Меню

Химический состав семян урок



Состав семян

Разделы: Биология

Учебник: Биология, 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана – Граф, 2014г.

Урок новых знаний

Цель: определить, с чего начинается жизнь любого растения?

обучающие:

  • создать условия для восприятия нового материала
  • развивать навыки исследовательской деятельности
  • сформировать знания учащихся о химическом составе семян, условиях и особенностях прорастания, о функциях частей семени

развивающие:

  • развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность
  • формировать умение работать по заданному алгоритму, используя карточки и проводя эксперименты
  • формировать умение применять знания для решения биологических задач и выполнения лабораторной работы
  • развивать умение наблюдать, анализировать и обобщать

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету
  • воспитывать культуру в организации учебного труда

Установки на достижение результата:

личностные:

  • формировать устойчивый познавательный интерес
  • вырабатывать готовность к самообразованию и самовоспитанию

метапредметные:

  • организовывать собственную деятельность и сотрудничество при работе в группе
  • определять круг проблем
  • самостоятельно планировать пути достижения цели

предметные:

  • определять химический состав семян
  • объяснять рост и развитие проростка фасоли

Методы обучения:

  • словесный (беседа и объяснение)
  • практический (работа с раздаточным материалом)
  • частично-поисковый (работа с дополнительным материалом)
  • проблемный (постановка проблемных вопросов)
  • исследовательский (работа по исследованию выдвинутых проблем, гипотез)

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип: комбинированный урок

Вид: исследовательский практикум

Форма: лабораторная работа

Оборудование:

  • карточки с заданиями
  • лабораторное оборудование (стакан с водой, спиртовка, пробирки, держатель для пробирок, марлевые салфетки, раствор йода, стеклянная палочка)
  • пшеничная мука
  • семена льна, пшеницы, гороха и подсолнечника
  • проросшие семена фасоли

I . Организационный момент

II . Актуализация субъективного опыта учащихся

1.Учащиеся определили тему и цель урока в ходе беседы, используя карточки с загадками:

  • золотое решето черных домиков полно: сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов -. подсолнух
  • без окон, без дверей полна горница людей — . огурец
  • знаем ноты: “фа и соль”, и слова: “и сколь и вдоль”, подсказать ты мне изволь, что за длинный боб — . фасоль
  • веселится, золотится в кузовах машин — . пшеница

2.Учащиеся выделили главный вопрос урока: с чего начинается жизнь любого растения?

III. Лабораторная работа “Состав семян”

Цели:

  • изучить химический состав семян
  • выяснить, как влияет на рост и развитие проростка фасоли, запас питательных веществ
  • доказать, что семя — зачаток растения

На доске написаны слова: вода, белки, углеводы, жиры, минеральные вещества

Беседа по вопросам:

  • что означают эти слова?
  • какие группы веществ они образуют?

Учащиеся разделились на три группы, взяли карточки, обсуждали задания, составляли план дальнейших действий, работали 10 минут

Цели: узнать какие вещества входят в состав растений; какие условия необходимы для прорастания семян; доказать это опытным путём

Задания для 1-й группы: на карточке словосочетание неорганические вещества; рисунок — пробирка с семенами; составьте вопросы для эксперимента

Учащиеся составили вопросы:

  • какие вещества относятся к неорганическим веществам?
  • почему, вещества называются неорганическими?
  • каким образом их можно обнаружить в семенах льна?

Демонстрировали опыт: первый ученик нагревал в пробирке семена льна и продемонстрировал наличие капелек воды на стенках пробирки

Второй ученик объяснил, что при дальнейшем нагревании “семена сгорели” – осталась зола

Третий ученик провел аналогичный эксперимент с зерновками пшеницы. Четвертый ученик, пользуясь текстом учебника и интернетом, нашел ответ на вопрос: почему, вещества называются неорганическими? Он объяснил, что зола состоит из несгораемых минеральных веществ

Учащиеся, наблюдавшие опыты, сделали вывод, что в семенах разных растений есть неорганические вещества — это вода и минеральные соли

Задания для 2-й группы: на карточке словосочетание органические вещества; у вас есть семена подсолнечника и листы белой бумаги, сформулируйте вопрос; ваши дальнейшие шаги, объяснения и доказательства

Учащиеся, выделили проблему: какое вещество и каким образом можно обнаружить в семенах подсолнечника?

