма можно отнести к какому-либо конкретному случаю освобождения Церкви или своей страны, равно как и к великому труду нашего спасения, свершенного Христом.

Стихи 1−3. Пока народ Божий был пленником в Вавилоне, его гусли висели на ивах, ибо тогда Господь призывал людей к плачу и скорби, Он Сам скорбел о стенавшем народе; теперь же люди возвращаются из плена и вновь берут в руки гусли. Провидение играет для них на свирели, и они пляшут. Так и мы должны быть готовыми к любым проявлениям Божьего провидения и реагировать на них подобающим образом. Гусли могут быть настроены на столь веселый лад только после грустного молчания. Долгое ожидание милости делает возвращение особенно радостным. Эти стихи говорят о том, что (1) Господь приготовил народу избавление, Он возвращал плен Сиона. Возможно, Сион попал в плен в наказание за падение нравов, но теперь, когда цель достигнута и работа по исправлению завершена, народ возвращается из плена. Кир по неким соображениям государственной важности провозгласил освобождение Божьих пленников, тем не менее это от Господа и соответствует Его слову, данному много лет назад. Господь отправил Свой народ в плен не как изгарь в огонь, дабы быть ему сожженным дотла, но — как золото для очистки. Обратите внимание, что освобождение Израиля названо возвращением плена Сиона, святой горы — жилища Всевышнего и местонахождения скинии. Ибо восстановление священных интересов народа и оживление всеобщего поклонения были самыми ценными преимуществами его возвращения из плена.

(2) Освобождение из плена стало для народа приятной неожиданностью. Люди изумлялись ему. Столь неожиданным было избавление, что сначала народ пришел в замешательство, не зная, ни что с ним делать, ни к чему оно приведет: «…мы были как бы видящие во сне, мы подумали, что это слишком хорошая новость, чтобы быть правдой, и начали было сомневаться, а бодрствуем ли мы» (как иногда случалось с пророками), «и могли себе представить такое лишь в видениях», подобно тому как святой Петр не сразу поверил в свое освобождение (Деян 12:9). Подчас народ Божий получает такие предвестники благословений Божьей милости еще до того, как узнает о них. Или, как читает данный стих доктор Хаммонд: «Мы были подобны тем, кому вернули здоровье». «Такая утешительная благословенная перемена произошла с нами, как бы от смерти к жизни или как внезапное облегчение от острой боли; мы подумали, что очутились в новом мире». Удивление было настолько сильным, что народ пришел в крайнюю степень возбуждения и радости и едва удерживал себя в рамках приличия, выражая ее: «Тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения». Так люди давали выход своей радости, воздавали славу своему Господу и дали понять всем окружающим, какие чудеса сотворил для них Всевышний. Теперь смеялись те, кто раньше был объектом насмешек, и Бог вложил в их уста новую песнь. То был смех радости в Господе, а не насмешки врагов.

(3) Окружающие обратили внимание на то, что происходит: тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь Иегова, Бог Израи-лев, над ними! То, чего наши боги не могут сделать для нас». Раньше язычники наблюдали за бедствием народа Божия и торжествовали (Иер 22:8; Пс 116:7). Теперь же им ничего не остается, как лицезреть освобождение Израиля и изумляться ему. Избавление создало доброе имя народу, над которым глумились и презирали, теперь же он достоин уважения. Кроме того, освобождение пленников прославило Всевышнего и вынудило народы, поклонявшиеся иным богам, признать мудрость, силу и провидение Господа Бога Израилева.

(4) Признания, прозвучавшие из уст народа Божия (ст. 3). Язычники были не более чем наблюдателями и обсуждали событие просто как новость — ни доли, ни жребия в этом они не имели; а Божий народ говорит о нем как непосредственный участник,

[1] применяя его к себе: «Великое сотворил Господь над нами, то, в чем мы были так заинтересованы и что дало нам преимущество». Какое утешение говорить об искуплении, свершенном Иисусом Христом, тем более что Господь совершил его для нас! Возлюбивший меня и предавший Себя за меня.

[2] С любовью: «…мы радовались. Язычники изумлялись тому, и кое-кто из них рассердился, а мы радовались». Когда Израиль блудил, удалившись от Бога своего, радость была под запретом (Ос 9:1). Теперь же, по очищении беззакония Иакова пленом, грех его удален и Господь побуждает Свой народ радоваться. Именно покаяние преобразует людей в радующихся сейчас и в будущем. Здесь обратите внимание на то, что, во-первых, народ должен взирать на деяние Господне как на великое. Во-вторых, именно Господа следует почитать Творцом всякого великого деяния для Церкви. В-третьих, наблюдать за освобождением церкви — благо, в котором мы можем найти радость.

Стихи 4−6. Данные стихи предвосхищают милости, которых на тот момент не было. Вышедшие из плена все еще пребывали в стесненных обстоятельствах даже в своей стране (Неем 1:3), а многие остались в Вавилоне; к радости людей примешивается трепет, ибо велика пока еще на сердце печаль. В этих стихах представлена (1) молитва о полном завершении освобождения (ст. 4): «Возврати, Господи, пленников наших. Облегчи бремена вернувшихся в свою землю, ибо они все еще стонут под их тяжестью. Оживи сердца оставшихся в Вавилоне, как Ты оживил наши сердца, дабы в полной мере ощутить преимущества дарованной свободы». У истоков всякой милости лежит побуждение молиться за ее совершение. И пока мы в этом мире, у нас всегда найдется повод для молитвы, даже когда мы преуспеваем и готовы воздавать Всевышнему хвалу. Если мы свободны и благоденствуем сами, нам не следует забывать о братьях своих, пребывающих в беде и в узах. Возвращение все еще находившихся в плену и воссоединение их со своими уже вернувшимися братьями стало бы долгожданным событием и для тех, и для других, сравнимым с потоками вод, которые устремились в дальние южные страны, страдающие от зноя и засухи. Что холодная вода для истомленной жаждой души была бы добрая весть из этой дальней страны (Притч 25:25).

(2) Обетование, воодушевляющее в ожидании его исполнения и заверяющее народ в том, что, несмотря на скорбное время, все закончится благоприятно. Обетование здесь имеет общий характер: все святые могут утешаться уверенностью в том, что сеяние со слезами закончится жатвой с радостью (ст. 5, 6).

[1] Страдания святых — это сеяние со слезами. Им часто приходится плакать, их не обходят стороной обычные людские беды и, как правило, на долю верующих выпадает больше горестей. Но они со слезами сеют, проходят через испытание скорбью, дабы достичь цели, поставленной провидением. Слезы не должны мешать сеянию; несмотря на сильное страдание, дела у нас должны идти хорошо. Более того, подобно тому как дождь готовит землю к посеву и земледелец обычно засевает увлажненную почву, так и мы должны извлекать пользу из постигших нас скорбей, ибо они располагают нас к покаянию, молитве и смирению. К тому же есть слезы, которые сами по себе выступают в роли семени: слезы сожаления о грехе — своем собственном или ближнего, слезы сопереживания скорбящей Церкви, слезы, проливаемые нами от избытка чувств в молитве и при чтении слова. Это драгоценное семя, которое земледелец сеет, когда зерно стоит дорого, а ему надо немного — всего лишь для своей семьи; он плачет, расставаясь с ним, хоронит семя в земле в надежде получить больше, чем посеял. Так же поступает и благочестивый муж, сеющий со слезами.

[2] Народ Божий будет пожинать с радостью. Не вечно длиться бедам святых, но по завершению труда для них наступит блаженное время. Пленники в Вавилоне долгое время сеяли со слезами, но, наконец, они вышли с радостью и теперь пожинают плоды своего терпеливого страдания и несут с собою снопы в свою собственную землю, на себе испытывая, как благ к ним Господь. Иов, Иосиф, Давид и многие другие пожинали радость после сеяния в печали. Тот, кто сеет со слезами благочестивой скорби, будет пожинать с радостью скрепленного печатью прощения и стабильного мира. Сеющий в дух, в этой юдоли (долине) слез, от духа пожнет жизнь вечную, и жатва действительно будет радостной. Блаженны плачущие, ибо они навеки утешатся.

Источник