Меню

Как называется праздник после посева



LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Игрушки — моталки Оксаны Жмаевой Что такое «моталки» или откуда у моталок нитки растут А раст.

Художница Nene Thomas. Часть 1. Прекрасные дамы из фэнтези стран. Все иллюстрации здесь Deidr.

Леди в стиле Ар-деко. Claire Coxon Здесь вся коллекция — Art Deco Lady https://d.radikal.ru/d.

Яркие и захватывающие дух полотна в стиле ар-деко. Trish Biddle Триш Биддл широко.

Буйство акварелей Patricia Govezensky (Israel, 1961). Давай-ка поднимем, подруга, бокал За все, чт.

Рубрики

  • = Жила-была Я = (107)
  • = Фотофакты дня (6)
  • =Мои местечки и города (15)
  • =О здоровье (33)
  • =Размышления. (55)
  • = Канада, какой я ее увидела (9)
  • = РАБОТА = (3)
  • = Флора: цветы, растения = (166)
  • =Retro. Vintage= (173)
  • =Бубажные куклы, куклы= (58)
  • =Видео= (171)
  • =Гороскопы. Астрология= (33)
  • =Дизайн. Архитектура (73)
  • =Для блога. Для компа= (128)
  • =Живопись= (625)
  • =Cовременная (184)
  • =Классика (41)
  • =Животный мир= (138)
  • =Идеи для творчества= (552)
  • =Мастер-классы (255)
  • =Изучение иностранных языков= (1)
  • =Испанский калейдоскоп= (142)
  • =Картинки. Art prints= (321)
  • =Кулинария= (52)
  • =Литература:поэзия и проза= (294)
  • =Иллюстрации (136)
  • =Книжная полка (77)
  • =Люди искусства= (52)
  • =Мир интересного и необычного= (305)
  • =Всякие красивости (137)
  • =История вещей (87)
  • =Самое, самое. (16)
  • =Мода= (210)
  • =История моды, одежды (92)
  • =Мода для Пышечек (33)
  • =Словарь моды (1)
  • =Современная мода (30)
  • =Музыка= (156)
  • =Одежда, традиции разных народов= (264)
  • =Национальная одежда (74)
  • =Обычаи, традиции, праздники (49)
  • =Ремесла, помыслы (23)
  • =Позитивчик!= (85)
  • =Праздники по временам года= (250)
  • =Весенние праздники (14)
  • =Зимние праздники (50)
  • =Летние праздники (1)
  • =Осенние праздники (8)
  • =Психология. Тесты= (32)
  • =Рукоделия. Экорукоделия= (940)
  • =Бисер, бусы, блестки (62)
  • =Бумага, картон (187)
  • =Вторая жизнь вещей (283)
  • =Вышивка (168)
  • =Мои рукоделочки (15)
  • =Природные материалы (28)
  • =Ткань, нитки (201)
  • =Страноведение. Природа= (206)
  • =Фотография. Фотошоп= (107)
  • =Человек-это звучит гордо!= (362)
  • =Мир детства (147)
  • =Мужчина и женщина (16)
  • =О женщине (210)

Музыка

Помощь новичкам

Ссылки

Фотоальбом

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

СПОЖИНКИ- славянский праздник УРОЖАЯ

Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 14:43 + в цитатник

Более пышно отмечали Дожинки — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на 7 число последнего летнего месяца — примерно середина августа по современному календарю. В этот день вяжется последний сноп пшеницы. Делается это в полной тишине. Считается, что лишние разговоры и шум могут спугнуть духа поля, который должен поселиться в последнем снопе.Часть колосьев перевязывали лентой и оставляли в поле не срезанными. Их наклоняли к земле и клали под них хлеб с солью Это был дар богу Велесу. Ведь именно он, по поверьям древних славян научил их выращивать пшеницу, хранить и перерабатывать её. «Завивая бороду Велесу , припевали:

«Уж мы вьем, вьем бороду
У Белеса на поле…
Завиваем бороду
У Белеса да на широком…
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!»

На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

«Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божие.

«Спожинать» — кончать жатву, дожинать хлеб. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого деревня, живущая «на земле», должна успеть в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. Время с 15-го по 29-е августа слывет под названием «молодого бабьего лета». По стародавнему народному изречению — «С Успенья солнце засыпается!», а потому и говорит деревенский опыт, что «До Успенья пахать — лишнюю копну нажать!», и добавляет при этом: «Озимь сей за три дня до Успенья да за три дня после Успенья!». Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздываний с полевыми работами, только в редких случаях не оправдывается на деле.