Демонстрация опыта: учащийся положил семена подсолнечника между двумя листами белой бумаги и надавил пеналом – остался жирный след

Проблема (записано на обратной стороне карточки): известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает растение с несколькими колосками, в каждом из которых созревает около 60 зёрен; в них содержатся _______?_____ вещества

Учащиеся высказали суждения и подтвердили экспериментально: поместили в марлевую салфетку пшеничную муку, промыли ее в стакане с чистой водой, капнули в стакан каплю йода, раствор “посинел”. Сделали вывод: в муке есть крахмал, под действием йода он синеет. Крахмал — это органическое вещество, образуется в результате фотосинтеза

На марлевой салфетке осталась клейкая масса, “что бы это значило?”, вопрос учителя. Учащийся группы нашел ответ в интернете: это клейковина и называется растительным белком

Учащиеся, наблюдавшие опыты сделали вывод: крахмал, белок и жир относятся к органическим веществам

Вопрос учителя: при горении семян льна выделялся белый дым, объясните?

Ученики находят ответ из учебника “горят органические вещества”

Задания для 3-й группы: группа разделилась на две подгруппы

1-я подгруппа работала с текстом учебника, после чтения текста выделили главную мысль и поставили проблемный вопрос: какие условия необходимы для прорастания семян гороха?

Читайте также:  Лечебные свойства семян лимонника китайского

Для 2-й подгруппы дана дополнительная карточка-задание: Настя, желая подготовить семена гороха к посеву, поместила их в три пробирки. В одной пробирке семена проросли, в другой сгнили, в третьей — ?

Как это можно объяснить? Предположите, как выглядели результаты опыта?

Подгруппа объяснила предполагаемые результаты опыта: в первой пробирке семена прорастут, в ней есть вода; во второй семена набухнут, не прорастут, начнется гниение – нет воздуха; в третьей пробирке семена не прорастут — нет воды. Учащиеся сделали вывод: вода и воздух – жизненно необходимые условия для прорастания семян

IV. Закрепление полученных знаний в ходе лабораторной работы

Два ученика прорастили семена фасоли (это домашнее задание) в количестве 15 штук

Учащимся 3-х групп раздали проросшие семена и задания: составьте вопросы и “действия” — возможные эксперименты с проросшими семенами

(Деятельность учащихся: как это возможно? почему это происходит?)

Учащиеся, которые проращивали семена фасоли, координировали деятельность тех, кто рассматривал семена

Учащиеся 1-й группы выдвинули гипотезу: влияет ли запас питательных веществ семени на рост и развитие проростка?

Учащиеся 2-й группы предложили исследовательские вопросы:

  • что произойдет с проростком семени фасоли, если удалить 1/2 семядоли?
  • что произойдет с проростком семени фасоли, если удалить одну семядолю?

Учащиеся 3-ей группы демонстрировали эксперименты:

  • 3-и проросшие семени фасоли оставили без изменений
  • у 3-х проросших семян фасоли удалили одну семядолю
  • у 3-х проросших семян фасоли удалили 1/2 семядоли

Вопрос учителя, какие ожидаете получить результаты?

Учащиеся объяснили предполагаемые результаты опыта: чем меньше запас питательных веществ (белков, жиров и углеводов) в семядолях, тем слабее будет развиваться растение фасоли

1.Обсуждение результатов исследования в сравнении с выводами Гете:

“В семени сила сокрыта была; в оболочке согнувшись, члены растения были готовы давно – корень, и стебель, и лист, но бесцветны и полуразвиты; скрытую, тайную жизнь зерна сухие хранят. ”

Вывод: семя это маленькая мобильная фабрика, в которой есть сложные вещества и необходимые условия, для развития зародыша и превращения его в растение

2. Выставление оценок за работу на уроке

VI. Рефлексия: заполнение листа самооценки

Источник

Тема урока: «Химический состав растений»

Разделы: Биология

Цели урока: Изучить химический состав растений на основе изучения состава семян; выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семени.

Оборудование: стаканы с водой, пробирки, марлевые салфетки, йод, сухое горючее, семена пшеницы или других растений, проростки Фасоли и пшеницы, семена подсолнечника, белая бумага, таблица “Строение семян”.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Мы знаем, что все живые организмы имеют сходный химический состав.

Запись в тетрадь. Тема: Химический состав растений

Цель нашего урока, узнать из каких веществ состоят растения, на какие группы они делятся.

Внимательно следите за тем, что я буду, делать и говорить и по ходу рассказа надо будет заполнять таблицу.

№п/п Что брали Что делали Что получили
1 Пшеница в пробирке Нагревали на огне На стенках пробирки появилась вода.
2. Тесто в марле Промывали в стакане с водой. Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.
3. Стакан с мутной водой Капнули йод Вода посинела
4. Семянка подсолнечника Раздавили на белом листе бумаги Жирное пятно

Демонстрация 1 опыта:

Вы, конечно знаете, что у меня за семена.

Вопрос: Из каких веществ состоят эти семена? Что в них есть?

Семена кладут на дно пробирки и нагревают.

Вопрос: Что вы видите? (на стенках пробирки появилась вода)

Вопрос: Правильно. А откуда она взялась? (Она была в семенах)

Вывод: Вещество которое находится в семенах – это вода.

Вопрос: Какие вещества кроме воды находятся в семенах

Демонстрация 2 опыта:

Опыт: В маленький тигель кладут 10-15 семян пшеницы и нагревают. Когда при прокаливании начнут выделяться бурые пары, зажечь семена. Когда пламя погаснет показать ученикам обуглившие семена.

Вывод: В семенах есть вещества, которые могут гореть. Эти вещества обугливаются и сгорают. Такие вещества называют минеральными.

После сгорания минеральных веществ остается зола. Зола не горит. Зола- это минеральное вещество.

Демонстрация 3 опыта:

Вопрос: Что это? (мука)

Из чего приготавливают муку? (из зерен пшеницы)

Как делают муку? (Семена пшеницы размалывают на мельнице.

Вывод: Значит все то, что есть в семенах, есть в муке.

Опыт. Взять пшеничную муку и замесить тесто. Затем тесто промыть в воде. После промывания опустить в чистую воду и промывать до тех пор, пока вода не будет мутнеть.

Вопрос: Что осталось в тряпочке?

Это вещество беловатое, тягучее (растянуть) и клейкое(потрогать).Это вещество растительный белок, который содержится в клейковине.

Вывод: В состав растений входит белок.

Опыт. Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т.к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.

Читайте также:  Когда сажать фацелию семенами

Вывод: Йод является индикатором для крахмала. Следовательно ,в состав растений входит крахмал и белок — это органические вещества..

В состав растений входит еще вещества.

Демонстрация 4 опыта:

Раздавить семена подсолнечника.

Вопрос: Что вы обнаружили? (Если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений добывают масло.

Вопрос: Какие это растения? (подсолнечник, лен, конопля)

Вывод: В семенах обнаружили еще одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы) минеральные вещества и вода.

Вопрос: Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды?

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Листья капусты 90% воды, в плодах огурцов — 96% воды. Молодые растения содержат до 95-98% воды,а в одревесневших до 50%.

Вопрос: Почему? (вода необходима для всех жизненных процессов, происходящих в организме растений).

Работа с учебником.

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений? Ответить на этот вопрос вы получите из учебника стр. 143(5 абзац) -144.

Записать в тетрадь.

Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лен, конопля, арахис, соя.

Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис.

Источник

—>МОУ «СОШ №2 г.Зеленокумска» —>

—>

—> —>

—> —>Категории раздела —>
—>

Полосинова Ирина Анатольевна [58]
Сазонова Наталья Алексеевна [17]
Мелкумян Нина Александровна [39]
Фалей Евгений Анатольевич [29]
Болотова Ольга Николаевна [66]
Ахмедова Альбина Аслановна [41]
Антонникова Татьяна Владимировна [61]
Водопьянова Надежда Сергеевна [49]
Дашдемирова Наталья Александровна [25]
Мелащенко Валентина Николаевна [27]
Уварова Татьяна Дмитриевна [21]
Токарева Тамара Ивановна [52]
Васильченко Елена Юрьевна [27]
Маргиева Инна Александровна [8]
Дзюба Оксана Ахмедовна [39]
Гребенева Ольга Викторовна [10]
Соломонова Раиса Николаевна [66]
Корнухова Татьяна Федоровна [7]
Лобец Валентина Трофимовна [39]
Степанова Елена Алексеевна [17]
Семко Валентина Владимировна [50]
Борзова Светлана Николаевна [9]
Барыльник Ирина Николаевна [42]
Гетманова Вера Васильевна [2]
Воробьева Елена Николаевна [22]
Мартыненко Павел Алексеевич [4]
Погорелова Антонина Николаевна [2]
Медведева Светлана Станиславовна [7]
Лукьяненко Светлана Николаевна [24]
Пряженцева Наталия Константиновна [36]
Набиева Эсмира Габибуллаховна [30]
Соломкина Виктория Алексеевна [5]
Алимагомедова Зумрият Рамазановна [5]
Манерко Надежда Владимировна [25]
Артёменко Александр Анатольевич [15]
Хлыстова Елена Викторовна [3]
Гладких Елена Дмитриевна [3]
Москальченко Виктория Викторовна [10]
Машенцева Ольга Александровна [5]
Цыглевская Ирина Анатольевна [13]
Глухова Лидия Васильевна [6]
Устинова Людмила Николаевна [7]

—>

—> —> —> —> —> —>

—>Новое на сайте —>
—> ДЭГ —>

—> —>

—> —>Статистика —>

Методические разработки

Тема урока: Химический состав растений.

Цели урока:

изучить химический состав растений на основе изучения состава семян;

выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семенах;

Оборудование: стакан с водой, пробирка, марлевые салфетки, йод, спиртовка, семена пшеницы, подсолнечника, мука, белая бумага, клубни картофеля.

Ход урока:

I. Организационный этап.

2. Проверка подготовленности к учебному занятию.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

1. Сообщение темы урока: «Химический состав растений» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

2. Формулировка целей урока: цель нашего урока не просто узнать какие вещества входят в состав растений, но и доказать это опытным путём.

Полученные знания на уроке пригодятся вам при использовании веществ, входящих в состав растений, а также использовать растения по своему назначению.

III. Изучение нового материала.

Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров и углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.

Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу:

п/п

Что брали

Что делали

Что получили

Пшеница в пробирке

Нагревали на огне

На стенках пробирки появилась вода.

Нагревали на огне

Семена обуглились, осталась зола.

Промывали в стакане с водой.

Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.

Стакан с мутной водой

Клубень на срезе посинел

Раздавили на белом листе бумаги

Демонстрация опыта № 1

Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян)

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся формируют вывод: В семенах содержится вода.

Какие ещё вещества содержатся в семенах?

Демонстрация опыта № 2

Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В состав растений входят минеральные вещества.

Демонстрация опыта № 3

Для проведения этого опыта я приготовила муку.

Вопрос: Из чего делают муку?

Ответ: из зерён пшеницы.

— Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.

(приглашаю ученика для поведения опыта)

Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

Делаем вывод: в состав растений входит белок.

Демонстрация опыта № 4

Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

(приглашаю ученика для проведения опыта)

Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Ответ: вода посинела.

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

Проведение учащимися опыта № 5

У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155, второй абзац.

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

Содержание минеральных веществ:

— в корнях и стеблях – 5 %

— в листьях – 10-15 %

Остальное приходится на органические вещества.

Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

Ответ: органических.

Вопрос: В каких семенах больше воды?

Ответ: у зерновок пшеницы

Вопрос: А минеральных веществ?

Ответ: у семянок подсолнечника.

Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.

Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

Семена

Углеводы

Жиры

Белки

Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие.

Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха. Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ.

Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты

Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста.

Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.

Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.

Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств. Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок

IV. Закрепление изученного материала.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. § 32, задание № 3 на стр. 157, повторить § 20 (зоны корня)

Список литературы:

  1. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271
  2. Муравин Э.А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. — 384 с.
  3. Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.: Дрофа, 2010. – 96 с.
  4. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

Источник

Рассада на даче © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector