Меню

Как могут размножаться растения без семян



Могут ли растения производить потомство без семян?
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Конспект урока и презентация.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 28.8 КБ
prezentaciya.pptx 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

  1. Познакомить учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике.
  1. раскрыть значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, корневище, клубнелуковица, усы;
  2. рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений;
  1. развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение),
  2. формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  1. осуществление экологического, трудового воспитания;
  2. воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Оборудование: слайдовая презентация, комнатные растения (хлорофитум, сенполия, традесканция, каланхоэ), клубни картофеля, луковица лука или чеснока, клубнелуковица гладиолуса.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний. Ребята, вспомните луг, пестрящий красивыми цветами, такими разными по размеру, аромату, окраске. Но кому нужны эти дивные цветы вдали от человеческого жилья, в глухом лесу или заброшенной степи? Для кого эта красота, там, где нет человека? Обсудите в парах ответы на эти вопросы. (Заслушиваем ответы учащихся).
  3. Постановка проблемы. Всегда ли растениям необходимы для размножения цветок, плод и семена? Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к цели нашего урока. (Обсуждение цели и задач урока).

Мы с вами живем в сельской местности и часто сталкиваемся с такими растениями как земляника, смородина, малина, яблоня, пырей, осот и т. д. Некоторые из них мы хотим быстро размножить, а с другими, такие как сорняки, найти способы борьбы. Как же это сделать? Для этого нам необходимо познакомиться с вегетативным способом размножения.

  1. Самостоятельная работа. Класс делится на 4 группы. На столе каждой группы находится дополнительный материал, комнатные растения. (приложение)

1 группа – лист; 2 группа – корень; 3 группа – подземные видоизмененные побеги; 4 группа – надземные части побегов. Каждая группа изучает один из способов вегетативного размножения. Затем идет выступление группы. Итогом самостоятельной работы является заполненная таблица.

Способ вегетативного размножения растений

А.Лист
1. листовыми черенками

сердечник луговой, каланхоэ,
бегония, очиток, глоксиния, фиалка

2. частями листа

бегония Рекс, сансевьера

Б.Корень
1. корневыми отпрысками

рябина, осина, Иван-чай, малина, вишня, облепиха

2. корневыми черенками

одуванчик, шиповник, осот, азалия, ива

В. Подземные видоизмененные побеги
1 .корневище

пырей, ландыш, ирис, ревень,орхидея

хохлатка, картофель, топинамбур

пролеска, тюльпан, лук, чеснок, лилия, нарцисс.

Г.Надземные части побегов
1. деление кустов

ковыль, полынь, аспидистра, примула, маргаритка, флоксы

2. стеблевые черенки

ива, смородина, бальзамин, традесканция, хризантема

жасмин, смородина, крыжовник

земляника, лютик, хлорофитум, камнеломка, виктория, клубника.

Вывод: растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. На Земле миллионы лет существуют растения, животные, грибы и бактерии, хотя каждый организм живет ограниченное время. Среди растений широко распространено вегетативное размножение, т. е. раз множение с помощью вегетативных органов; благодаря вегетативному размножению растения осваивают новые места обитания; растения в природе размножаются видоизмененными побегами (клубнями, луковицами, корневищами), стеблевыми, листовыми, корневыми черенками, корневыми отпрысками, усами, отводками.

  1. Закрепление.
  1. Что произойдёт, если лист растения циперус поставить в воду? (Размножение листом)
  2. Почему древние греки называли пырей ползучий “огонь полей”? (Размножение корневищем)
  3. У мамы – дочки на шнурочке? (размножение усами земляники)
  4. Чем отличается размножение малины от размножения смородины, крыжовника? (Корневищем, черенками, отводками)
  5. Какой орган употребляем в пищу у картофеля? (Клубень)

1. Вегетативным размножением называется:

  1. размножение с помощью семян;
  2. размножение с помощью вегетативных органов;
  3. размножение с помощью генеративных органов.

2. С помощью видоизмененных побегов-луковиц размножаются растения:

3. Стеблевыми черенками размножаются:

4. Крыжовник , черемуха, рябина размножаются:

5. Как можно размножать растение, если оно не имеет подземных
побегов, клубней, корневищ, луковиц;

  1. стеблевыми черенками;
  2. корневыми черенками;
  3. корневыми отпрысками.
  1. Ответ на проблемный вопрос.
  2. Рефлексия. Что знал и что узнал сегодня на уроке.
  3. Итог урока. Выставление отметок.
  4. Домашнее задание. Практическая работа. Размножить комнатное растение и принести в класс для озеленения.

Размножение листовыми черенками и частями листа.

Чаще всего растения размножаются вегетативно черенками. Черенок — это отрезок любого вегетативного органа. Вы, очевидно, наблюдали, как ветер ломает ветки у тополей или ранней весной при ледоходе отламываются вмерзшие в лед ветви растущих по берегам рек ив или других растений. Если они попадают на влажную почву, то дают придаточные корни и укореняются. Так на новом месте вырастает тополь, ива или другое растение. У бесстеблевых растений или растений, образующих лиственные розетки, для черенкования можно использовать только листья или фрагменты листьев. Добиться успеха можно с такими растениями как бегония с декоративными листьями, в том числе и бегония королевская, глоксиния , сенполия , толстянка , очиток, сансевиерия и др. Бегонию и сансевиеру можно размножить даже кусочками листа.

Различают два типа листовых черенков: черенки из целых листьев и черенки фрагментов листьев. Черенки из целых листьев. В субстрат вертикально втыкают черешок целого листа: сенполия, пеперомия, пилея, суккуленты… Корни начинают расти из точки соединения листа и черешка. У листьев многих бегоний и гибридов стрептокарпуса предварительно слегка надрезают жилки бритвой или острым ножом и кладут их на субстрат жилками вниз. Молодые растения появятся в местах надрезов.

Размножение корневыми отпрысками и черенками.

В сельском хозяйстве для размножения растений используют корневые черенки. Корневой черенок — это отрезок корня длиной 15—25 см. Корневыми черенками размножаются только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки.

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений. Корневыми черенками легко размножается одуванчик. Если отрезать лопатой кусочек корня одуванчика, на нем летом образуются придаточные почки, из них — новые растения.

У таких растений, как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай, из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски. Эти растения называют корнеотпрысковыми. Со временем у корнеотпрысковых многолетников старые участки корней разрушаются, и отпрыски становятся самостоятельными растениями.

Размножение подземными видоизмененными побегами.

Корневищами размножаются такие злостные сорняки, как сныть, тысячелистник, подмаренник. Корневищные сорняки — бич полей. Они быстро расселяются и размножаются, заполняя корневищами весь пахотный слой. Через несколько дней после прополки появляются новые побеги из почек, находившихся на оставшихся в почве кусочках корневищ. Чтобы уничтожить сорняки, нужно тщательно выбрать из почвы все их корневища. Корневищами размножают многие ценные декоративные растения: ирисы, нивяник, ландыши, астры многолетние.

Клубнями размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножать ценные сорта частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней — это тоже вегетативное размножение побегами. Луковицами размножают лук, тюльпаны, нарциссы, лилии. Одна луковица может образовать несколько маленьких луковичек-деток.

Клубнелуковица представляет собой подземный утолщенный стебель, который служит для запасания питательных веществ. Внешне он очень похож на луковицу и их часто даже путают, но по строению они сильно различаются. Клубнелуковица короче и шире луковицы; на ней размещаются превратившиеся в тонкие сухие пленки листья, закрывающие ее и предохраняющие от повреждений и подсыхания; в пазухе каждого листа находится почка; верхушка стебля обычно развивается в цветоносный побег; корни вырастают из основания клубнелуковицы, часто имеющего вогнутую форму. У некоторых клубнелуковичных растений в верхней части клубнелуковицы формируется несколько цветочных почек. Клубнелуковицами размножаются гладиолусы, шафраны и.д.

Размножение надземными частями побегов.

Способность многих растений легко образовывать придаточные корни на побегах широко используют в садоводстве и цветоводстве. Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают смородину, розу, тополь, иву и многие другие деревья и кустарники. Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние декоративные растения, например флоксы, многие комнатные растения: бальзамин, колеус, пеларгонию и др.

Размножение ползучими побегами. Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов — усов, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так же размножаются клюква, живучка, луговой чай и др.

Размножение отводками. Смородину, крыжовник, калину, яблони можно размножать отводками, т. е. пригнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей, верхушку побега подвязать к воткнутой в землю палке. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от материнского растения и посадить на постоянное место.

Размножение делением куста. Это, пожалуй, наиболее простая возможность получить молодые растения, ведь некоторые виды способны сильно разрастаться, как, например, папоротники или аспарагусы. Применяется в том случае, если растение хорошо кустится и образует дочерние кустики или розетки с отдельными корнями (например: ковыль, полынь, аспидистра, примула, маргаритка, флоксы).