На Спожинки, там, где к этому времени заканчивалась жатва, — по деревням устраивали «мирскую складчину», варили пиво и пекли праздничные пироги из новой муки . На пирушки созывались все родные и добрые соседи — «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день кололи купленного на мирские деньги барана.
В старину в этот день крестьяне собирались гурьбою на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождаясь особыми, приуроченными к тому обрядами.

Жницы обходили все дожатые поля и собирали оставшиеся не срезанные колосья. Из последних колосьев свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке и затем все шли с песнями, к господской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходил боярин с боярынею и приглашал жниц во двор, принимал венок и сноп, который потом ставился в покоях под божницею. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам.

Читайте также:  Оптимальные сроки посева льна

А кое-где на поле оставляли несколько не срезанных колосьев, свивали их, перевязывая лентой — «завивали бороду», и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». «Бороду» пригибали к земле и слегка присыпали землей, прикапывали; под эти стебли клали хлеб-соль, и низко кланялись матушке-ниве: «Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса!».
Этот обычай пришел еще с языческих времен, когда крестьяне верили, что на ниве обитают духи-полевики. По древним славянским преданиям, урожаи зависели именно от них. Носясь в воздушном пространстве, полевики нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя, и в материнских недрах земли превращаются в различные злаки. При уборке хлеба некоторые из этих добрых духов, чтобы перезимовать прямо на родной ниве, прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню.

Другие же полевики попадают в дожиночный сноп; вот почему еще он пользуется таким почетом — не меньшим, чем зажиночный конца прошлого месяца. В некоторых местах из дожиночного снопа изготавливали куклу наподобие ребенка — в зрелом хлебе наши предки видели прекрасное дитя, рожденное плодовитой землей. Иногда же на дожиночный сноп надевали сарафан, приделывали ему из палок подобие рук и носили по деревне, а потом, во время застолья, украшенный сноп ставили на середину стола, и совместное пиршество длилось до позднего вечера.
Во многих местностях, дожинаючи последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшиеся-уморившиеся на летней страде жницы катались по жнивью, голося-приговаривая:
Жнивка, жнивка!
Отдай мою силку:
На пест, на колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

Этим надеялись они набраться новой силы для дальнейших работ — осенних и зимних — бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливали ведра воды. Иногда при этом пелась какая-нибудь подобающая случаю песня:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу.
Уродися на лето,
Рожь с овсом,
Со дикушей,
Со пшеницею:
Из колосу — осьмина,
Из зерна — коврига,
Из полузерна — пирог.
Родися, родися,
Рожь с овсом!

По народным приметам, соблюдением этого старинного, завещанного отцами-дедами обычая обеспечивались плодородные дожди на будущую весну и лето.

Во времена христианства, праздник Спожинки превратился в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Христиане пекли в этот день хлеб и носили его в церковь освещать. Освященный хлеб хранили весь год, считалось, что он обладает чудодейственными свойствами и излечивает от болезней. Уронить на пол крошку такого хлеба было кощунством.

Через две недели после Успеньего дня начинался период сватовства в деревнях. Крестьянские девушки верили, что самого лучшего жениха надо присматривать именно после праздника, а иначе можно остаться в ддевках навсегда.

В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина — веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.

Источник

Радуница — светлый праздник зарождения жизни

Радуница — светлый праздник зарождения жизни

Календарь славянских праздников неразрывно связан с природой и хозяйственным укладом народа. После принятия христианства на Руси он испытал сильнейшее влияние новой идеологии, которая ни к природе, ни к хозяйству не имела никакого отношения.

Одновременно с этим православие — своеобразное направление христианства — сохранило в себе остатки прежних верований.

Это произошло от того, что в состав православия вошла часть обрядов и праздников языческой Руси. Некоторые традиционные праздники наложились на христианские и получился сложный симбиоз необычных представлений.

Одним из таких праздников была Радуница. Её место православный календарь определяет так: понедельник, вторник Фоминой недели или воскресенье. Но поскольку пасха — блуждающий праздник, дата которого колеблется между первыми числами апреля и мая, то и Радуница не имеет своего твёрдого места в календаре.

Традиционно Радуница считается поминальным днём предков (а основное поминание происходит через сорок дней после ухода в мир Нави) и славяне устраивали поминальную трапезу на могилках, которая напоминала древнюю тризну. Но наряду с этим в обрядах и поговорках Радуницы сохранилось нечто такое, что свидетельствует и о других мотивах этого праздника.

