Меню

Катаев на даче основная мысль



Катаев «На даче», кто главные герои, какая главная мысль?

История происходит в начале войны в 1941 году. Русская семья жившая в селе испытала весь ужас войны. Во время воздушного боя на их участок и на село в общем летели обломки и осколки от самолетов.

Главных героев в рассказе всего двое.

Первый герой это мальчик Павлик.

Вторая героиня это девочка Женя, которая на утро уже научилась определять, где вражеский самолет, а где советский.

Главная мысль заключается в понимании, что дети того времени навсегда лишились детства. Их детство было в страхе быть убитыми. Они каждый день слышали взрывы, свист пуль. В неясном ожидании они не осознавали, за что им это.

Автор учит нас любить свою Родину и ценить жизнь вне этих событий. Автор хочет донести до читателей ужас войны.

Здесь можно прочитать краткое содержание произведения.

Старый деревенский дом. Живут в нем люди, но рассказ не о них. Такса Фунтик, кот Степан. их никак не берет мир.

Грозный петух и черная курица тоже враждуют с Фунтиком. Лягушка, которая любит дождь и даже, когда дождя нет, сидит под рукомойником и ждет капель, падающих раз в час. А еще герои рассказа — старые ходики и совсем уж старинная музыкальная шкатулка, найденная на чердаке. Сделал ее шотландский мастер Гальвестон.

И он тоже стал одним из героев рассказа, хоть и жил давным-давно. Но ведь жива его шкатулка, которую он делал с душой, и когда обитатели дома что-то мастерят, то всегда вспоминают того Гальвестона — веселого пожилого мужчину, каким он им видится.

А шкатулка однажды заиграла. Сыграла песню про шотландские горы и все, что еще знала. И снова замолчала. А теперь в Москве рассказчик вспоминает эту шкатулку и других жильцов старого дома.

И надеется, что рассказал про ходики, дождь и Фунтика нам всем не зря.

Паустовский видит в обыденных на первый взгляд вещах и событиях скрытый смысл, другой какой-то мир — без суеты и спешки, где важны простые явления, такие как легкий дождь, квохтание курицы, треск синиц.

Надо только суметь приглядеться и прислушаться к этому миру хоть иногда, в нем же столько интересного.

К.Паустовский рассказ «Собрание чудес» написан от лица автора. Главные герои рассказа мальчишки Ленька и Ванька, два разных по характеру мальчика. Ленька все разговоры сводил на деньги, он не думает о последствиях, им руководит жажда наживы. Ванька не любит и не уважает Леньку, мальчик боится, что такие люди как Ленька погубят его любимый лес, вырубят все деревья и не пожалеют даже молоденькой березки. Мальчики подрались и Ленька ушел обратно в деревню.

По дороге автор и мальчики заходят к Василию Лялину, старожилу тех мест, старик обладает благородной внешностью и любит свой край, знает историю села, каждую тропинку, каждый кустик.

Главная мысль рассказа «Собрание чудес» учит ценить окружающий мир, видеть красоту природы, беречь и чаще бывать на природе. Рассказ учит умению видеть живую красоту рядом.

Бабушка и внучек.

Главные герои этого рассказа Алексея Николаевича Плещеева:

Ваня — внучек, мальчик дошкольного возраста.

Бабушка — заботливая пожилая женщина.

Учитель — внимательный и добрый, разрешил Ване приходить в школу.

Главная мысль: нужно всячески поощрять стремление детей посещать школу и внимательно прислушиваться к их пожеланиям.

Главные герои рассказа, точнее, небольшого цикла рассказиков — как ни странно, пингвины! Ну и автор — зимовщик, который наблюдает за ними и делится с нами своими впечатлениями.

А впечатления самые разные — и забавные, и даже грустные порой. Но забавных больше.

Пингвины, оказывается, очень любопытные. А поскольку они до этого людей никогда не видели, то им интересно все: и как вода из рукомойника капает, и как примус шумит, и даже как человек хлеб в рот кладет.

И наблюдать за ними человеку так же интересно: то они танцуют на куске фанеры, то катятся с горки на животе, то прыгают в море с высоты. Главная мысль рассказа — животный мир нашей планеты интересен и разнообразен, это только кажется, что ничего увлекательного в Антарктиде нет, один снег.

На самом деле даже жизнь пингвинов может дать много интересного для размышлений и понимания этих необычных птиц!

Пьеса «Каменный гость» А. С. Пушкина входит в цикл «Маленькие трагедии». В ней автор использовал «вечный образ» женского обольстителя и бесстрашного дуэлянта Дон Гуана (Жуана) и дал новую интерпретацию этому герою: впервые Дон Гуан стал героем не комедии, а трагедии.

В пьесе два главных героя: Дон Гуан и Дона Анна, в которую влюбляется дамский угодник. Однако за предыдущие грехи он гибнет в буквальном смысле от руки статуи Командора (Каменного гостя) в тот момент, когда почувствовал себя счастливым — автор отказывает ему в праве любить.

Главная мысль: каждый человек заслуживает наказания за свои проступки и прегрешения: Гуан, проживший развратной и нечестной жизнью, не может обрести счастье.

Источник

Катаев на даче основная мысль помогите

В контексте: «Видно, на море не тихо
Смотрит — видит дело лихо
Бьётся лебедь средь зыбей
Коршун носится над ней»
Немного вопрос непонятен, поясните.

Ну если ты про зыбь, то это волны на поверхности жидкости.

План N°1
1) Вступление.
одно из этих на выбор:
а) Общая характеристика романа или героев.
б) Годы написания и история создания романа.
в) Постановки и инсценировки романа.
2) Основная часть.
а) Поступки, раскрывающие черты характера.
б) Мистические сравнения с темными тварями и основной прототип героя.
в) Как закончил и чего добился герой.
3) Заключение.
а) Роль Иудушки в романе. Или
б) Иудушка – образ мистический или трагический. В чем проявляется мистицизм и трагичность этого героя. Или
в) Сравнение с библейским персонажем.

План N°2
1)) Вступление.
одно из этих на выбор:
а) Общая идея романа, как задумывался роман.
б) Какие ценности и морали затрагиваются в романе.
в) Отличие романа от других произведений этого автора.
2)) Основная часть. Образ Иудушки.
а) Перечесление и краткая характеристика других героев романа.
б) Черты характера Иудушки.
в) Отношение Иудушки к другим героям.
3)) Заключение.
а) Отношение автора к герою.
б) Нужны ли такие люди, как Иудушка. Если да, то зачем. Какой они могут преподать урок.
в) Литературные критики о романе.
Дополнительно отдельно можно добавить.
г) Ваше отношение к герою и роману.

Читайте также:  Борьба осой на даче

Можно в вступлении и заключении можно взять на выбор: Или а) или б) или в) В основной части все три пункта описываются целиком.

Не прошло пяти минут, как появился Герасим с огромной вязанкой дров за спиной, в сопровождении неразлучной Муму. (Барыня свою спальню и кабинет приказывала протапливать даже летом.) Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом с своей ношей. Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. Тогда Степан, улучив удобное мгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка, придавил ее грудью к земле, сгреб в охапку и, не надев даже картуза, выбежал с нею на двор, сел на первого попавшегося извозчика и поскакал в Охотный ряд. Там он скоро отыскал покупщика, которому уступил ее за полтинник, с тем только, чтобы он по крайней мере неделю продержал ее на привязи, и тотчас вернулся; но, не доезжая до дому, слез с извозчика и, обойдя двор кругом, с заднего переулка, через забор перескочил на двор; в калитку-то он побоялся идти, как бы не встретить Герасима.

Впрочем, его беспокойство было напрасно: Герасима уже не было на дворе. Выйдя из дому, он тотчас хватился Муму; он еще не помнил, чтоб она когда-нибудь не дождалась его возвращения, стал повсюду бегать, искать ее, кликать по-своему. бросился в свою каморку, на сеновал, выскочил на улицу — туда-сюда. Пропала! Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал ее руками. Иные точно не знали, куда девалась Муму, и только головами качали, другие знали и посмеивались ему в ответ, а дворецкий принял чрезвычайно важный вид и начал кричать на кучеров. Тогда Герасим побежал со двора долой.

Уже смеркалось, как он вернулся. По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы. Он остановился против барских окон, окинул взором крыльцо, на котором столпилось человек семь дворовых, отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» — Муму не отозвалась. Он пошел прочь. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся, не сказал слова. а любопытный форейтор Антипка рассказывал на другое утро в кухне, что немой-де всю ночь охал.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о рассказе В.Катаева «На даче»

Главные герои рассказа Катаева «На даче» — обычная московская семья: папа, мама, пятилетняя дочь и трехлетний сын. Они живут на даче, но жизнь эта далеко не безмятежна. Идет война и по ночам они часто просыпаются от сигнала воздушной тревоги.

Когда взрослые слышат этот хорошо знакомый звук, они берут на руки сонных детей и поспешно спускаются из спальни в столовую, где более безопасно. Потом они долго слушают грохот сотен зениток, которые пытаются сбить вражеские самолеты, крадущиеся к Москве.

Осколки снарядов падают в сад, срезают ветки, стучат по крыше дома. Не смотря на грохот зениток, дети засыпают – сначала сын, потом дочь. Утром отец видит, как дочь играет в саду с игрушечной обезьяной. Она играет в воздушную тревогу. Подражая родителям, девочка укачивает обезьянку и успокаивает ее.

Неожиданно над самым домом проносится большой самолет, и лицо девочки искажается страхом. Отец выскакивает на улицу и старается успокоить дочь. Но она уже успокоилась сама. Пятилетняя девочка легко догадалась по силуэту самолета, что это не враг, это наш самолет.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «На даче» заключается в том, что война лишает детей полноценного детства. Вместо того, чтобы играть в обычные детские игры, дети во время войны играют в воздушную тревогу. Они привыкают спать под грохот зениток и с малых лет учатся узнавать вражеские самолеты.

Рассказ Катаева учит ценить мир и призывает делать все, чтобы не было войны.

Какие пословицы подходят к рассказу «На даче»?

У войны не детское лицо.
Войной да огнем не шутят.
Мир – дело великое.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Катаев на даче основная мысль помогите?

Литература | 5 — 9 классы

Катаев на даче основная мысль помогите.

Автор доносит до читателя мысль о том, что война — — страшная беда, которую не должны испытывать ни взрослые, ни дети.

Рассказ производит впечатление от образного описания чувств детей и взрослых при смертельной опасности, когда над головой происходит воздушный бой.

Помогите?

Какая основная мысль рассказа растрёпанный воробей.

Основная мысль стихотворения Пальмы Лермонтова Основная мысль стихотворения Тучки Лермонтов Кратко?

Основная мысль стихотворения Пальмы Лермонтова Основная мысль стихотворения Тучки Лермонтов Кратко.

Основная мысль текста?

Основная мысль текста?

Помогите мне нужен краткий рассказ о карлсене и основную мысль?

Помогите мне нужен краткий рассказ о карлсене и основную мысль.

Основная мысль «Мцыри»?

Основная мысль «Мцыри»?

Петька на даче главная мысль?

Петька на даче главная мысль.

Основная мысль стихотворения Маяковского «необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковского летом на даче «?

Основная мысль стихотворения Маяковского «необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковского летом на даче «?

Основная мысль текста?

Основная мысль текста.

Помогите пожалуйстаосновная мысль пастушка и трубочист?

основная мысль пастушка и трубочист.

«Экспонат» основная мысль?

«Экспонат» основная мысль.

Перед вами страница с вопросом Катаев на даче основная мысль помогите?, который относится к категории Литература. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

О военных подвигах и храбрости русского князя Александра Невского. Князь эталон — настоящего воина и грамотного политика. Александр Невский на несколько столетий вперед определил развитие Русской земли и заложил традиции, которые служили много врем..

Я горжусь своей Родиной. Это многонациональное государство Казахстан. Оно входит в десятку самых больших стран мира! Большую часть территории нашей страны составляют степи, полупустыни и пустыни. Казахстан обрел независимость после распада Советс..

1. Футлярные люди, значит замкнутые как душевно, так и физически. 2. — 3. Настоящей жизни в «Ионыч» нет. Если такая глупая для нормально человека семья является САМОЙ КУЛЬТУРНОЙ в этом городе, то о чём вообще может идти речь.

Читайте также:  Отделка стен на даче внутри своими руками эконом вариант

Йеллоустон ұлттық саябағы.

Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распрос..

Народная песня —это как исвество все началось с истории древних людей с народного фолклора наиболее распространённый народная музыка, устное творчество сказки легенды Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события.

Извини конечно, но я не очень понимаю к чему тут кот, вроде же написано вопросы.

Великий город, полон красоты, Советской улицы особенная стать : Гагарин в нёмпополнил лётные ряды, Труды Рычкова всем нам должно знать! В сороковой, в голодный год войны, Когда война нам боль и страх несла Наш Оренбург, сомкнув свои ряды Ко всем фро..

Барсучий случай вот так.

Как — то Иван пришел в школу. Начался урок, учитель начал раздавать тетради для контрольных работ. В этот момент Иван вспомнил свой сон, в котором он был в мире «Контрольных работ». В этом мире все были умными, красивыми.

Источник

План-конспект урока по рассказу В.П. Катаева «На даче».

I. Стадия «Вызов».
II. Стадия «Осмысление».
III. Стадия «Размышление» (рефлексия).

  1. Отработать с учащимися приемы новой технологии, способствующие развитию критического мышления (умение соотносить читательские ожидания с развитием сюжета, проведение дискуссии «Совместный поиск », «Перекрестной дискуссии»).
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте, познакомить с понятием «гражданское население».
  3. Расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.

Оформление урока (на доске)

  • Запись темы.
  • Портрет писателя.
  • Рисунки к теме «На даче» (без предварительного знания содержания рассказа).
  • Эпиграф: «…Не бывает совсем не пострадавших от войны»
  • между названием и проблемой
  • между поведением героев и ситуацией
  • между 2мя эпизодами
  • между описаниями пейзажа и событиями
  • Средства выразительности речи, фигуры речи:
  • Эпитеты.
  • Метафоры, олицетворение.
  • Сравнения.
  • Повторы.
  • Глаголы действия.
  • Эмоцианально-окрашенная, экспрессивная лексика.

1. Вступительное слово учителя, запись темы. В.П. Катаев «На даче».
2. Сообщение о писателе.
3. Стадия «Вызов».

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? (отдых, тишина, красивая природа)
  • Что можно изобразить на иллюстрации к рассказу с названием «На даче»?
  • Рассмотрим иллюстрацию (комментирует учащаяся, выполнившая работу дома).

Письменное задание.
За 5мин составьте небольшой рассказ по ключевым словам: подмосковская дача, окрестности, сад, звуки, небо, жужжание, родители, дети, игра.

Но сначала вспомним, что такое рассказ, и как он строится.

  • Что лежит в основе рассказа? (действие, событие)
  • Может ли быть в рассказе описание чего-либо? (да, небольшое)
  • Какой рассказ интереснее слушать? (если события происходят быстро)

Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло на даче.

Чтение нескольких рассказов учащихся.

4. Стадия «Осмысление».

Работа с текстом.

  • Прочитаем небольшой фрагмент рассказа и сравним с нашими предположениями.
  • Что мы узнали?

— Оправдались ли наши предположения? (нет)
— О чем пойдет речь дальше? (о войне)
— Какое ключевое слово я вам не назвала? (воздушная тревога)
— Что нужно обязательно учитывать при составлении рассказа? (историческое время)

Вывод. В рассказе пойдет речь о войне.

Сравним название рассказа и его тему.
— Отражает ли название рассказа его тему? (нет, оно ей противоположно).

Знакомство с термином «контраст» (сообщение учащегося).

Найдите в прочитанном фрагменте пример еще какого-либо контраста. (Между сонными соснами и сиреной)

Внесем коррективы в наши предположения.

  • Что может произойти дальше? Как будут вести себя герои?

Дискуссия «Совместный поиск»
Чтение следующего фрагмента.

— Что совпало с нашими ожиданиями?
— Что показалось вам неожиданным, удивительным в поведении героев во время опасности? (игра)
— Какой прием использует здесь автор? (контраст)

— Давайте, обсудим вопрос о том, нужно ли детей ограждать от ужасов войны?