Деление производят весной или в начале лета, по окончанию периода покоя или после цветения. Растение осторожно вынимают из горшка и отделяют от него дочерние кустики. Места соединения разрезают острым ножом или разламывают. Большую поверхность среза посыпают порошком древесного угля, чтобы не допустить загнивания корней. Отделенные части рассаживают в не очень большие сосуды, что способствует образованию новой корневой системы. Каждая делянка должна иметь почки роста или зачатки побегов и корней. Делянки пересаживают в отдельные горшки, предварительно обмакнув корни в смесь глины и коровяка, и ставят в теплое хорошо освещенное место.

Источник

Бессемянные плоды. Как они образуются

Приобретая в магазине те или иные фрукты (особенно виноград и мандарины) многие люди хотят брать именно без «косточек». Такие плоды гораздо более приятно есть, не отвлекаясь на выковыривание семян или на их выплевывание. При этом редко возникает вопрос, как так получается, что плоды не имеют семян.

Надо сказать, что в природе подобное явление встречается крайне редко, так как это не способствует выживанию вида. Однако, если появляются растения обладающие такой способностью, то селекционеры выделяют их и закрепляют путем вегетативного размножения. Иным способом размножаться эти растения не могут.

Так в чем же причина бессемянности?

Для начала давайте разберемся как вообще образуется плод. Плод образуется из завязи пестика. Завязь — это самая нижняя (расширенная часть). Собственно именно она и превращается в плод (правильно говорить околоплодник) путем того, что ее стенки наливаются, становятся толще.

Но если вы обратили внимание, то внутри завязи пестика также есть семязачаток. У косточковых растений он один, у яблонь, груш, ягодных таких семязачатков может быть несколько. Сколько семязачатков, столько же и семян образуется.

Так вот, в природе у растений сформировалось приспособление, при котором завязь превращается в плод только в том случае, когда хотя бы из одного семязачатка образуется семя. Семя начинает выделять гормоны, которые как бы говорят пестику, что все успешно, зародыш образовался и теперь можно превращаться в плод. У многих растений есть даже зависимость размера плода от количества образовавшихся семян. Посмотрите на фото снизу. Это груша, у которой при уменьшении количества семян, мельчают и плоды.

Но некоторые сорта обладают способностью формировать плоды, качество которых не зависит от количества содержащихся семян. Собственно семян там может не быть вообще, а плод все равно развивается нормально. Это безусловно нарушение, которое в природе оказывается абсолютно бесполезным. Однако для человека это оказывается, наоборот, очень полезным свойством. Само явление образования бессемянных плодов называется партенокарпия, что в дословном переводе с греческого означает «девственные плоды». Такие плоды могут образовываться вообще без опыления. Существует также такое понятие как стимулятивная партенокарпия, когда образование плодов стимулируется пыльцой других (неблизкородственных) растений. Применяются также и химические вещества (гормоны), вызывающие рост завязей.

Кроме партенокарпии существует такое явление как «кишмишность», которое встречается у винограда. Существуют сорта, которые образуют бессемянные плоды, но это не является следствием партенокарпии. В самом начале все процессы происходят как обычно: сначала опыление, затем оплодотворение яйцеклетки в семязачатках, даже рост зародыша. Но затем развитие зародыша приостанавливается и он поглощается тканью плода. В итоге получается бессемянный виноград.

Источник

Открытый урок «Могут ли растения растения размножаться без семян» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект урока в 5 классе по учебнику «Биология. 5 класс»

Авторы: Сухова Т. С., Строганов В. И.

(технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Составила Вавилкина Л.Б., учитель химии МОБУ СОШ №36

Тема: «Могут ли растения размножаться без семян?»

Дата урока: 1 декабря 2015г. Урок подготовлен учителем химии

Тип урока: практическая работа

Технологии: обобщение и систематизация знаний, информационно-коммуникативные

Решаемые проблемы: как получить новое комнатное растение, если оно не цветет и не образует семян?

1) Обучающие: сформировать представление учащихся о способах бессеменного, т.е. бесполого размножения растений их вегетативными частями; обучить практическим навыкам работы с растениями, а именно умению размножать комнатные растения бесполым путём.

2) Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, навыки видения проблемных ситуаций и путей их решения; развивать навыки самооценки и объективной оценки другого.

3) Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к природе и к школьному имуществу.

Планируемый результат учебного занятия – формирование предметных и универсальных учебных действий:

научиться проводить простые опыты и наблюдения по бесполому размножению растений.

устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

— уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий.

формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется, на примере практической работы по выращиванию растений бесполым способом размножения.

Биология растений – ботаника (вегетативные органы и их использование в процессе размножения растений).

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 45 минут.

Используемые технологии : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы : инструктивные карточки к опытам, презентация к уроку, комнатные растения для постановки опытов ( клубни картофеля, декабрист, фиалка, корневые отпрыски малины, луковицы чеснока), лабораторное оборудование, почвосмесь, рассадные емкости, препарат «Корневин , презентация правила техники безопасности на уроках биологии.

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

Прозвенел и смолк звонок,

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

2. Повторение правил техники безопасности на уроках биологии:

Презентация: Так как вы будете выполнять практические действия, я хочу вам напомнить правила ТБ при выполнении таких работ. Итак… (повторение правил в презентации, иллюстрирующей правила ТБ в кабинете биологии).

3. Закрепление знаний с выполнением практических действий и решением проблемных ситуаций.

Ребята, мы с вами уже изучили, что растения могут размножаться и без помощи семян. Задача нашего урока сегодня на практике убедиться в этом. Со временем все комнатные растения или вырастают слишком большими, или дряхлеют, и тогда их надо заменять более молодыми и сильными. Для вегетативного размножения комнатных растений можно использовать практически любую их часть: листья, стебли, отводки; можно размножить растение делением куста. Вегетативный способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр. Вегетативное размножение имеет общие принципы:

1. Работать всегда только с чистыми инструментами.

2. Нельзя касаться места среза.

3. Поверхность среза должна быть ровной, иначе может начаться гниение.

4. Перед помещением отводка в землю желательно окунуть место среза в специальное ростовое вещество.

Ребята! Я хочу предложить вам опытным путём решить проблемные ситуации, которые помогут вам закрепить полученные знания

1-я ситуация: Ребята из соседней школы подарили нам несколько клубней очень вкусного и урожайного сорта картофеля и чеснока. Нам хотелось бы размножить этот картофель и чеснок на пришкольном участке и использовать их затем в школьной столовой. Но как получить много картофеля и чеснока из такого малого количества клубней и луковиц?

2-я ситуация: Представим себе, что директор школы дал нам задание озеленить рекреацию школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений? Подумайте, каким способом целесообразнее размножить каждое из предложенных вам растений. Во время работы в качестве подсказки воспользуйтесь инструктивными карточками.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №1

«Размножение растения делением клубня»

1) Заполните цветочный горшок почвенным субстратом, почву полейте раствором «Корневина»

2) Лезвие ножа опустите в раствор марганцовки, нож нужно каждый раз опускать в раствор марганцовки перед тем как разрезать.

3) Разрезайте клубень так, чтобы на каждом кусочке клубня был 1 глазок (или почка).

4) Нарезанные клубни сажают в почву на глубину 5 см.

5) По окончании работы руки обтереть влажной салфеткой .

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №2

«Размножение декабриста путем черенкования»

Заполните цветочный горшок почвенным субстратом, полейте почву раствором «Корневина»

Лезвие ножа опустите в раствор марганцовки, нож нужно каждый раз опускать в раствор марганцовки перед тем как разрезать.

Ножом от побега отделите 2-3 сегмента или можно аккуратно отделить руками 2-3 сегмента черенка

Посадите отрезанный сегмент декабриста в почву примерно на 3-5 см

По окончании работы руки обтереть влажной салфеткой .

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №3

«Размножение малины черенками»

1) Заполните цветочный горшок почвенным субстратом, полейте почву раствором «Корневина».

2) Сделайте углубление в почвенном субстрате

3) Поместите туда черенок, предварительно опустив его нижнюю часть в раствор «Корневина».

4) Уплотните почву вокруг посаженного растения.

5) По окончании работы руки обтереть влажной салфеткой .

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №4

«Размножение фиалки листовой пластинкой»

1) Заполните цветочный горшочек почвенным субстратом, полейте почву раствором «Корневина».

2) Срежьте с маточного растения (например, фиалка ) полностью развернувшийся неповреждённый лист.

3) Листовой черенок фиалки укладываем срезом вниз в углубление почвы. Черенок слегка прижимаем пальцем и присыпаем землей. Глубина посадки примерно 2-3см.

4) Уплотните почву вокруг посаженного листового черенка фиалки.

5) По окончании работы руки обтереть влажной салфеткой .

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА №5

«Размножение чеснока с помощью зубчиков»

Заполните цветочный горшочек почвой, полейте почву раствором «Корневина».

В почве сделайте небольшую бороздку, глубиной около 4см.

От луковицы чеснока аккуратно отделяем зубочки , стараясь не нарушать их естественную оболочку.

Подготовленные зубчики чеснока обработать нужно приготовленным раствором поваренной соли. Для этого опустите зубчики в раствор соли на несколько секунд .

И сразу же , сажайте зубчики в подготовленные бороздку.

6) По окончании работы руки обтереть влажной салфеткой .

3. Этап взаимопроверки (выполнение теста) у каждого на парте тест.

Ключ к тесту на слайде

3. Динамическая пауза.

Теперь я предлагаю немного отдохнуть и провести физическую минутку (дети изображают озвученное учителем стихотворение):

Нежный маленький бутон.
Туго-туго свёрнут он.
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.

4. А сейчас – рубрика «Удивительное – рядом».

Некоторые ребята подготовили краткие сообщения о необычных фактах из жизни растений, в том числе и об их размножении, послушаем же их.

1 ученик: «В отличие от большинства животных, растения растут всю свою жизнь и даже из небольшого их кусочка может образоваться новое. Объясняется это тем, что у растений есть ткань, которая всегда остается молодой. Эта ткань, меристема (от греч. «делиться»), способна продуцировать путем деления все новые и новые клетки. Когда вы отрезаете кончик плети вьющегося комнатного растения, то и в отрезанном куске, и в растении, от которого он был отрезан, остается меристема, так что оба они сохраняют способность к росту».

2 ученик: «Еще удивительнее то, что клетки из какой-либо одной части растения, например из листа, могут превращаться в клетки какой-нибудь другой его части, скажем корня. Хотя в самом листе нет ткани, которая всегда остается молодой, его клетки способны изменять свои функции и принимать на себя новые роли. Вот почему один-единственный листок узамбарской фиалки может в благоприятных условиях вырасти в новое растение, столь же красиво цветущее, как и родительское».

3 ученик: «Вегетативным способом размножают розы, гвоздики, тюльпаны и множество других декоративных растений. Кстати, розарий, заложенный нами на одной из школьных клумб, тоже появился в результате вегетативного размножения. Яблони и ряд других плодовых деревьев в районах с умеренным климатом также выращиваются обычно без помощи семян. А некоторые весьма важные культурные растения вообще не способны размножаться иначе, в том числе, например, бананы, апельсины и бескосточковые сорта винограда».

4 ученик: Научное название декабриста — шлюмбергера (Schlumbergera). Это имя он получил от французского коллекционера кактусов. Его также называют зигокактус усеченный («zigon») в переводе с греческого означает «коромысло» за то, что при разветвлении этот эпифит всегда делится только надвое. Однако чаще всего в народе его называют гораздо проще — декабрист. При этом к настоящим декабристам-революционерам он, конечно, не имеет никакого отношения и энергетика его совсем не революционная. Просто время цветения декабриста приходится на этот суровый зимний месяц, когда все остальные растения предпочитают отдыхать.
Еще его называют варварина краса — за то, что он часто расцветает именно в День памяти святой Варвары, который православные отмечают 17 декабря, и его цветы напоминают каждому о неземной красоте, мудрости и обаянии не только этой удивительной женщины, но и всех представительниц прекрасной половины человечества.
С декабристом, кстати, связано много народных примет и поверий. Одно из них гласит, что не в свое время зацветший декабрист предсказывает вам приятную неожиданность или благоприятные перемены в жизни — от прибавки к зарплате до замужества или неожиданного наследства.
В природе этот комнатный цветок растет в лесах Бразилии, а потому он мало похож на других своих собратьев.
Даже самые отъявленные эгоисты, находясь рядом с этим растением, становятся добрее и мягче. Цветущий декабрист способен пробудить чувства заботы и любви в каждом человеке. Любители цветов шутят: если бы в кабинетах чиновников росли декабристы, то мир стал бы гораздо добрее и человечнее. Кроме того, декабрист помогает справиться с бессонницей, предохраняет от аллергии и проблем с подвижностью суставов.

5.Подведение итогов урока:

Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?

Выставление оценок за урок.

6. Домашнее задание: §14

Мак-Миллан Броуз Ф. «Размножение растений» Пер. с англ. – М.: Мир, 1987

Сухова Т.С., Строганов В.И. учебник «Природоведение: 5класс», М.: Вентана-Граф, 2009

Сухова Т.С., Строганов В.И. учебник «Биология: 5-6классы», М.: Вентана-Граф, 2012 (новый ФГОС, система «Алгоритм успеха»).

Источник

Читайте также:  Как правильно ухаживать за орхидеей полив