За точку отсчёта возьмём дату равноденствия ( от нее и будем отсчитывать дату поминания через сорок дней). . Славяне делили год на четыре части по солнцестояниям и равноденствиям. В народном календаре день весеннего равноденствия назывался Сороки, с ударением на первом слоге. Сорок сороков. В православном календаре он именовался Сорок мучеников. На этот день у славян было много различных примет. «С Сорока мучеников — сорок утренников». «Пропусти сорок морозов после Сорока мучеников, сей гречу». «На Сорок мучеников — прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько жаворонков». «На Сорок мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается».

Читайте также:  Какое семя у манго

Сколько поговорок — и сколько упоминаний числа сорок! Несомненно, это свидетельствует о его значимости. В этот день хозяйки выпекали печенье в форме жаворонков, а головку украшали гребнем, вставляли в глаза изюминки, сушёные ягоды черники. Длительное наблюдение за природой привело крестьян к выводу, что посевную следует начинать после того, как пройдёт 40 суток после равноденствия, в течение которых по утрам могут наблюдаться утренние морозы.

В этот день пели песни: «Жавороночек, принеси весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на ржаной копне, на овсяном снопе». В некоторых местах , чтобы проще было вести счёт дням, пекли «сороки» — 40 маленьких шариков из ржаной или овсяной муки и затем каждое утро хозяйка выбрасывала по одному на улицу и заклинала мороз: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овёс! А теперь убирайся по добру, по здорову!» Насколько доброжелательны были крестьяне даже к холоду, что, провожая морозы, угощали Деда Мороза хлебом!

Восточные славяне занимали территорию Восточно-Европейской равнины между 49 и 58 параллелями северной широты. Средняя линия славянских земель проходит по нынешним городам Гродно, Минск, Могилёв, Рославль, Козельск, Тула, Рязань. Движение сока берёзы в этой местности начиналось примерно в дни, близкие к равноденствию. А через сорок дней в первых числах мая начинается цветение черёмухи. И в это время температура в почве на глубине 10 сантиметров устанавливается 10 градусов при среднесуточной температуре воздуха 12 градусов. Это лучшее время для посева зерновых и овощей.

В течение многих лет, наблюдая за явлениями природы, крестьяне пришли к пониманию значимости этой даты. Термометром для этой цели служил собственный организм: нужно было, сняв ..штаны, сесть на траву. Если крестьянин не испытывал дискомфорта, то посевную можно было начинать. Вместе с черёмухой зацветал одуванчик. В это же время можно было услышать первые песни соловья. Свои песни он начинает через 3-5 дней после прилёта. В мае он поёт не только ночью, но и днём. Самки соловья прилетают на несколько дней позднее самцов.

Традиционный календарь восточных славян носил прежде всего практический смысл. Заниматься сельским хозяйством без учёта климатических, фенологических и погодных особенностей невозможно. Приходя на могилу к своим предкам, крестьяне не только стремились почтить их блинами, крашеными яйцами («В крашенке — 40 поминков!» , и в этом чувствуется благодарность предкам за определение даты посева зерновых), но и просили их рады (совета) и благословения перед началом работ в поле. Умершие предки, похороненные в земле, связаны с её богатством и возможностями и могут повлиять на будущий урожай. Весенняя природа жила надеждой на лучшую жизнь, поэтому Радуницу в Полесье называли Деды радостные.

Этот праздник сопровождал пение птиц и голос соловья был украшением этой поры года. Пройдёт полгода, закончится сельскохозяйственный год и крестьяне придут на кладбище в день осенних Дедов — сорок дней спустя после осеннего равноденствия, чтобы почтить память своих предков и выразить им свою благодарность.

В этот день дети закликали дождь. Благоприятной приметой считался весенний дождь в Радуницу и радуга на небе. После дождя наблюдаются дружные всходы Со словом радуница связаны слова радеть, радить, радость, род, рождение, родители. Радеть — печься, заботиться, стараться, усердствовать, желать, хлопотать. Разве можно вырастить урожай и детей без забот и стараний! Радить — советовать, давать совет, помогать советом, наставлением, дать ума, надоумить. Опыт жизни, передаваемый по наследству, — это безусловное богатство. Собравшись всем родом у могил своих предков, славяне чествовали их и просили помощи и благословения для урожая зерновых и главной культуры полей Руси — ржи.

Украшением этого праздника стали радуга и крашеное яйцо — символ новой зарождающейся жизни. «Веселы песни о масленице, а веселей того о Радунице», «Веселая масленица — бесстыдная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница». Три главных мотива Радуницы: посевная, почитание предков и радость. Пословицы говорят, что путь к радости прост: моя радость в тебе, а твоя во мне; кто чужой радости не рад, тот сам себе враг; дай Бог в честь да в радость, в лад да в сладость. Почитание предков — это путь к уважению окружающих, только благодарный человек достоин уважения.

Первый сборник стихов Сергея Есенина назывался «Радуница» и в нём есть стихи, посвящённые Радунице.

Читайте также:  Подготовка грунта для рассады томатов чем обеззаразить

Сыплет черемуха снегом

Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

В 2017 году равноденствие было 20 марта. Следовательно, Радуница наступит через 40 дней, то есть 30 апреля (а если равноденствие приходится на 21 марта то Радуница должна праздноваться 1 мая).

Праздник Радоница у славян: когда поминаем Предков?

Сейчас время вспомнить славянский праздник Радоница, один из самых важных дней в году – время поминовения Предков. Нынче перепуталось всё так, что уж не разобрать – когда Радоница у славян? Радоницей ли она зовется, ведь встречаем и другие названия праздника? Что верно, что нет? О том нынче побеседуем.

Простой и сложный славянский календарь

Помнят на Севере времена, когда жили люди по простому, природному календарю. Следили за солнышком, оно подсказывало, когда славянские праздники справлять, когда жито сеять, когда жать, когда поминать Предков. Многое пришлось календарю нашему пережить: смешались славянские праздники с христианскими, потом загадочные праздники «по старому» и «по новому» стилю добавились. Вышло, что Радоницу, которую ещё Родоницей зовут, многие помнят, да даты праздника всюду разнятся.

Нынче праздник Радоница многие привязывают к христианской Пасхе. В таком виде, как «родительский день», Радоница наиболее известна. Что ведаем о том, когда празднуют Радоницу у славян?

Когда дата праздника Радоница привязана к Пасхе, случается, что совпадает он с нашим родным праздником поминовения Предков, случается и иначе. Даты христианских праздников непостоянны. Как быть, коли выпадет Радоница на Вешний День Ярило? Или на Красную Горку? Невозможно, чтобы праздник поминовения Предков совпал с веселыми гуляниями, которые молодежь устраивает в эти дни. Да и без самих гуляний остаться нельзя! Потому для Радоницы у славян есть особый день.

Праздник Радоница и возвращение душ Предков в мае

Сказывают «жениться в мае – всю жизнь маяться». Не время в мае гулять веселые свадьбы, именно сейчас празднуют Радоницу у славян, поминают Предков, «дедов», что прилетают нынче на крыльях птиц.

Зовется первая неделя мая Вешние Деды. С 1 по 7 мая месяца, иначе, Травеня, как говорили в старину, славяне вспоминают Предков. Особо важен среди навьей седьмицы второй день – на него выпадает праздник Радоница. Названий у праздника много, во всех них звучит радость и связь с Родом: Радоница, Родоница, Радовница, Радошница, Радунец.

Чему радуются славяне, вспоминая о смерти, которая для нынешних людей связана только с печалью?

Родоница – радостная встреча с предками!

Что было – видели деды, что будет – увидят внуки. Так в старину говаривали, вспоминая, что в едином Роду все связаны, сила семьи в дедах, что покинули мир Яви, и во внуках, которым осталось родовое наследие.

Незримая помощь дедов, как звали на Севере ушедших в Навь предков, всегда рядом! В иные дни, например, на Родоницу, она особо заметна, ощутима. Потому на Радоницу у славян радуются бесконечному кругу жизни, радуются встрече с дедами, которые стали хранителями Рода, радуются тому, что Род наш един.

К празднику Радоница хозяйки с утра кушанье готовят. В иных сёлах на Радоницу отправляется вся семья к особому месту захоронения дедов, вынесенному за пределы села. На Севере чаще поступали иначе, умерших хоронили подле жилья, напоминая о том, что Предки защищают свой Род. На Радоницу приходили у нас к обетному кресту, установленному недалече от дома.

Едино одно – во всякой местности на Родоницу кормят землю яйцами и медом, поминая дедов. После возвращаются домой, садятся за стол, непременно ставят кушанье и дедам, приговаривая:

Как праздновать Радоницу в городе?

Не у всех выйдет на праздник Радоница посетить места упокоения дедов. Разбросала нас жизнь за последний век, у многих деды упокоены вовсе не там, где живут внуки. Большие города – не то, что затерянные в лесах северные сёла, люди здесь далеки друг от друга.

Радоница у славян не требует шумных гуляний. Можно и без посещения обетных крестов обойтись, то не главное. Главное – вспомнить на Радоницу дедов, помянуть их добрым словом. Хорошо, коли и кушанье для них поставите да позовете Предков за стол. Так сохраним память о дедах, а память о нас сохранят внуки.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник