Меню

Что занимает большую часть семени пшеницы



Что занимает большую часть семени пшеницы

Семя — генеративный орган растения, служащий для размножения и расселения растений. У покрытосеменных (цветовых растений) семя образуется внутри плода из семяпочки (семязачатка).

Функции семени

Отделяясь от материнского организма, семя может прорасти и дать начало новому растению.

Благодаря семенам, некоторые из которых имеют воздушные мешки, дочерние растения могут расти на расстоянии десятков километров от материнского. Прорастая на новых территориях, они занимают их и распространяются.

Перенесение неблагоприятных условий

Семя выживает при таких неблагоприятных факторах, где листостебельное растение погибло бы. Именно семя дает возможность выжить зародышу растения во время зимнего холода, недостатка влаги, летнего зноя.

Строение семени

Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и эндосперма. Основную часть семени занимает зародыш, который состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька с зародышевой почечкой, и зародышевых листьев — семядолей, которые при прорастании семени становятся первыми эмбриональными листьям саженца.

Семенная кожура — обязательный атрибут семени, представляет собой многослойное образование, защищающее внутреннее содержимое семени от высыхания и преждевременного прорастания. Может иметь на поверхности различные образования. На семенной кожуре всегда можно найти след (рубчик) от семяножки, соединявшей семя со стенкой плода. Рядом с рубчиком находится еще одно отверстие — семявход (микропиле), через которое при намачивании внутрь семени поступает вода, после чего начинается важный процесс — набухание семени.

Эндосперм — запасающая ткань семени растения, необходимая для роста и развития зародыша. В некоторых семенах эндосперм может отсутствовать, в этом случае его функцию на себя берет семядоля. Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах бобовых, тыквенных, сложноцветных (гороха, подсолнечника, фасоли, тыквы).

В семенах злаковых находится одна семядоля, которую называют — щиток. Щиток выполняет функцию транспорта питательных веществ из эндосперма к зародышу.

Прорастание семени

Прорастанием семени называется переход от состояния покоя к вегетативном росту зародыша и формированию из него проростка. Развивается молодое растение. Этот крайне важный процесс требует нескольких обязательных условий:

    Увлажнение семени

При этом вода поступает через семявход внутрь семени. Как только это происходит, питательные вещества начинают растворяться в воде, и становится возможным их усвоение для зародыша. При полном погружении в воду, в которой мало растворенного кислорода (кипяченая вода), семена могут погибнуть из-за нехватки кислорода.

Доступ воздуха к семени

А точнее — кислорода. Клетки зародыша дышат, поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Наличие в семени запасных питательных веществ.

До момента, когда растение начнет фотосинтезировать — вся надежда только на запасные вещества. Они содержатся либо в семядоли (семядолях), либо — в эндосперме.

Как видно из картинки выше, удаление семядоли значительно замедляет рост и развитие растения (у 1 и 2 растения слева). У растения справа (3) сохранены обе семядоли, оно опережает в росте и развитие растение (2).

Для каждого вида растения температура своя. Есть растения, которые прорастают при температуре выше 15°C — огурцы, кукуруза, перец. Другие адаптированы к гораздо меньшим температурам, чуть выше +2 °C — укроп, рожь, морковь, редис, пшеница. Это обусловлено эволюционно, в зависимости от климата в регионе места происхождения растения. Исходя из этого, растения подразделяются на теплолюбивые и холодостойкие.

Читайте также:  Сколько можно есть кунжутного семени

Семена некоторых растений не способны прорастать без освещения: марь белая (лебеда), салат латук, сельдерей. Свет стимулирует прорастание семян многих растений, активируя зародыш посредством фотохимической реакции. Также существуют растения, семена которых способны прорастать только в полной темноте — лук, конопля.

В данном случае руководствуются общим правилом: чем меньше семена, тем более поверхностно их закладывают. Семена фасоли закладывают на 4-5 см, а очень мелкие семена, не закапывая, сеют на самой поверхности почвы: семена земляники, мака, мяты, наперстянки, подорожника.

Если все условия прорастания семян соблюдены, то образуется проросток. Проросток — стадия онтогенеза растения с момента выхода зародыша из семенной кожуры.

Типы прорастания семян

Существуют два типа прорастания семян:

    Надземный

При надземном типе прорастания семядоли с почкой выносятся в воздушную среду над поверхностью почвы и становятся первыми фотосинтезирующими листьями (зародышевые листья). Такой тип прорастания имеется у редьки, тыквы, фасоли, огурцов, лука, капусты, томатов.

Семядоли не выносятся на поверхность почвы, а остаются в ней. Поверхности почвы достигает только почка с первыми листьями. Характерно для гороха, дуба, лещины, пшеницы.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Тест_ЕНТ_Биология_Вариант_016

ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ

ЕНТ Биология

Вариант 016

1. Запасающую функцию у грибов выполняет
A) крахмал
B) хитин
C) целлюлоза
D) глюкоза
E) гликоген

6. Короткие отростки нейрона
A) глия
B) аксоны
C) синапсы
D) рецепторы
E) дендриты

11. Листья-ловушки имеет
A) агава
B) росянка
C) саксаул
D) барбарис
E) заразиха

16. Может переносить отсутствие кислорода
A) сахаромицет
B) мукор
C) спорынья
D) пеницилл
E) аспергилл

Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания на основе контекста с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных. Внимательно прочитайте контекст и выполните задания.
Хемосинтез — древнейший тип автотрофного питания. При хемосинтезе первичным источником энергии являются химические реакции окисления веществ, обычно неорганических: водорода, марганца, железа, серы, аммиака и др.
В зависимости от окисляемого субстрата различают: железобактерии, серобактерии-тиобактерии, метанообразующие бактерии, нитрифицирующие и др.
21. Процесс хемосинтеза открыл
A) К.А. Тимирязев
B) С Н. Виноградский
C) В.И. Вернадский
D) И.П. Павлов
E) И.М. Сеченов

Источник

Тема. Строение семени однодольного и двудольного растения

Лабораторная работа I

Тема. Строение семени однодольного и двудольного растения.

Цель: 1. Выяснить, какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений.

2. Научиться правильно обозначать части семени на рисунке.

3. Сравнить строение семени фасоли и зерновки пшеницы.

4. Сделать вывод о строении семян однодольных и двудольных растений.

Оборудование: таблица, учебник, лупа, зерновки пшеницы (сухие и набухшие),

семена фасоли (сухие и набухшие)

Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются? Попробуйте снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему?

Читайте также:  Посев травы на пастбище

Найдите эндосперм, он занимает большую часть семени. Найдите зародыш. Рассмотрите зародышевый корешок, стебелёк, почечку и одну семядолю.

Обозначьте части семени пшеницы на рисунке. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Найдите рубчик.

Аккуратно снимите кожуру с семени, начиная с выпуклой стороны. Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь, что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семян?

Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк и корешок. Раздвиньте семядоли и рассмотрите почечку. Найдите две семядоли.

Обозначьте части семени фасоли на рисунке.

5. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Ответ оформите в виде таблицы и сделать вывод: что у них общего и в чём различие?

Из каких частей состоит семя? Из каких органов состоит зародыш? Где находятся запасные вещества?

Вывод: Семена фасоли и пшеницы имеют зародыш, который состоит из органов – корешка, стебелька и почечки. Запасные питательные вещества содержатся у фасоли в семядолях, а у пшеницы в эндосперме. У фасоли 2 семядоли, а у пшеницы – 1. Кожица у фасоли снимается, а у пшеницы кожура срослась с семенем.

6. Сделайте вывод о строении семени однодольных и двудольных растений.

( 1. Семя пшеницы состоит из___________________________________________.

Зародыш его имеет_________________________________________________________________. Запасные питательные вещества у него находятся в _________________.

2. Семя фасоли состоит из__________________________________________.

Зародыш его имеет ________________________________________________________________.

Запасные питательные вещества у него находятся в____________________________________).

Лабораторная работа II

Тема. Строение семени однодольного и двудольного растения.

Цель: 1. Выяснить______________________________________________.

2. Научиться правильно обозначать ________________________________.

3. Сравнить ____________________________________________________.

4. Сделать вывод о ______________________________________________.

Оборудование: таблица, учебник, лупа, зерновки пшеницы (сухие и набухшие),

семена фасоли (сухие и набухшие)

Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются? Попробуйте снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему?

Найдите эндосперм, он занимает большую часть семени. Найдите зародыш. Рассмотрите зародышевый корешок, стебелёк, почечку и одну семядолю.

Обозначьте части семени пшеницы на рисунке. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Найдите рубчик.

Аккуратно снимите кожуру с семени, начиная с выпуклой стороны. Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь, что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семян?

Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк и корешок. Раздвиньте семядоли и рассмотрите почечку. Найдите две семядоли.

Обозначьте части семени фасоли на рисунке.

5. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Ответ оформите в виде таблицы и сделать вывод: что у них общего и в чём различие?

Из каких частей состоит семя? Из каких органов состоит зародыш? Где находятся запасные вещества?

6. Сделайте вывод о строении семени однодольных и двудольных растений.

Лабораторная работа III

Тема. Строение семени однодольного и двудольного растения.

Цель: 1. ______________________________________________.

Оборудование: таблица, учебник, лупа, зерновки пшеницы (сухие и набухшие),

семена фасоли (сухие и набухшие), препарат

“Зерновка пшеницы – продольный разрез”.

Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются? Попробуйте снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? Пользуясь лупой, рассмотрите препарат “Зерновка пшеницы – продольный разрез”.

Читайте также:  Флокс гном посев на рассаду

а) найдите на препарате эндосперм, он занимает большую часть семени. Чем заполнены клетки эндосперма?

б) найдите на препарате зародыш. Рассмотрите зародышевый корешок, стебелёк, почечку и семядолю. Почему она уменьшена до размеров щитка?

4. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Найдите рубчик.

Аккуратно снимите кожуру с семени, начиная с выпуклой стороны. Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь, что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семян?

Под семенной кожурой найдите зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк и корешок. Раздвиньте семядоли и рассмотрите почечку. Найдите две семядоли.

5. Зарисуйте семя фасоли и обозначьте его части.

6. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Ответ оформите в виде таблицы и сделать вывод: что у них общего и в чём различие?

Из каких частей состоит семя? Из каких органов состоит зародыш? Где находятся запасные вещества?

7. Сделайте вывод в соответствии с поставленными целями.

Лабораторная работа II

Тема. Строение семени однодольного и двудольного растения.

Цели: 1. ________________________________________________________________________________

Ответы на вопросы.

Рисунки с обозначениями.

3. Сравнение строения зерновки пшеницы и семени фасоли.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Тест_ЕНТ_Биология_Вариант_039

ТЕСТЫ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ

ЕНТ Биология

Вариант 039

1. Корневой чехлик защищает
A) зону проведения
B) зону всасывания
C) зону деления
D) боковые корни
E) зону роста

6. Самая крупная кость лицевого отдела черепа
A) лобная
B) нижняя челюсть
C) височная
D) скуловая
E) решетчатая

11. Корни-опоры имеет
A) ятрышник
B) капуста
C) морковь
D) свёкла
E) баньян

16. Супротивное листорасположение имеет
A) подмаренник
B) вороний глаз
C) яблоня
D) дуб
E) сирень

Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания на основе контекста с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных.
Пищеварительная система
Пищеварительная система человека осуществляет переваривание пищи путем физической и химической обработки, всасывание продуктов расщепления через слизистую оболочку в кровь и лимфу, выведение непереваренных остатков. Процесс пищеварения начинается в роговой полости. Здесь пища переваривается, измельчается,
смачивается слюной и проглатывается. В обшей сложности у нас во рту примерно 10000 вкусовых почек.
На кончике языка больше рецепторов к сладкому, края языка ощущают кислое и соленое, а его основание — горькое. Пища из ротовой полости поступает в пищевод, потом в желудок, который содержит ферменты, соляную кислоту и слизь. Из желудка попадает пища в тонкий кишечник, где пищеварение заканчивается. В него поступает желчь и поджелудочный сок. В толстом кишечнике под действием бактерий разлагается только целлюлоза.
21. Орган пищеварительной системы под номером 2

A) глотка
B) желудок
C) толстая кишка
D) тонкая кишка
E) слюнные железы

Инструкция: Вам предлагаются задания, в которых могут один или несколько правильных ответов. Количество правильных ответов может быть не более трех
26. Типы листьев по сложности
A) влагалищные
B) тройчатосложные
C) сидячие
D) пальчатосложные
E) очередные
F) перистосложные
G) мутовчатые
H) супротивные

31. Мочевой пузырь отсутствует у
A) курицы
B) примата
C) змеи
D) акулы
E) голубя
F) слона
G) карася
H) утконоса

Источник

Adblock
detector