Задание по группам:

  • 1 гр.- доказать, что нужно защищать детей.
  • 2 гр. — доказать обратное, т.е. опровергнуть утверждение. 3 гр. — сделать вывод о том, кто прав.

Чтение текста Обсуждение.

– Что узнали нового?
— Как развивались события?
— Как вы думаете, можно ли этот эпизод назвать кульминацией? (Нет. С героями ничего страшного не произошло.)
— Почему так подробно описывается бой?
— Какой контраст можно увидеть здесь? (зенитки стреляют – ребенок спит)
— Какие ключевые слова, отражающие военную тематику, встретились в тексте? (Зенитки, разрывы, бой, истребители, шрапнель, бомбардировщики, трассирующие пули)

Чтение следующего отрывка. Обсуждение.

  • Что вам кажется удивительным в словах девочки? (Знает разницу между фугасами и зенитками.)
  • Есть ли контраст в описании природы. (Да, равнодушное небо и срезанные осколками снарядов ветки противопоставлены друг другу.)
  • Как выглядит девочка на фоне разрушений? (Беззащитной).
  • Какую роль играет здесь описание пострадавшей природы?

Чтение следующего эпизода. Обсуждение.

  • Какие события можно назвать кульминацией? Какова развязка рассказа?
  • Как можно доказать текстом, что девочка пережила сильный, незабываемый страх? (Волосы у отца зашевелились на голове)

4. Стадия « Размышление». (Рефлексия)

— Вспомним наши предположения. (Мы ожидали физических страданий, а узнали о психологических страданиях.)

Война может приносить не только физические, но и нравственные страдания.
(В этом заключается идея рассказа.)

— Кто является самым уязвимым на войне?
(Мирные жители – «гражданское население». А среди них — дети.)

— Чтение высказываний и стихотворений на тему: « Дети и война» .

5. Исследовательское «задание»:
— Где еще в тексте встречается контраст?
— Какова роль контраста в произведении?

Контраст является не только одним из приемов, но и способом организации всего текста.
Роль контраста — подчеркнуть беззащитность людей.

— С помощью каких средств выразительности речи передается общая атмосфера в рассказе?
(эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, повторы, глаголы действия, эмоционально – окрашенная лексика)

6.Сообщение об эмоционально – окрашенной лексике.

7. Творческое задание (по группам):

— Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств речи и стилистических фигур. Объясните их роль в тексте.

8 Бинарный вопрос. (Да. Нет.)

— Забудут ли дети испытанный ужас?

Не бывает совсем не пострадавших от войны.

1. Ответить письменно на вопросы (стр. 20-по вариантам.)
2. Выучить определение « контраста».

Катаев Валентин Петрович (1897 — 1986), прозаик. Родился 16 января (29 н.с.) в Одессе в семье учителя.

Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале «Весь мир». С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.

Читайте также:  Дача снт виктория электрогорск

Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков.

В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах «Гудок», «Труд», «Рабочая газета», не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть «Растратчики», замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию «Квадратура круга», тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.

В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику «Время, вперед!», ставшую важной вехой в его творчестве.

В 1936 публикует роман «Белеет парус одинокий»; много работает для «Правды»: пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть «Я сын трудового народа». Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы «Третий танк», «Флаг», повести «Жена», «Сын полка», пьесы «Отчий дом», «Синий платочек».

В 1949 вышел роман «За власть Советов». В 1955 был создан журнал «Юность», главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман «Хуторок в степи».

В 1960-е написаны «Трава забвения», «Святой колодец», «Кубик». В 1978 — «Алмазный мой венец», в 1980 — «Уже написан Вертер». Умер В.Катаев в 1986 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная

тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика.

Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру — «в маленьких». Эта игра

заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

— Папа, я маленький, да?

— Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

— Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

— Да, да, — поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет. Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных

истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, — осторожный рокот, похожий на полосканье горла. Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул. В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать. Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов.

Равнодушное небо — синее, с белыми круглыми облаками — плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения. Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

— Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки.

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней. В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

— Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

— Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, — а это наш -четырехмоторный «СССР».

Источник