Меню

Как определить деревья кустарники зимой



Как узнать дерево по силуэту зимой?

Как узнать дерево по силуэту зимой?

На календаре уже весна, настроение не может испортить даже снегопад! Представляем вашему вниманию интересную статью, она же мастер-класс по определению деревьев в осенне-зимний период. Март прекрасно подойдет для практических занятий в этой области!

Поздно осенью и зимой деревья и кустарники не привлекают к себе особого внимания. Сбросив последние листья, они покоятся до весны, казалось бы, не представляют никакого интереса, тем более различить их в безлиственном состоянии для многих довольно сложно. Безразличное отношение к деревьям и кустарникам в их зимнем уборе не верно. Зимой на их ветках можно увидеть много интересного, научиться распознавать по почкам и другим признакам, например по цвету коры и т.д.

В лесу или на поляне зимой можно издали приметить одиноко стоящее дерево. По очертанию кроны и по силуэту знаток определит, какое из деревьев растёт. Зимой, например, более заметными по силуэту становятся хвойные деревья, которые у нас по видовому составу немногочисленны. Каждый может отличить острую треугольную вершину ели от широкой кроны сосны.

Ель имеет широкую пирамидальную крону и острую верхушку, сосна же в густом насаждении имеет тонкий, высокий и прямой ствол и небольшую зонтиковидную крону, расположенную на самой верхушке. Совсем иначе выглядит сосна, выросшая на «свободе». Она невысока, но ее крона представляет широкий шатер ветвей, который начинается от самого основания дерева. У ели различие между другими деревьями в насаждении и на свободе выражено не так резко. У лиственных пород оно проявляется по-разному и зависит от степени теневыносливости. Но, несмотря на эти изменения, характер кроны и способ ветвления в большей части сохраняются.

Поупражнявшись в определении деревьев по силуэту, знаток еще издали сможет определить, какое дерево перед ним и как оно росло — в сомкнутом насаждении или на «свободе».
Сложнее может показаться на первый взгляд определение по силуэту лиственных деревьев. Очень характерен силуэт березы повислой с ее мелкими веточками, мощные очертания старых, кряжистых дубов, каких у нас мало, а также своеобразный силуэт старых ив — ветел с их толстым невысоким стволом и большим количеством тонких прямостоячих ветвей.
Этот ивовый силуэт является принадлежностью зимнего ландшафта средней полосы Европейской части России, особенно около деревень, у прудов и речек.
Многие деревья можно узнать по плодам и остаткам соцветий, которые сохранились на ветках. На ольхе зимой видны мужские сережки и прошлогодние женские «шишечки». У некоторых кустарников, таких как рябина, калина, боярышник, бузина, зимой остаются ягоды.

Еще наиболее надежный способ различать деревья зимой — почки. Есть книги — определители. Но полезно попытаться и самим узнавать главные признаки отличия древесных пород. Внимательно присмотревшись, обращаешь внимание, как располагаются почки на побегах. Можно даже попробовать их на вкус. При необходимости растереть в ладонях, чтобы почувствовать запах. Взять ветку в руки, посмотреть на цвет и состояние коры, узнать много интересного из жизни того или иного дерева. Из почек весной вырастают побеги — главный и боковой, рассмотреть их расположение.

Наблюдения в этом направлении интересуют всегда и простого обывателя, и школьника.
Бывая в лесу даже нечасто, особенно в зимнее время, при желании можно видеть отличие мелколиственных от широколиственных пород деревьев, хвойных от лиственниц, подрост от подлеска.

Напомним — подлесок, это древесные и кустарниковые растения, которые никогда не смогут сформировать древостой, а подростом называют молодые деревья основных лесообразующих пород данного леса до 1/3 основного полога. Присматриваясь, постепенно начинаешь наблюдать как вырисовываются ярусы леса.
Вообще любить нашу русскую природу, выезд или выход в лес каждый раз, должен быть не случайным, и время, которое вы провели в лесу потрачено не напрасно. Зима в природе — это не только смена времен года, это лыжные прогулки, пешие прогулки, обязательная подкормка птиц в скверах и парках, но и распознавание деревьев в безлиственном состоянии, по кронам, цвету коры, почкам, описанное выше в нашей небольшой заметке.

лаборант исследователь, Соколова Галина Вениаминовна

Источник

Как определить деревья кустарники зимой

Генплан в помощь запись закреплена

Определение растений зимой

Для распознавания растений, в особенности в зимнее время обычно пользуются специальными определительными таблицами (определителями). Их можно сравнить со словарями, с помощью которых находят значение незнакомых иностранных слов.

Подавляющее большинство определителей растений построено в соответствии с так называемым дихотомическим принципом, когда на каждом последовательном этапе определения вы должны выбирать одно верное утверждение из двух предлагаемых (их называют теза, то есть утверждение, и антитеза – противопоставление: они должны быть противоположными друг другу по смысловому значению). Выбрав подходящий ответ, вы переходите к следующей «ступени», номер которой указан напротив того утверждения, которое вы сочли подходящим к определяемому растению.

Существуют различные определительные таблицы для распознавания деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Используя эти материалы, более точно удается распознать кустарники, сложнее — высокие деревья. Как правило, «безлистные» определители построены на рассмотрении деталей почек и веток, — что может быть затруднительно при работе с высокими деревьями.

Наиболее популярные определители древесных растений отражают (в разной степени) флору центральных областей России, а также включают в себя некоторые дальневосточные экзоты, применяемые в парковом озеленении. При определении деревьев и кустарников в других регионах нашей страны, например на Северном Кавказе, на Урале и в Сибири, необходимо пользоваться определителями, специально рассчитанными на эти регионы.

Читайте также:  Пустырник кустарник как выглядит

Источник

«Определение деревьев и кустарников зимой»»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Определение деревьев и кустарников зимой

Класс: 7

Цель:

Научить учащихся определять деревья и кустарники в безлиственном состоянии по побегам

Задачи:

1.Закрепить знания учащихся, полученных на экскурсии в природу, по распознаванию деревьев и кустарников в зимнее время.

2.Продолжить формирование умения работать с определительными карточками.

3.Содействовать развитию практических навыков работы с живыми объектами, коллекциями, гербарием, а также развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группах.

4.Прививать любовь и бережное отношение к природе.

На этом уроке связывается материал полученный учащимися на двух экскурсиях. На экскурсии «Осенние явления в природе» ребята собирают листья и плоды растений на пришкольной территории. Отмечает признаки по которым можно определить древесные формы в тёплое время года. На зимней экскурсии обращаем внимание на признаки, по которым можно определить побег: расположение почек, количество почечных чешуй, почки сидячие или на ножке, цвет, запах.

Определение древесных пород в безлиственном состоянии трудная, но очень интересная работа. Мною был составлен определитель наиболее распространённых деревьев и кустарников на территории нашей школы. Особенностью этого определителя является то, что в основу ключа положено строение почек.

Источник

Учимся различать деревья и кустарники зимой

Тема: УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ДЕРЕВЬЯ
И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ

Задачи деятельности учителя: создать условия для формирования умения определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимний период; способствовать воспитанию культуры поведения в природе, бережного отношения к ней, развитию умения пользоваться раздаточным материалом.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся различать деревья и кустарники зимой; определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; называть кустарники и деревья родного края; описывать внешний вид деревьев.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: отвечать на вопросы, задавать их для уточнения непонятного.

Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.

Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».

I. Сообщение темы урока.

Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четы­ре художника». Слайд № 2-4.

«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Сол­нышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до са­мых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые ва­режки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покры­вала виднеются. »

    О каком времени года рассказал автор? Как зима украсила деревья? Как красива родная природа! Ребята, посмотрите. С нами на уроке наши старые знакомые, Миша и Маша. Слайд № 5 На прогулке Миша сказал: «Зимой все деревья выглядят одинаково. Нельзя отличить одно дерево от другого». Вы согласны с этим утверждением? Так какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Вывод: Мы должны помочь Маше доказать Мише, что и зимой можно различать деревья и кустарники.

II. Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику (с.44—45). Слайд № 6.

    Рассмотрите центральный рисунок на стр. 44-45. Прочитайте первый вопрос. Чем похожи деревья зимой? (Голые, без листьев, в снегу) Какие деревья изобразил художник? Какие деревья вы бы легко узнали в зимнем лесу? Почему? ( Хвойные, отличить можно по форме хвоинок — листьев). Слайд 7. Сосна Слайд 8. Ель. А если хорошо присмотреться, можно ли найти отличия в облике лиственных деревьев зимой? В чём отличие? Слайд № 9. Что такое крона дерева? (Крона дерева — это его верхняя разветвленная часть.)

Слайд 10. Какие лиственные деревья вы видите на картинке? (Рябина, тополь, дуб, берёза)

    Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем отличаются их кроны?

    У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отхо­дящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, сви­сающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. Это чечевички — специальные отдушины, через которые воздух проходит к внутренним тканям ствола.

У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.

У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.

Рябина — небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.

Не забудем и красавицу – липу. У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими тол­стыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

Что же Маша скажет Мише? Как узнать дерево зимой? Слайд 21

Вывод: Первым условием для различия деревьев зимой –это крона.

Перед вами рабочие листы. Теперь вы тоже умеете узнавать деревья по кроне. Подпишите в рамочке название каждого дерева. Договоритесь. Слайд 14 – 16.

Посмотрите, как выполнил это задание Миша. Давайте проверим, всё ли он правильно сделал?

Читайте также:  Malina yavlyaetsya travyanistim rasteniyam ili net

А как вы выполнили задание? Поднимите руки те, кто не сделал ошибок; кто ошибся один раз, …

Растут ли эти деревья в нашем крае? Можно ли ломать ветки у деревьев зимой? Как надо себя вести в лесу зимой? Можно ли оставлять мусор? Как надо поступить с мусором?

Возле школьного крыльца

Вера — вербу, ясень — Вася,

Слава — сливу, Клава — клен.

Ты работал — оставайся.

Ты ленился — выйди вон.

2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по пло­дам?»

