Меню

Дача с я левенсона



Дача Левенсона-архитектор Шехтель

Деревянная дача Левенсона — частично двухэтажное, частично одноэтажное здание свободно расположена в центре относительно небольшого участка. Её проект, созданный в первый год двадцатого столетия, одновременно с деревянными павильонами, спроектированными Шехтелем для Русского отдела на международной выставке в Глазго, непосредственно предшествует проекту Ярославского вокзала. Это миниатюрное сооружение является своеобразной вариацией проектов обоих сооружений, а все они образуют в совокупности объединённую общей идеей группу гражданских построек в неорусском стиле —национально-романтической ветви модерна.

Подобно всем особнякам и загородным домам, спроектированным Шехтелем, дача Левенсона состоит из разнохарактерных, гармонично сочетающихся по форме и высоте объёмов. В совокупности они образуют многоликое в своём разнообразии целое. Сравнительно низкие боковые объёмы (слева расположена одноэтажная входная часть и хозяйственная терраса, справа — парадная терраса-зал) примыкают к центральным двухэтажным объёмам, образующим ядро композиции главного фасада, точнее фасада, обращённого в сторону входа на дачный участок. Левый из центральных двухэтажных объёмов представляет собой увенчанную высоким четырёхгранным шатром башню, острие её шатра завершает вырезанная из жести сказочная птица сирин. Справа к башнеобразному строению примыкает значительно более широкий объём с трёхчастным окном, завершающийся высокой кровлей-палаткой. Она скрывает помещения второго этажа.

Одно из них выходит на фасад трёхчастным килевидным окном с высокой центральной частью, расположенным на одной оси с окном первого этажа. Более низкий — крайний правый объём — перекрыт высокой крутой двускатной кровлей, которая увенчивает освещаемую сплошным рядом окон, выходящих на три фасада (главный, задний и боковой) террасу. На правом боковом торцовом фасаде в поле фронтона расположено ещё одно окошко второго этажа.

Композиция заднего фасада отчасти повторяет композицию главного. Здесь, со стороны сада, рас-положена одноэтажная входная часть на террасу. Справа к ней примыкает двухэтажная часть с двумя окнами в первом и сдвоенным окном во втором этаже, за которым следует одноэтажная часть, завершающаяся справа ещё одной одноэтажной террасой, как уже отмечалось, хозяйственного назначения.

Особенную нарядность облику дачи Левенсона придаёт выполненная по эскизам Шехтеля много-цветная роспись. Она украшает наличники окон, а именно — развитую поверхность навершия наличника башни главного фасада, полочку и подоконную часть наличника трёхчастного окна на том же фасаде и полочки, составляющие основное украшение наличников окон первого этажа на заднем фасаде.

Наиболее выразительны интерьеры первого этажа: главный зал с камином, выходящий в сторону главного фасада трёхчастным окном, и светлое, просторное, пронизанное воздухом и светом, окаймленное с трёх сторон сплошной лентой окон пространство зала-террасы. У входной части, со стороны главного фасада, расположена деревянная лестница с перилами-балясинами, ведущая в помещения второго этажа.

Ко времени постройки этого дома Ф.Шехтель, пережив «готический» период модерна, пытался создать обновленный русский стиль на основе древнерусских архитектурных форм. В 1901 году для Международной выставке в Глазго архитектор спроектировал несколько павильонов в стиле русских теремков, подобных даче Левенсона. Кстати, после выставки англичане четыре года не разбирали эти временные павильоны, вели переговоры об их приобретении, но не удалось договориться.

Состоит терем из разновеликих объёмов, самый высокий из которых подобен башне с высоким четырёхгранным шатром

Кстати, это единственный двухэтажный по фасаду объём постройки, все остальные помещения второго этажа скрыты в мансардах. Венчает башню изображение птицы-сирина (в описании объекта охраны памятника он назван флюгером; не знаю, сохранён ли этот функционал в наши дни).

Несомненным украшением рубленого бревенчатого дома служат расписные наличники. Вот на окне первого этажа двухэтажного объема изображены павлины.

Как характерный признак модерна, оконные проёмы теремка имеют разную форму и размеры. Вот окна гостиной с камином. Здесь заслуживают внимания и многоцветная роспись с кругами-солнцеворотами, и вертикальные стойки со ступенчатыми наплывами, и своеобразный рисунок рам с частой расстекловкой вверху.

Читайте также:  Чем лучше обработать деревянный забор на даче своими руками

А прямо над этой красотой располагаются три окна мансарды, подчеркнутые конструктивно объединяющим их наличником и цветом.

Далее к гостиной примыкает веранда:

За счет декора веранды дача Левенсона с бокового фасада смотрится как совсем другой домик. Обратите внимание: крыша веранды представляет собой не единое целое, а два совершенно разных по форме и величине объёма.

Веранда имеет уютный выход в парк, на сторону, противоположную главному фасаду:

На этом парковом фасаде оконные наличники остальных помещений сначала повторяют рисунком наличники главного фасада:

…а потом имеют роспись попроще:

Комната второго этажа со стороны парка имеет вот такое сдвоенное окно с большим расписным подоконным наличником.

Также на парковом фасаде интересно оформление вытяжных труб вентиляции и чердачного окна.

Окна с наличниками попроще продолжаются далее, на боковом левом фасаде, где расположено ещё вот такое вспомогательное крыльцо, похоже, оно выполняло служебную функцию.

А далее мы выходим к главному фасаду, где расположен главный вход в дом вот с таким просторным крыльцом-террасой:

Мы обошли дом вокруг, рассмотрели его наружный декор и теперь входим внутрь. Тут надо сказать, что после революции дом был национализирован и превращен в коммуналку, где до 1980-х годов проживало с десяток семей. В середине 1990-х на даче Левенсона была произведена реставрация, после чего она уже не использовалась под жильё. Вроде как одно время здесь была резиденция посла Сирии, но лично могу засвидетельствовать, что вплоть до осени 2018 года попасть сюда было невозможно: ворота заперты, людей не видно, не то что внутрь — на территорию было не заглянуть; приходилось рассматривать теремок с крыльца соседнего Дома культуры и в прыжках над забором. Понятно, что при такой истории ничего из внутреннего убранства здания не сохранилось, почти все, что мы увидим внутри – восстановлено или реконструировано. Во входном фойе нас встречает вот такой потолок (светильник мысленно вычеркиваем).

Двухэтажный объём строения скрывает внутри себя лестницу, ведущую под самую крышу. Лестницы – это конёк Шефтеля, его любовь и муза, непременный элемент почти всех его проектов. Архитектор и здесь остался верен себе: даже в дачной постройке он создаёт не просто лестницу, а акцентирует вход на неё двумя утрированно утолщёнными столбами.

Лестничный холл на первом этаже обшит вот такими стеновыми панелями.

А сама лестница — узкая и очень крутая.

Мы же пока не будем подниматься выше, а пройдем далее, в просторную гостиную или столовую.

В гостиной сразу привлекает внимание печь-камин, сохранившаяся со времен постройки дачи. Она облицована так называемой абрамцевской плиткой, получившей название по экспериментальной гончарной мастерской в усадьбе Абрамцево. Там был разработан способ изготовления керамики с глазурью, в которой таинственно переливались и мерцали оттенки драгоценных металлов — золота, серебра, меди и платины. Впоследствии производство было перенесено в Москву и расширено до объёмов завода, но название осталось.

Подобную абрамцевскую плитку мы можем встретить в Москве как элемент украшения фасадов некоторых зданий, а на даче Левенсона для камина использована не только плоская плитка, но и фигурная объёмная керамика этого же производства.

В следующем кадре помимо плитки хорошо видна резьба на рёбрах потолочных балок:

Раз уж подняли взор на потолок, давайте его рассмотрим. В гостиной он деревянный, по его периметру устроены кессоны с резными розетками и резным растительным узором на рёбрах балок, образующих кессоны.

Центральная же часть потолка оставлена ровной, без балок и углублений. Декор здесь образует разное направление рисунка дерева и резной плафон под центральный светильник.

Полы в гостиной, как и во всем доме, не сохранились; сейчас здесь присутствует паркет с простым рисунком. Стены в нижней части оформлены вертикально вытянутыми деревянными резными панелями, а в верхней — затянуты малиновой тканью.

Читайте также:  Как очистить бассейн на даче своими руками

Из гостиной широкие распашные двери ведут на веранду, ещё одно просторное помещение дачи.

Потолок подшит деревом, украшением служат поперечные плоские балки с резным орнаментом.

Здесь, как и во всем доме, восстановлены не только рамы, но и фурнитура окон.

Таким образом, мы прошли вдоль всего лицевого, главного фасада дачи. С веранды вот через эту дверь можно выйти в парк, окружающий дом, но уже с обратной стороны дачи.

Из гостиной же другая дверь ведёт в комнаты, расположенные вдоль паркового фасада дачи. Скорее всего, это были более приватные помещения: спальни, детские, кабинеты. Не знаю, как они выглядели первоначально по замыслу архитектора, но их нынешний вид как-то не очень соответствует величайшему мастерству и тонкому вкусу Ф. Шехтеля. Возможно, причина в исполнении. Как бы то ни было, показываю то, что есть на данный момент на даче Левенсона. Первая комната — проходная, об одном окне, из неё двери ведут в комнаты направо и налево.

Декор её в зеленоватых тонах, ненавязчивый, лёгкий, похоже на женскую гостиную или детскую. Гладкая поверхность стены оформлена рамкой с виньетками по углам.

Гораздо интереснее здесь потолок. Вот его общий вид:

Переход от стен к потолку оформлен профильным карнизом, в котором пропущена узкая полоса лепного декора с полихромной росписью. По периметру потолка идет полоса расписного орнамента с характерным для модерна рисунком, а углы подчеркнуты секторами с изображениями букетов.

Плафон для центрального потолочного светильника образуют два скрещенных рога изобилия, из которых извергаются плоды, переходящие в гирлянды цветов.

Ещё в этом помещении хорошо получилась на снимке дверь: обратите внимание на свойственный модерну рисунок дверного полотна и на то, что конфигурация рам дверных перекликается с оконными рамами.

Эта дверь ведёт нас направо, в дальнюю, угловую комнату, всеми окнами выходящую в парк.

Это помещение тоже решено как спальня или детская. По периметру потолка проходит карниз с подкрашенными профилями, по краю потолка – лёгкий орнамент с цветами в углах.

Поверхность стены оформлена так же, как в предыдущей комнате, но только в иной цветовой гамме, голубовато-фиолетовой.

Потолочный плафон под центральный светильник состоит из лепной розетки и расписного цветочного венка-гирлянды.

Из предыдущей зеленой комнаты можно пойти налево, там через узкий коридор видны следующие помещения, располагающиеся вдоль паркового фасада дачи.

Сейчас вдоль коридора в центральной части здания находятся служебные и вспомогательные помещения, а в конце коридора мы выходим в просторную угловую комнату, в которой имеется вот таким образом восстановленная печь.

Облицована она современной плиткой, но, правда, несколько перекликающейся с абрамцевской. Деревянный потолок украшают поперечные, редко расставленные балки с резным рельефным орнаментом по ребру.

В другом внутреннем помещении рисунок потолка образован перекрещивающимися балками.

По рёбрам балки потолка украшены неглубокой резьбой с монохромной росписью, а у стен они опираются на консоли с рельефной резьбой.

Мы обошли все помещения первого этажа, пришла пора подняться по деревянной лестнице, которую мы видели в самом начале. К сожалению, на втором этаже декор помещений не восстановлен даже частично. Здесь мы видим изнутри мансардную комнату с тремя окнами, объединенными снаружи красным фигурным наличником.

Когда мы рассматривали дом снаружи, я обращала ваше внимание, что почти все помещения второго этажа убраны под крышу как мансарды. Это влечет вот такое усечение привычного нам пространства.

При виде этой комнаты вообще вспоминаешь рисунки Эшера.

А вот этим снимком коридора второго этажа хочу показать, как своеобразно подходил архитектор к планировке помещений: смело срезал углы, не боялся нестандартно узких коридоров, до сантиметра выверял и использовал пространство. К тому же это дача, тут можно расслабиться и отдохнуть от привычных условностей буден.

Читайте также:  Навес на балкон на даче

Вот ещё милая мелочь, не знаю, придуманная архитектором или реставраторами: глухое внутреннее окно с зеркальным стеклом.

Вот и всё, что удалось увидеть и запечатлеть в этом сказочном теремке, созданном светлым гением Франца-Альберта Шехтеля.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Рубрики

  • Европа (1031)
  • Россия (489)
  • АРХИТЕКТУРА (478)
  • Афиши, плакаты, открытки (449)
  • ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА (420)
  • Мода (321)
  • Старые фотографии (278)
  • Разное (225)
  • Личности (189)
  • Предметы интерьера (155)
  • Wish List (138)
  • Интерьеры (126)
  • Дамские штучки (112)
  • Вазы (112)
  • Статьи, цитаты (110)
  • Украшения (107)
  • Посуда (98)
  • Старые журналы (81)
  • Мебель (62)
  • Светильники (61)
  • Mucha (60)
  • Орнаменты (43)
  • Шехтель (36)
  • Танец (35)
  • Lalique (31)
  • Gaudi (29)
  • Galle (28)
  • Витражи (28)
  • Женщина и Книга (20)
  • Klimt (20)
  • Tiffany (15)
  • Книги о модерне (14)
  • Фаберже (12)
  • Игрушки (12)

Статистика

Московский модерн. Дача Левенсона в Ново-Переделкино

Понедельник, 19 Декабря 2011 г. 18:15 + в цитатник

Одной из достопримечательностей Ново-Переделкино считается так называемый «домик» архитектора Шехтеля «Теремок». К сожалению, его красоту могут созерцать только те, кто закажет экскурсию в Москомнаследии. В этой организации сообщили, что внутрь дома попасть нельзя: экскурсия ограничивается только видами с наружи. Хотя в «Теремке» и существует комнатка с документами, повествующими о его истории и судьбе. А судьба «Теремка» не проста.

С этого домика-теремка, можно сказать, как с малого деревца получила своё развитие национально-романтическая ветвь модерна в русской архитектуре. В конце Х1Х века Фёдор Шехтель, отходя от увлечения «готикой», изучал древнерусские архитектурные формы, пытаясь найти свой «русский стиль». Поэтому он, известный архитектор, автор особняков, промышленных зданий, торговых и доходных домов, и принял в 1900 году скромное предложение С.Я.Левенсона спроектировать ему дачу.

А место для дачи богач Левенсон выбрал замечательное: на возвышенности, среди зелени, внизу речушка, а за прибрежными зарослями ольхи – купола Преображенской церкви. Эта округа напомнила Фёдору Осиповичу родные саратовские просторы. Архитектор захотел вдруг привлечь к работе над росписью дома своего земляка, живописца В. Борисова-Мусатова. Однако возможности пригласить сюда тяжело больного художника он не нашёл. Орнаментальные вставки в домике – это творение самого архитектора. В них, бесспорно, есть что-то мусатовское. Так подсказала окрестная природа.

«Теремок» — дача Левенсона (арх. Ф. Шехтель)

на 3-й Чоботовской аллее Ново-Переделкина

Автор фото lolinberg

Русское входило в моду. В 1901 году на Международной выставке в Глазго по проектам Шехтеля было сооружено несколько «теремков-павильонов». Они походили на тот, затерявшийся в Чоботах, — первый. После выставки англичане не разбирали эти временные строения четыре года, договаривались об их покупке. Сделка почему-то не состоялась.

В том же году Шехтель взялся за большую работу — проект здания Ярославского вокзала. Домик в Чоботах, если внимательно к нему приглядеться, очень напоминает это здание. И своей формой, и даже росписью.

После революции вплоть до 80-х годов в даче Левенсона жили по 8-12 семей. В годы перестройки домик пустовал и сильно нуждался в реставрации, о чём и позаботились в ГУОП. Теперь полюбоваться его видами приезжают не только со всей России, но из-за рубежа.

Заведующий Отделом краеведения ЦБС «Солнцево»
Олег Каменецкий
(По материалам Отдела краеведения)

Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Архитектурная сказка Федора Шехтеля

Архитектор Ф.О. Шехтель

Мария Нащокина Московский модерн

DVD Московский модерн

Также рекомендую

(чтобы посмотреть описание, кликните по картинке)

Путеводитель коллекционера. Модерн

Модерн. Лучшие произведения

Модерн в России

Стиль модерн (подарочное издание)

Все рубрики блога «Прекрасная эпоха модерна» La_belle_epoque

Рубрики: АРХИТЕКТУРА
Россия
Шехтель

Метки: россия архитектура москва Ново-Переделкино Шехтель модерн дача теремок

Процитировано 8 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник