Меню

Дача константина головкина слоны



Дом со слонами

Самой, пожалуй, известной самарской достопримечательностью является знаменитый Дом со слонами. Этот памятник архитектуры эпохи модерн, так популярной в начале 20 века в Самаре, объявлен объектом культурного наследия России, однако до сих пор он находится в крайне запущенном состоянии.

Дом со слонами — достопримечательность Самары

Средств на его восстановление пока не выделяется. Может это связано с его удаленностью от центра города, может есть другие причины, но для туристов пока это сооружение малодоступно. Хотя экскурсии туда организуются, но в принципе, смотреть внутри практически нечего.

Веранда Дома со слонами

Снаружи бывшая дача известнейшего городского художника и мецената К.Головкина тоже выглядит печально. А в начале 20 века – это было поистине выдающееся строение, которым любовались отдыхающие с проплывающих мимо по Волге пароходиков.

Вид с Волги на Дом со слонами

Кем же был Константин Головкин и что это за сооружение — Дом со слонами?

Константин Павлович Головкин – история жизни

К.Головкин был одним из самых популярных людей Самары конца 19 — начала 20 столетий — успешным купцом, художником и меценатом. Выходец из купеческой среды, испытывающий тягу к рисованию, он не получил специального художественно образования, если не считать частных уроков у художника Ф.Бурова.

К.Головкин на пленэре на волжском берегу

Да и общее образование у него было всего 7 классов самарского Реального училища, которое закончил и писатель А.Толстой, чей Музей-усадьба является сегодня архитектурно-литературным памятником.

Оставаясь художником-самоучкой и придерживаясь традиций реализма в живописи, Константин Павлович был активным организатором культурной жизни любимой Самары. Он собирал вокруг себя местных художников, организовывал выставки картин не хуже передвижников, выступал инициатором по организации создания городского Художественного музея, проведя для этого гигантскую организационную работу. Правда, в те времена Художественный музей представлял собой просто отдел, выделенный в краеведческом музее, но это было уже большим достижением.

Кроме того, К.Головкин увлекался спортом и проводил в городе велозабеги, был яхтсменом и конькобежцем. Занимался фотографией и издавал открытки с видами города и окрестностей, разработал концепцию организации идеального краеведческого музея. Он проектировал здания, занимался археологическими исследованиями, увлекался краеведением и астрономией. Его энтузиазма и любви хватало на все.

Видовая открытка, изданная К.Головкиным

Считается, что первый автомобиль, проехавший по улицам Самары в 1904 году, принадлежал Головкину, который став азартным автомобилистом, приобрел дорогущий немецкий «Опель». Он был любителем во всем, но Любителем с большой буквы, а это значит, что всем он занимался глубоко, вдумчиво, с азартом и большим желанием.

Автомобиль К.Головкина. 19 век

И все это он делал параллельно с ведением торговых дел, допоздна засиживаясь с финансовыми документами в конторе своего магазина, торгующим художественными принадлежностями. Торговые дела он вел тоже легко и талантливо, создав огромное состояние в два миллиона рублей! На свои деньги он мечтал построить в Самаре публичный Дом науки и искусств, который должен был украсить город и повысить его культурный потенциал, и даже создал архитектурный проект этого трехэтажного дворца, но увы..эти мечты, из-за бюрократических проволочек, остались на бумаге.

После революционных событий семья Головкина вынужденно перебирается в Иркутск, где, находясь в статусе беженца, Константин Павлович продолжает заниматься археологическими исследованиями в местном регионе. В конце 1918 года он побывал в Монголии, Китае и Японии, где собирал восточные редкости, покупая их в многочисленных антикварных лавках. Считается, что все эти экспедиции съели последние финансы бывшего купца.

К.Головкин с женой. Дореволюционное фото

В начале 20-х годов, Головкин возвращается в родной город с ценными экспонатами, найденными им во время археологических экспедиций и путешествий. Большинство привезенных экспонатов он отдает в Самарский краеведческий музей. В это же время он предлагает построить уникальное здание для краеведческого музея, проект которого он разрабатывал несколько лет, продумывая каждую мелочь – от организации витрин с сигнализацией до создания научных лабораторий и проведения экскурсий. Увы, этот проект тоже был неосуществлен.

В новой советской жизни места бывшему купцу и меценату не нашлось. Тем не менее, Константин Павлович и в этих условиях, работая архивариусом в городском архиве, продолжал предаваться своему «любительству» на альтруистской основе. До конца своих дней Головкин занимался краеведением, собирая и систематизируя материалы по истории самарской области.

Умер он в 1925 году от болезни в страшной нищете, находясь в городской больнице, где даже на смертном одре продолжал рисовать виды из больничного окна. Похоронен он был на Всесвятском кладбище, которое впоследствии было снесено и на его месте организован парк. Так что даже могилы этого достойнейшего жителя Самары не сохранилось.

Зато любимому городу от Головкина навсегда остался Художественный музей, в котором можно увидеть пять его картин, его дневник о путешествии по восточным странам, восточные редкости, привезенные им в 20-х гг. из далекого Иркутска; Дом со слонами и светлая благодарная память потомков.

Архитектура Дома со слонами

Особую славу К.Головкину и городу Самаре принесла дача художника, построенная им на высоком волжском берегу в стиле модерн. Это была собственная архитектурная разработка Константина Павловича, которому оказывал помощь архитектор В.Тепфер. Константин Павлович собственноручно делал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций. В результате получилось совершенно нетипичное для русского модерна сооружение.

Дом со слонами со стороны входа

Архитектурные специалисты находят здесь отголоски венского сецессиона (модерна). Во всяком случае, необычность архитектуры дачи Головкина сразу бросается в глаза. Монолитность и строгость фасадов, узкие бойницы окошек, ассиметричность составляющих частей здания – все слишком фундаментально, непривычно и таинственно.

Интерьерным дизайном хозяин тоже занимался сам. Для каждой комнаты он создавал отдельный дизайн проект в определенной цветовой гамме. Узкие окна создавали в комнатах таинственную и приятную затененность.

Комната второго этажа

А широкие, оригинальной формы окна с внутренний стороны открывали отличный панорамный вид на волжские просторы.

Стены центрального зала были покрыты авторскими холстами Головкина с летящими женскими фигурами в развевающихся легких одеяниях. К сожалению, на сегодня эти полотна утрачены. Женские фигуры на утраченных полотнах олицетворяли образ протекающей внизу Волги. Считается, что образ Волги воплощен Головкиным и в выполненной им женской скульптуре, украшающей лестницу, ведущую в сад.

Читайте также:  Чем обить дверь с улицы на даче

Скульптура девушки в саду

Но самая главная часть скульптурного украшения монументальной дачи – это, конечно же, скульптуры двух огромных слонов. Эскизы этих массивных животных были нарисованы самим художником, который активно участвовал и в их изготовлении. Установили скульптуры в ракурсе, отлично просматривающемся с проплывающих речных судов.

Вид из окна дачи на слонов и на Волгу

По воспоминаниям современников, слоны и девушка – это скульптурные части ансамбля из фонтанов. Водяные струи изливались с двух сторон от девушки из находящихся там ваз, а слоны стояли в проточной воде. Также сохранилась версия, что в полых внутренностях одного из гигантов хранятся документы и фотоматериалы, относящиеся к проектированию и сооружению дачи.

Слон дачи К.Головкина хранит свою тайну

Уезжая в Иркутск, Головкин оставил свое любимое дачное сооружение новым властям, мечтая, чтобы там разместился детский дом. Но в Доме со слонами сначала организовали госпиталь, затем отдали его детскому саду. К концу 20-х гг. 20 столетия Дом со слонами стал клубом «Водоканала». В нем было оборудовано отопление, что отрицательно сказалось на состоянии фундамента.

Сцена Клуба «Водоканала» в бывшем зале Дома со слонами

Из-за постоянной смены владельцев Дом со слонами утратил свой великолепный интерьерный дизайн, его фундамент дал усадку, по стенам пошли трещины.

В 90-е годы 20 столетия в течение 4 лет велись реставрационные работы, которые помогли спасти здание от полного разрушения, но полностью обстановка дома и сады восстановлены не были.

Дача К.Головкина — в ожидании ремонта

Сегодня Дом со слонами, который продолжает находиться в собственности Водоканала, огражден забором, одичавший сад занял всю дачную территорию, прорастая сквозь дорожки, ступеньки и стены. Здание, к сожалению, продолжает разрушаться. В плачевном состоянии находятся и гигантские слоны, которых в 30-х гг. даже планировали взорвать.

Легенды и мифы Дома со слонами

Дом со слонами на протяжении своей более чем столетней истории оброс различными мифами и легендами. Это связано и с самим месторасположением дома на окраине в малозаселенной зоне, и с его внешним непривычным, несколько мрачноватым видом. Отсутствие больших дачных окон также наталкивает на мистические мысли, а в акустике дома, которая образуется за счет полых кирпичей стен, слышатся потусторонние голоса.

Внутри Дома со слонами

Одна из легенд рассказывает о девушке (считалось, что она была дочерью Головкина), которая решилась на самоубийство, утопившись в Волге из-за безответной любви. На самом деле, дочь Головкина прожила долгую жизнь и еще при своей жизни отрицали мистическую подоплеку Дома со слонами.

Другая версия приписывает смерть любовнице художника, которая также решила покончить с собой. Для сохранения памяти об умершей любимой Головкин якобы и построил эту дачу, воплотив ее образ в печальной девичьей скульптурной фигуре.

Скульптура девушки, выполненная К.Головкиным для дачи

Есть еще миф об убийстве неизвестной девушки, которая была похоронена в саду Дома со слонами. Во всяком случае, все легенды приписывают Дому печальную участь, связанную с чьей-либо смертью и с жизненной трагедией.

Таинственный Дом со слонами

Некоторые склонны видеть опасность, исходящую от каменных слонов, другие видят в скульптуре девушки отголоски гоголевской Паночки, которая может увезти в мир мертвых. Теперешнее полуразрушенное состояние Дома со слонами способствует поддержанию подобных мистичных домыслов и легенд.

Источник

Самара. Дом со слонами — уникальное место, построенное уникальным человеком

Дом со слонами. Это место было для меня каким-то мистическим и всегда притягивало. А еще была мечта побывать внутри этого дома. Не так давно сюда начали водить экскурсии и эта мечта сбылась. Так что мечтайте!

Место это – дача самарского художника и краеведа, купца Константина Павловича Головкина, который самарцы называют Дом со слонами. Сегодня Дом со слонами объявлен объектом культурного наследия РФ, но, к сожалению, четыре года назад он был в плачевном состоянии. Надеюсь, что за четыре года что-то поменялось….

Необычность архитектуры дачи бросается в глаза сразу, как только ее видишь. Строгие фасады и узкие бойницы-окна, ассиметричность всех частей дома – все это непривычно, таинственно и притягивает внимание.

Построена дача в период с 1908 по 1915 года, о дате # постройки и сейчас идут споры.

# Дача была построена Константином Головкиным для летнего отдыха своей семьи.

Проект дома был сделан самим Константином Головкиным, а помогал ему # архитектор В. Тепфер. По воспоминаниям современников, Константин Павлович собственноручно делал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций. В результате получилось сооружение, совершенно нетипичное для русского модерна.

Дом построен из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Возможно, поэтому в доме уникальная акустика.

Дизайном интерьера всех пяти комнат дома так же занимался хозяин. Для каждой комнаты бал создан свой проект в разной цветовой гамме. Из необычных узких окон дома открывался роскошный вид на Волгу.

Стены были украшены уникальными авторскими холстами художника. Еще стены оживляли металлические квадратные пластины с выдавленным цветочно-ягодным орнаментом, где на месте ягод были вставлены стеклянные полусферы.

Вся мебель дома была выполнена по эскизам Головкина. Украшением дома служили его же картины. А узоры на портьерах вышивала жена Константина Павловича. Эти подробности деталей интерьера описала в своих воспоминаниях дочь Константина Павловича Головкина.

К сожалению, интерьеров дачи не сохранилось, их уничтожили пожар и реконструкции, интерьеры здания со временем приобрели совершенно другой вид. Фотографий внутреннего оформления тоже не сохранилось, поэтому, гуляя тут, приходится только включать воображение.

Самым главным и загадочным украшением дома стали скульптуры огромных слонов, выполненных из цемента в натуральную величину, они установлены перед домом, на площадке, обращенной к реке. Фигуры слонов полые внутри и по легенде в ноге одного из них спрятаны документы и фотографии, относящиеся к постройке дома.

Почему это были фигуры слонов сейчас трудно сказать. Но можно предположить, что на их появление повлияла общая атмосфера времени. После англо-бурской войны в обществе началась мода на Африку и Головкин захотел поразить своим решением самарскую публику. Ему это удалось. Проплывающие на кораблях по Волге люди любовались необычным зданием и скульптурами несвойственных для средней полосы животных.

Читайте также:  Что одеть на дачу к подруге

История дачи печальна, как и история многих других русских домов и усадеб. После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение 95 лет использовалось в разных целях. В конце концов, здание было передано на баланс водоканалу и оно было перестроено под клуб для молодежи.

В эти времена дом пострадал больше всего. Т.к. он был построен под летнее проживание, в нем не было отопления. Установку отопления пустотелые блоки не выдержали, фундамент начал проседать. Его пытались стянуть металлическими стяжками, но из-за этого стены пошли трещинами и здание начало разрушаться…

В 1990-е здесь велись реставрационные работы, которые помогли спасти здание от полного разрушения, но полностью обстановка дома и сад восстановлены не были.

Сегодня Дом со слонами продолжает находиться в собственности водоканала, он огорожен забором, одичавший сад занял всю дачную территорию, прорастая сквозь дорожки, ступеньки и стены. Здание продолжает разрушаться.

Константин Павлович Головкин был одним из самых знаменитых жителей Самары того времени и одним из организаторов культурной жизни любимого города. Успешный купец, # художник и меценат. Он собирал вокруг себя местных художников, организовывал выставки картин, выступал инициатором организации городского Художественного музея и провел для этого огромную работу.

Головкин увлекался спортом, организовывал в Самаре велогонки, был яхтсменом и конькобежцем. Занимался фотографией и издавал открытки с видами города и окрестностей. Он проектировал здания, увлекался археологией, краеведением и астрономией.

Считается, что первый автомобиль, проехавший по улицам Самары в 1904 году, принадлежал именно Головкину, который стал азартным автомобилистом, приобретя дорогущий немецкий «Опель».

Все это он делал параллельно с ведением торговых дел, допоздна засиживаясь с документами в конторе своего магазина, торгующего товарами для художников.

У Константина Павловича было много планов улучшения жизни города, но воплотиться многим его мечтам не удалось. После революции семья Головкиных была вынуждена уехать в Иркутск. Но и там этот деятельный человек продолжает заниматься археологией и краеведением. В конце 1918 года он побывал в Монголии, Китае и Японии, где собирал редкие восточные вещи. Считается, что в этих экспедициях он израсходовал свои последние финансы.

В начале 20-х годов, Головкин возвращается в родной город с ценными экспонатами. Большинство привезенных вещей он передал в Самарский краеведческий # музей.

До конца своих дней Головкин занимался краеведением, собирал и систематизировал материалы по истории самарской области.

Константин Павлович Головкин умер не дожив до 54 лет и был похоронен на Всесвятском кладбище. Кладбище находилось на территории современного железнодорожного района города ( в районе Комсомольской площади), было закрыто в 1926 году и снесено под городскую застройку.

О кладбище надо рассказывать отдельно. Здесь были похоронены мать легендарного Федора Шаляпина, мать писателя Алексея Толстого — Александра Толстая-Бостром, академик Сергей Платонов…. И, конечно, могил этих людей, в том числе и могилы Константина Головкина, не сохранилось.

Зато у любимого им города от Головкина навсегда остался Художественный музей, в котором можно увидеть пять его картин, его дневник о путешествии по восточным странам, восточные редкости , привезенные им из далекого Иркутска.

Подпишитесь! Если понравилась статья, поделитесь с друзьями в соцсетях

Источник

Дом со слонами. Дача художника Константина Головкина в Самаре

Дача художника Константина Головкина известна именно под этим названием. Цементные изображения этих гигантских животных и сегодня ярко и причудливо смотрятся на берегу Волги. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Но внутренняя отделка здания и другие скульптуры на территории дачи – не менее интересны..

Автор: Армен Арутюнов

Став в 1851 году губернским городом, # Самара начала стремительно разрастаться. С 1850-х годов, помимо активного строительства в городе, началось освоение обширных лесных массивов вверх по течению Волги, и уже в начале ХХ века берег реки от Аннаевского оврага (ныне улица Соколова) и до Барбошиной поляны был сплошь застроен дачами. «…крутой скалистый левый берег Волги, недавно еще поросший никуда почти не годным, но густым лесом, а теперь весь пестреющий дачами нередко весьма изящной архитектуры и разводимыми при них садами на месте вырубленной лесной заросли… наконец, фантастические сооружения во вкусе средневековых замков», – писал городской глава # Петр алабин в своей книге «Самара. 1586-1886». Загородные резиденции в этих живописных местах имели практически все самарские предприниматели: купцы Шихобаловы, Соколовы, Аржановы, Курлины и др. Известный самарский купец, художник и краевед Константин Павлович Головкин в своих записках 1920-х годов писал: «Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и, вместе с этим, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».

Сам же Головкин владел одной из самых необычных и красивых дач на берегу, которая до сих пор поражает своей красотой проплывающих мимо. Константин Павлович был человеком разносторонне развитым. Владелец магазина, купец, он был художником-самоучкой, занимался краеведением и археологией, а также был известен как один из первых владельцев автомобиля в Самаре. Проявил себя Головкин и в архитектуре: проект собственной дачи выполнен самим хозяином. На каком-то этапе ему помогал архитектор Валентин Владимирович Тепфер , несколькими годами позже занявший пост главного архитектора Самары. Автором проекта дачи часто называют самого Тепфера, однако в краеведческих записках 1920-х единственным автором постройки Головкин указывает себя . Скульптор В.П.Акимов , служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал все сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная».

Читайте также:  Мальчики на даче загорают

Здание построено в 1908-1909 (1915?) годах. Специалисты отмечают нетипичность дачи для русской архитектуры начала ХХ века и тем более для российского провинциального модерна. В архитектуре четко просматривается влияние архитектуры венского сецессиона. В архитектурной энциклопедии Барановского начала ХХ века встречаются проекты, отдаленно напоминающие элементы дачи Головкина – в частности, опубликованный в 4-м томе энциклопедии проект виллы в Вене, спроектированный Ерихом Гешоффом (Erich Geschoff). Надо сказать, что, на фоне всеобщего восхищения, находились современники, которым не нравилась архитектура дачи. В этом, к примеру, признавался удожник Г.П.Подбельский : она напоминала ему макет какой-то игрушки модернистского стиля.

Асимметричная двух-трехэтажная постройка рассчитана на восприятие со всех четырех сторон. Все фасады различны по пластике и декоративному убранству. Узкие окна-бойницы сочетаются с большим количеством открытых площадей – верандой, террасами и смотровой площадкой на башне. К сожалению, в советские годы главный фасад, выходящий на Волгу, реконструировался. Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания. Строилось дача из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича. Интерьеры загородной резиденции купца так же тщательно оформлялись по задумке автора. Стены в каждой из комнат были разных цветов, а в гостиной во всю длину стен вмонтированы написанные Головкиным холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. К большому сожалению, интерьеры дачи не сохранились. В результате сильного пожара и реконструкции внутренности здания обрели совершенно другой вид.

Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина – скульптуры слонов перед фасадом, выходящим к Волге, давшие постройке народное название «дача со слонами», и женская скульптура у южного фасада. Два огромных слона были изготовлены по эскизам самого Головкина в Самаре так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов. По воспоминаниям дочери Головкина, Константин Павлович сам участвовал в изготовлении скульптур, которые ваялись в большом сарае на улице Садовой. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По воспоминаниям жены Головкина, купец заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством дачи. В изготовлении фигур принимал участие и 16-летний Василий Петрович Акимов – в будущем известный куйбышевский скульптор.

«Самара – родина слонов», – часто можно услышать при упоминании скульптур на даче художника. Впрочем, если внимательно рассмотреть биографию Константина Павловича – человека деятельного, увлекающегося, часто ездившего в столицу и за границу, интересовавшегося автомобильными состязаниями, многими науками и направлениями в искусстве, – то решение поставить перед своей дачей слонов покажется вполне резонным. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Часто им придавалось мистическое значение, кто-то считал, что животные изображены оз л обленными, готовыми в любой момент сорваться с места и атаковать недруга огромными бивнями. Существует версия, что в 1930-40-х годах планировалось взорвать скульптуры. Однако сделать это не решились – в страхе, что такое разрушение может привезти к болезни и мучительной гибели. Подобной репутацией пользовалась и сама дача, которую многие считали мрачной, полной тайн и загадок.

Самая же распространенная легенда связана с еще одной скульптурой на территории дома – женской фигурой у одного из боковых фасадов. Изящная женская фигура в окружении крупных цветочных бутонов спокойно взирает на Волгу. Вкладывал ли Головкин какой-то смысл в это изваяние, или это всего лишь красивая скульптура, украшающая вход на веранду, – нам не известно. В связи с этим, скульптура породила немало легенд. Многие называют ее «Панночкой», ассоциируя с героиней Гоголевского «Вия». По одной из легенд, Головкин посвятил скульптуру девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за несчастной любви. По второй легенде, Головкин убил и закопал у себя в саду возлюбленную, которая пыталась его шантажировать, а затем поставил в ее честь скульптуру. По третьей версии, под слонами похоронена дочь Головкина.

Естественно, ни одна из перечисленных выше легенд не соответствует действительности, как и утверждения о таинственности и мистическом происхождении деталей дачи. В начале 1990-х размножившиеся слухи и легенды о Головкине и его даче пришлось развеять дочери художника, Евгении Головкиной-Овсянниковой . В статье, опубликованной в «Волжской коммуне» в 1992 году, Евгения Константиновна писала: «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н.В. Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью оставить в покое… Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…».

После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение 95 лет использовалось в различных целях. Последние десятилетия оно служило клубом располагающегося по соседству Самараводоканала.

Дача купца К.П.Головкина является также объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Спустя сто лет после постройки она по-прежнему поражает проплывающих мимо по Волге своей красотой, а слоны – своим присутствием у берегов Самары. «Дача со слонами» по праву считается одной из главных достопримечательностей областной столицы.

Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !

Туристическая компания «Профцентр» — номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ — # туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 год

Источник