Как вы думаете, только ли по кроне можно узнать дерево? О чём ещё Маша должна рассказать Мише? Слайд № 17.( Дерево можно узнать по его плодам)

    Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Маша вам прочитает описание плода, а вы помогите ей найти нужный плод на картинке. Назовите его порядковый номер.

Плоды липы — орешки размером с горошину — «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от дерева. У разных липовых «вертолётиков» раз­ное число плодов — «пассажиров».

У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.

У рябины — гроздья оранжевых ягод.

Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середи­не, а два овальных крылышка — по бокам.

Плоды дуба — желуди.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой — прямой и толстый.

Проверим, сможете ли вы теперь узнать дерево по его плодам. Соедините дерево с плодами, которые на нём созревают. Посмотрите, Миша всё правильно сделал? А вы?

— Как вы думаете, что могло бы произойти, если осенью мы собрали все плоды рябины?

-Кто от этого пострадает? (Птицы: свиристели, воробьи, снегири, синицы, вороны). — А что случиться, если мы соберём все жёлуди? (Пострадают кабаны, мыши, белки).

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:(Зимой плоды деревьев служат пищей лесным зверям и птицам. Без них животные погибнут от голода)

3. Работа по хрестоматии.

Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».

– Красив ли зимний сад?

– Можно ли отличить яблоню от вишни?

– Можно ли сирень отличить от черемухи?

– Эти растения можно отличить не только по силуэтам, но и по почкам.

4. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по поч­кам».

-Как же можно отличать зимой деревья? ( По кроне, по плодам)

-А может Маша могла бы рассказать Мише о других отличительных признаках деревьев?

-Как ещё можно узнать деревья?

    Растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.

— Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками
каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)

    Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки за­круглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)

– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)

– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (нет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)

III. Закрепление изученного материала.

-Смогла ли Маша доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?

— На что должен обратить внимание Миша, чтобы узнать дерево. (Крона, плоды, почки)

-Давайте составим для него памятку.

«Как узнать дерево зимой?»

Обрати внимание на внешний вид и крону дерева. Рассмотри оставшиеся на дереве плоды. Рассмотри почки на ветках.

Источник

Как определить деревья кустарники зимой

Цели: продолжить формирование умения и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней; учить пользоваться раздаточным материалом; развивать познавательный интерес учащихся к изучению окружающего мира.

Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».

I. Сообщение темы урока.

Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им бе­лоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются…»

– О каком времени года рассказал автор?

– Как зима украсила деревья?

– А можно ли зимой различать деревья и кустарники? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 44–45).

– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? Как вы узнали эти деревья? По каким признакам?

– Что такое крона дерева? (Крона дерева – это его верхняя разветвленная часть.)

Читайте также:  Новости малина житомирской области сегодня

– Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем они похожи? Чем отличаются?

– У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи.

У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.

Ветви клена прямые, крепкие.

У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.

Рябина – небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.

– Растут ли эти деревья в нашем крае?

2. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по плодам?».

– А как можно отличить деревья по плодам? Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев.

– Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов-«пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять, шесть и даже больше. И самое интересное, что вырастают они на одной липе.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.

У рябины – гроздья оранжевых ягод.

У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.

Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам.

Плоды дуба – желуди.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Возле школьного крыльца

Вера – вербу, ясень – Вася,

Слава – сливу, Клава – клен…

Ты работал – оставайся.

Ты ленился – выйди вон.

3. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.

Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».

– Красив ли зимний сад?

– Можно ли отличить яблоню от вишни?

– Можно ли сирень отличить от черемухи?

– Эти растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.

4. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по почкам».

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)

– Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)

– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)

– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? ( н ет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)

III. з акрепление изученного материала.

1. Р а б о т а с т а б л и ц е й «Отличительные признаки деревьев и кустарников» (сравнивают крону, плоды и почки).

2. Ч т е н и е и а н а л и з э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и.

Одежда для почек

Кончилось теплое лето – пришла осень с холодными дождями и ветрами. И мама-дерево обратилась к своим семенам:

– Милые мои семена-детки, вы уже выросли большими и пора вам на землю спускаться, от зимы суровой прятаться.

Семена-детки послушались свою маму, разлетелись и легли на землю. Посмотрело дерево на свои семена, видит – холодно им на голой земле, неукрытыми лежат. Тогда обратилась мама-дерево с просьбой к листьям своим:

– Милые мои листики-листочки, вашим братьям-семенам помощь нужна, холодно им на голой земле лежать, их укрыть надо, согреть, а то придут морозы и погубят семена. Летите, листочки, на землю, укройте семена, а о почках я сама позабочусь.

Листочки упали на землю и покрыли ее ярким ковром. Теперь семена не замерзнут зимой, они будут жить и прорастут весной молоденькими деревцами.

Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала:

– Милые мои малышки-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы могли распуститься весной листьями.

И дерево дало им теплую зимнюю одежду. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра, и от мороза. Одевшись в новую зимнюю одежду, малышки-почки поблагодарили маму-дерево.

– О каких изменениях в жизни растений вы узнали?

– Что нового вы узнали на уроке?

– По каким признакам можно различать деревья и кустарники зимой

Источник