Меню

Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на земле расположение семян



Покрытосеменные

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) — важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли — в морях и океанах.

В настоящее время цветковые господствуют на Земле. Такое доминирующее положение им позволили занять прогрессивные особенности:

    Возникновение цветка

Цветок — генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище — завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества — эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

У цветковых появляется плод — генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Хорошо развита проводящая ткань

Ксилема — проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых 🙂

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные — семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые

      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon — внутри + греч. sperma — семя) — запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у — березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) — мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит — зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) — запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник — образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте — почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    © Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Источник

    Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на земле расположение семян

    Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных

    Пояснение . Цветок и плод – ароморфоз покрытосеменных.

    Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле

    Пояснение . Самое большое количество видов растений на планете из отдела покрытосеменных, у них есть цветок, плод и семя, поэтому они занимают господствующее положение.

    Генеративный орган — цветок — имеется у

    Пояснение . Только покрытосеменные имеют цветок.

    Установите последовательность расположения частей в цветке, начиная от центра цветка

    3) лепестки венчика

    Пояснение . Околоцветник защищает главные части цветка, пестик и тычинку, поэтому они находятся внутри.

    К какому способу опыления приспособлен цветок пшеницы?

    Пояснение . Цветок пшеницы имеет тычинки на длинных тычиночных нитях и пестик с мохнатым рыльцем, а также мелкую легкую пыльцу, что характеризует его как ветроопыляемый

    Из чего образуется эндосперм у покрытосеменных?

    Пояснение . Эндосперм образуется при слиянии спермия с центральной крупной клеткой

    Плоды образуются у растений отдела

    Пояснение . Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть цветы, плоды, двойное оплодотворение.

    Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

    Пояснение . Покрытосеменные получили свое название за то, что семена защищены плодом — расположены внутри плода.

    Корни, растущие на луковице тюльпана, называются

    Пояснение . Луковица — это видоизмененный подземный побег, от него отрастают придаточные корни. Главный корень вырастает от корешка зародыша, а боковые от главного (и других типах корней). В зоне проведения корень ветвится, на его поверхности появляются боковые корни.

    Где находится семязачаток у покрытосеменных растений?

    Пояснение . Пестики (состоят из завязи, столбика и рыльца). Внутри завязи находится семязачаток, внутри семязачатка – зародышевый мешок. Зародышевый мешок состоит из семи клеток: яйцеклетки, двух клеток-спутниц, трёх клеток-антиподов и центральной двуядерной клетки (диплоидной), которая находится в центре.

    Для представителей какого отдела растений характерно двойное оплодотворение?

    Пояснение . Двойное оплодотворение у цветковых (покрытосеменных) — два спермия участвуют в оплодотворении

    Покрытосеменные — более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют

    Пояснение . Покрытосеменные — более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют плоды, защищающие семена.

    У растений механическая ткань, в отличие от покровной, выполняет функцию

    Пояснение . Механические ткани обеспечивают прочность органов растений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву. Основными характеристиками строения механических тканей, обеспечивающими их прочность и упругость, являются мощное утолщение и одревеснение их оболочек, тесное смыкание между клетками, отсутствие перфораций в клеточных стенках.

    Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они представлены лубяными и древесинными волокнами. В корнях механическая ткань сосредоточена в центре органа.

    На какой из фотографий представлен цветок крестоцветных растений?

    Пояснение . на 2. Так как изображен цветок, формула цветка которого соответствует формуле цветка крестоцветных: *Ч4Л4Т4+2П1

    На какой из фотографий представлен цветок бобовых растений?

    Пояснение . на 4. Цветки бобовых похожи на парусные лодочки или мотыльков: два боковых лепестка называют крыльями или веслами, третий, самый крупный,- парусом или флагом, а два нижних, сросшихся вместе,- лодочкой.

    В жизненном цикле томата преобладает

    1) гаплоидная спора

    3) диплоидное растение

    Пояснение . В жизненном цикле томата преобладает спорофит — диплоидное растение.

    Главный признак, по которому растение относят к классу Однодольные, — это

    1) способ опыления

    2) строение зародыша семени

    3) наличие эндосперма

    4) строение плода

    Пояснение . Отдел Покрытосеменные подразделяют на два класса: Двудольные и Однодольные. Представители этих классов растений различаются прежде всего строением семян: зародыш семени двудольных имеет две семядоли, однодольных — одну (отсюда и название).

    Источник

    Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на земле расположение семян

    Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных

    Пояснение . Цветок и плод – ароморфоз покрытосеменных.

    Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле

    Пояснение . Самое большое количество видов растений на планете из отдела покрытосеменных, у них есть цветок, плод и семя, поэтому они занимают господствующее положение.

    Генеративный орган — цветок — имеется у

    Пояснение . Только покрытосеменные имеют цветок.

    Установите последовательность расположения частей в цветке, начиная от центра цветка

    3) лепестки венчика

    Пояснение . Околоцветник защищает главные части цветка, пестик и тычинку, поэтому они находятся внутри.

    К какому способу опыления приспособлен цветок пшеницы?

    Пояснение . Цветок пшеницы имеет тычинки на длинных тычиночных нитях и пестик с мохнатым рыльцем, а также мелкую легкую пыльцу, что характеризует его как ветроопыляемый

    Из чего образуется эндосперм у покрытосеменных?

    Пояснение . Эндосперм образуется при слиянии спермия с центральной крупной клеткой

    Плоды образуются у растений отдела

    Пояснение . Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть цветы, плоды, двойное оплодотворение.

    Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

    Пояснение . Покрытосеменные получили свое название за то, что семена защищены плодом — расположены внутри плода.

    Корни, растущие на луковице тюльпана, называются

    Пояснение . Луковица — это видоизмененный подземный побег, от него отрастают придаточные корни. Главный корень вырастает от корешка зародыша, а боковые от главного (и других типах корней). В зоне проведения корень ветвится, на его поверхности появляются боковые корни.

    Где находится семязачаток у покрытосеменных растений?

    Пояснение . Пестики (состоят из завязи, столбика и рыльца). Внутри завязи находится семязачаток, внутри семязачатка – зародышевый мешок. Зародышевый мешок состоит из семи клеток: яйцеклетки, двух клеток-спутниц, трёх клеток-антиподов и центральной двуядерной клетки (диплоидной), которая находится в центре.

    Для представителей какого отдела растений характерно двойное оплодотворение?

    Пояснение . Двойное оплодотворение у цветковых (покрытосеменных) — два спермия участвуют в оплодотворении

    Покрытосеменные — более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют

    Пояснение . Покрытосеменные — более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют плоды, защищающие семена.

    У растений механическая ткань, в отличие от покровной, выполняет функцию

    Пояснение . Механические ткани обеспечивают прочность органов растений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву. Основными характеристиками строения механических тканей, обеспечивающими их прочность и упругость, являются мощное утолщение и одревеснение их оболочек, тесное смыкание между клетками, отсутствие перфораций в клеточных стенках.

    Механические ткани наиболее развиты в стебле, где они представлены лубяными и древесинными волокнами. В корнях механическая ткань сосредоточена в центре органа.

    На какой из фотографий представлен цветок крестоцветных растений?

    Пояснение . на 2. Так как изображен цветок, формула цветка которого соответствует формуле цветка крестоцветных: *Ч4Л4Т4+2П1

    На какой из фотографий представлен цветок бобовых растений?

    Пояснение . на 4. Цветки бобовых похожи на парусные лодочки или мотыльков: два боковых лепестка называют крыльями или веслами, третий, самый крупный,- парусом или флагом, а два нижних, сросшихся вместе,- лодочкой.

    В жизненном цикле томата преобладает

    1) гаплоидная спора

    3) диплоидное растение

    Пояснение . В жизненном цикле томата преобладает спорофит — диплоидное растение.

    Главный признак, по которому растение относят к классу Однодольные, — это

    1) способ опыления

    2) строение зародыша семени

    3) наличие эндосперма

    4) строение плода

    Пояснение . Отдел Покрытосеменные подразделяют на два класса: Двудольные и Однодольные. Представители этих классов растений различаются прежде всего строением семян: зародыш семени двудольных имеет две семядоли, однодольных — одну (отсюда и название).

    Источник

    Обзор царства растений

    Царство растений делится на 2 подцарства – высших растений и низших растений. Низшие растения – это водоросли, высшие – мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

    Водоросли

    Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом). Бывают одноклеточные водоросли.

    Споровые растения

    Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами (бесполое размножение). Из споры вырастает заросток (гаметофит), он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). Для оплодотворения нужна вода. После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение – спорофит (на нем в спорангиях образуются споры).

    МХИ считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:

    • Корней нет, вместо корней ризоиды.
    • Ткани есть, но они плохо развиты (особенно механические и проводящие), из-за этого все мхи являются небольшими травами.
    • Гаметофит доминирует над спорофитом (является листостебельным растением). Спорофит – коробочка на ножке, растет на гаметофите.
    • Из споры вырастает зеленая нить предросток (протонема), а затем – гаметофит.

    Из белого мха сфагнума постепенно образуются залежи торфа.

    ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ имеют не только стебель и листья, но и корни, и хорошо развитые ткани. Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.

    • У папоротников споры образуются на нижней поверхности листьев.

    Семенные растения

    Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что мужские гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.

    ГОЛОСЕМЕННЫЕ размножаются семенами, не покрытыми оболочкой (голыми). Семена образуются внутри шишек. Жизненные формы голосеменных – в основном деревья, кустарников мало, трав нет.

    ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) в настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли. Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть: цветы, плоды, двойное оплодотворение, сосуды в ксилеме.

    Еще можно почитать

    Задания части 1

    Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
    1) водорослей
    2) моховидных
    3) папоротниковидных
    4) плауновидных

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
    1) в процессе развития происходит чередование поколений
    2) размножаются спорами
    3) имеют листья, стебель и ризоиды
    4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

    Зеленая нить, развивающаяся из споры мха, свидетельствует о
    1) наличии полового размножения у мхов
    2) клеточном строении мхов
    3) появлении у мхов хлорофилла
    4) родстве мхов и водорослей

    ВОДОРОСЛИ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для низших растений характерны следующие признаки

    1) имеют вегетативные и генеративные органы
    2) тело представляет собой таллом, или слоевище
    3) имеют разнообразные ткани
    4) для оплодотворения им требуется капельно-жидкая вода
    5) включают одноклеточные организмы
    6) группа включает водоросли и мхи


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, представитель которого изображен на рисунке?
    1) преобладание в цикле развития спорофита
    2) наличие бесполого и полового размножения
    3) взрослые растения представлены гаметофитом
    4) образование зооспор в благоприятных условиях
    5) образование гамет путем мейоза
    6) наличие тканей

    ВОДОРОСЛИ — ВЫСШИЕ
    Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) хвощевидные
    Б) лишайники
    В) настоящие водоросли
    Г) плауновидные
    Д) моховидные
    Е) багрянки

    ВОДОРОСЛИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли, в отличие от мхов,

    1) одноклеточные и многоклеточные растения
    2) автотрофные организмы
    3) размножаются спорами
    4) не имеют тканей и органов
    5) относятся к низшим растениям
    6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

    ВОДОРОСЛИ — МХИ
    1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные

    А) не имеют тканей
    Б) не имеют органов
    В) имеют коробочки со спорами
    Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
    Д) спорофит развивается на гаметофите
    Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

    2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) из зиготы вырастает спорофит
    Б) отсутствуют ткани и органы
    В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
    Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
    Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
    Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

    ВОДОРОСЛИ — ПАПОРОТНИКИ
    становите соответствие между особенностью развития растения и отделом, для которого она характерна: 1) Зеленые водоросли, 2) Папоротниковидные.

    А) в цикле развития преобладает гаметофит
    Б) взрослое растение представлено гаплоидным поколением
    В) гаметофитом служит заросток
    Г) спорофитом является зигота
    Д) клетки многоклеточного растения диплоидны

    ВОДОРОСЛИ — ЦВЕТКОВЫЕ
    Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Зеленые водоросли, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) в клетках содержатся разнообразные пластиды
    Б) хорошо развиты органы и ткани
    В) в клетках может присутствовать клеточный центр
    Г) образует подвижные гаметы
    Д) зигота делится мейозом
    Е) в жизненном цикле преобладает спорофит


    ВОДОРОСЛИ — ЦВЕТКОВЫЕ РИС
    Установите соответствие между характеристиками и представителями растений, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) организм прикреплен к субстрату
    Б) тело представлено слоевищем
    В) в клетках присутствуют разнообразные пластиды
    Г) характерно семенное размножение
    Д) имеют вегетативные и генеративные органы
    Е) образует зимующую зигоспору

    МХИ
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаки, характерные для мхов

    1) наличие ризоидов
    2) отсутствие проводящих тканей
    3) наличие корня
    4) наличие стебля и листьев
    5) отсутствие спор
    6) наличие цветка и плода

    2. Выберите три верных утверждения из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) Мхи относятся к споровым растениям.
    2) Спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения.
    3) У мхов впервые появляются проводящие ткани.
    4) Оплодотворение у мхов не зависит от воды.
    5) У кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов.
    6) Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях.

    Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи — это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) — ценного удобрения и топлива.
    1) низшее
    2) коробочка
    3) семенное
    4) сорус
    5) споровое
    6) сфагнум
    7) торф
    8) цветковое


    МХИ РИС
    1. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и за пишите цифры, под которыми они указаны.

    1) прикрепляется за счет ризоидов
    2) зеленое растение представлено гаметофитом
    3) имеет стробил на весеннем побеге
    4) размножается спорами
    5) имеет разветвленное корневище


    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны
    1) мелкие чешуйчатые листья
    2) оплодотворение при помощи воды
    3) размножение семенами
    4) образование плодов на верхушке побега
    5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка)
    6) наличие хорошо развитой корневой системы


    3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки
    1) низшие растения
    2) примитивные высшие споровые растения
    3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом
    4) корней нет
    5) тело не разделено на ткани и органы
    6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом

    МХИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ВОДОРОСЛЕЙ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Мохообразные, в отличие от зеленых водорослей,

    1) не требуют воды для размножения
    2) имеют покровную ткань
    3) имеют недифференцированный таллом
    4) имеют доминирующую стадию – гаметофит
    5) образуют коробочку со спорами
    6) имеют специализированные органы полового размножения

    МХИ КАК И ПАПОРОТНИКИ
    Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи

    1) являются высшими споровыми растениями
    2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
    3) являются многолетними растениями
    4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
    5) не нуждаются в воде при размножении и развитии
    6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

    МХИ — ПАПОРОТНИКИ
    1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

    А) листостебельные растения с ризоидами
    Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
    В) наличие большого количества водоносных клеток
    Г) преобладание гаметофита над спорофитом
    Д) наличие травянистых и древесных форм
    Е) наличие заростка в цикле развития

    2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) наличие заростка в жизненном цикле
    Б) отсутствие корней
    В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
    Г) развитие спор в коробочке
    Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
    Е) развитие протонемы из споры

    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) отсутствие корней
    Б) развитая проводящая система
    В) наличие водоносных клеток
    Г) слабо развитая механическая ткань
    Д) преобладание спорофита над гаметофитом
    Е) видоизменённый подземный побег – корневище

    4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) у некоторых имеются водоносные клетки
    Б) спорофит преобладает над гаметофитом
    В) из споры вырастает заросток
    Г) споры развиваются в коробочке
    Д) корни отсутствуют
    Е) имеются сложные листья

    5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные
    А) в цикле развития преобладает гаметофит
    Б) взрослое растение – спорофит
    В) споры образуются в коробочках
    Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
    Д) из споры развивается заросток
    Е) из споры развивается предросток (протонема)

    6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) в цикле развития преобладает гаметофит
    Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
    В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)
    Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
    Д) гаметофит представлен заростком
    Е) спора прорастает в предросток

    7. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) образование коробочки на ножке
    Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
    В) развитие взрослого растения из зиготы
    Г) гаплоидный набор хромосом в соматических клетках взрослого растения
    Д) расположение спорангиев на листьях-вайях

    Е) спорофит питается за счет гаметофита

    ФОРМИРУЕМ 8:
    А) гаметофит представлен листостебельным растением

    Б) имеет развитую проводящую и механическую ткань


    МХИ — ПАПОРОТНИКИ РИС
    Установите соответствие между характеристиками и отделами растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) из прорастающей споры образуется протонема
    Б) гаметофит редуцирован до крошечного заростка
    В) имеют корневище с придаточными корнями
    Г) в жизненном цикле преобладает гаметофит
    Д) споры созревают в спорангиях, собранных в сорусы
    Е) имеют разнообразные жизненные формы

    МХИ — ГОЛОСЕМЕННЫЕ
    1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) образует древесный ярус леса
    Б) наличие стержневой корневой системы
    В) преобладание в цикле развития спорофита
    Г) произрастает в нижнем ярусе леса
    Д) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
    Е) прикрепляется к почве ризоидами

    2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) формирование эндосперма
    Б) преобладание гаметофита над спорофитом
    В) образование предростка (протонемы)
    Г) участие воды при оплодотворении
    Д) созревание пыльцы на спорофите

    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) размножение не связано с водой
    Б) размножаются с помощью спор
    В) наличие ризоидов
    Г) гаметофит доминирует над спорофитом
    Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
    Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

    МХИ В ОТЛИЧ. ОТ ЦВЕТКОВЫХ
    Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

    1) образуют половые клетки
    2) не имеют тканей
    3) имеют ризоиды
    4) являются фототрофами
    5) размножаются спорами
    6) не имеют цветка

    МХИ — ЦВЕТКОВЫЕ
    1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) взрослая форма представлена спорофитом
    Б) в цикле развития преобладает гаметофит
    В) корни отсутствуют
    Г) растения имеют цветок и плод
    Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
    Е) споры развиваются в коробочке

    ПАПОРОТНИКИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников, в отличие от мхов, характерно.

    1) наличие заростка
    2) образование ризоидов у спорофита
    3) созревание спор в спороносных колосках
    4) наличие корней
    5) размножение спорами
    6) преобладание в жизненном цикле спорофита

    ПАПОРОТНИКИ — ГОЛОСЕМЕННЫЕ
    1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) формирование эндосперма
    Б) образование зеленого заростка
    В) слияние неподвижных гамет
    Г) развитие пыльцевой трубки
    Д) размножение и расселение спорами

    2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
    Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.
    В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
    Г) Жизненная форма — кустарник или дерево.
    Д) Придаточные корни развиваются от корневища.
    Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) наличие заростка в цикле развития
    Б) размножение спорами
    В) наличие семязачатков
    Г) наличие сперматозоидов
    Д) развитие главного корня
    Е) наличие древовидных и травянистых форм

    4. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Папоротники, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) для размножения необходима вода
    Б) наличие заростка в жизненном цикле
    В) образование эндосперма
    Г) формирование пыльцевых зерен
    Д) расположение сорусов на вайях
    Е) образуют мужские и женские споры

    ПАПОРОТНИКИ — ЦВЕТКОВЫЕ
    1. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) размножение спорами
    Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
    В) опыление ветром и насекомыми
    Г) двойное оплодотворение
    Д) образование семян внутри плода
    Е) образование спор на нижней поверхности листьев

    2. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) развитие заростка
    Б) редукция гаметофита до нескольких клеток
    В) расселение спорами
    Г) оплодотворение при наличии воды
    Д) осуществление опыления и оплодотворения
    Е) развитие зародышевого мешка в семязачатке

    ХВОЩИ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для хвощей характерны следующие признаки:

    1) длинные и широкие перистые листья (вайи)
    2) два типа надземных побегов: ветвящиеся вегетативные зеленого цвета, с чешуевидными листьями (летние побеги), и неветвящиеся, лишенные хлорофилла (весенние побеги)
    3) на верхушках весенних побегов развиваются спороносные колоски
    4) споры снабжены гигроскопическими лентами (элатерами)
    5) укороченный надземный стебель, который является продолжением подземного побега – корневища
    6) летом на нижней стороне листа образуются сорусы (группы спорангиев), в которых путем мейоза образуются и созревают гаплоидные споры


    Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) имеет чешуйчатые листья
    2) боковые ветки корневища превращаются в клубни
    3) имеет стробил на весеннем побеге
    4) накапливает в клетках NaCl
    5) семена образуются в стробилах

    ХВОЩИ — ПАПОРОТНИКИ
    Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: 1) Хвощевидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) наличие двух видов побегов: весеннего и летнего
    Б) расположение листьев мутовками на прямостоячем стебле
    В) развитие спорангиев на нижней стороне листьев
    Г) распространение на почвах с повышенной кислотностью
    Д) развитие спор в спороносных колосках
    Е) наличие перистых листьев – вай

    ПЛАУНЫ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки свойственны растению рода Плаун?

    1) преобладание в жизненном цикле стадии гаметофита
    2) развитие ползучих побегов
    3) формирование спор в спороносных колосках
    4) обилие древовидных форм
    5) развитие гамет внутри заростка
    6) опыление ветром

    СПОРОВЫЕ
    Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания споровых растений. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) В жизненном цикле мхов доминирует протонема.
    2) Гаметофитом папоротника является заросток.
    3) У кукушкина льна антеридии образуются в спорангиях.
    4) Споры плаунов развиваются в стробилах.
    5) Оплодотворение у папоротников происходит на гаметофите.

    СПОРОВЫЕ — СЕМЕННЫЕ
    Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) развиваются из зародыша
    Б) являются более древними по историческому происхождению
    В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
    Г) оплодотворяются при наличии воды
    Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

    Установите соответствие между растениями и способами их размножения: 1) семенами, 2) спорами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) можжевельник
    Б) лиственница
    В) пырей
    Г) сальвиния
    Д) плаун булавовидный
    Е) сфагнум

    СЕМЕННЫЕ
    Выберите три варианта. Семенами размножаются

    1) капуста белокочанная
    2) клевер ползучий
    3) плаун булавовидный
    4) олений мох
    5) хвощ полевой
    6) лук репчатый


    ГОЛОСЕМЕННЫЕ РИС
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?

    1) в цикле развития преобладает спорофит
    2) гаметофит представлен заростком
    3) имеет видоизмененные листья
    4) семена не защищены околоплодником
    5) образует плоды
    6) опыление осуществляется насекомыми


    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны


    3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки свойственны отделу растений, имеющих изображённый на рисунке орган?

    ГОЛОСЕМЕННЫЕ В ОТЛ. ОТ ПАПОРОТНИКОВ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Голосеменные растения, в отличие от папоротникообразных,

    1) образуют семена
    2) нуждаются в воде для оплодотворения
    3) представлены в основном древесными формами
    4) образуют пыльцу
    5) имеют доминирующую стадию жизненного цикла – спорофит
    6) имеют проводящую систему и корни

    ГОЛОСЕМЕННЫЕ — ЦВЕТКОВЫЕ
    1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные

    А) участвуют два спермия
    Б) участвует один спермий
    В) образуется триплоидный эндосперм
    Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
    Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

    2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) жизненная форма – в основном деревья
    Б) жизненная форма – травы, кустарники, деревья
    В) имеются специальные органы для вегетативного размножения
    Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения
    Д) ксилема представлена сосудами
    Е) ксилема представлена трахеидами

    3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) представлены всеми жизненными формами
    Б) опыляются только ветром
    В) имеют разнообразные соцветия
    Г) наличие семян в шишках
    Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
    Е) не имеют плодов

    ЦВЕТКОВЫЕ
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе размножения и развития покрытосеменных растений происходит

    1) формирование пыльцы
    2) образование семязачатка в завязи пестика
    3) формирование заростка с ризоидами
    4) двойное оплодотворение
    5) формирование гаплоидного эндосперма
    6) расселение с помощью спор

    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки покрытосеменных растений.
    1) Оплодотворение происходит с участием воды.
    2) Спорофит представлен спорангием со спорами.
    3) Гаметофит представлен пылинкой или зародышевым мешком.
    4) Характерно двойное оплодотворение.
    5) Семена располагаются открыто на чешуях побегов.
    6) Встречаются все жизненные формы.


    ЦВЕТКОВЫЕ РИС
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, к которому относится растение, изображенное на рисунке?

    1) двойное оплодотворение
    2) преобладание в цикле развития спорофита
    3) редукция гаметофита
    4) стебель соломина
    5) соцветие сложный колос
    6) вставочный рост


    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, представитель которого изображён на рисунке?
    1) образуют семена
    2) нуждаются в воде для оплодотворения
    3) имеют только придаточные корни
    4) доминирующая стадия – спорофит
    5) подавляющее большинство форм – древесные растения
    6) мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном

    ЦВЕТКОВЫЕ В ОТЛИЧ. ОТ ГОЛОСЕМЕННЫХ
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:

    1) Способны образовывать обширные леса
    2) Характеризуются многообразием жизненных форм
    3) Размножаются семенами
    4) Опыляются насекомыми и птицами
    5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы
    6) Образуют сочные и сухие плоды

    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
    1) являются многолетними растениями
    2) содержат хлоропласты с хлорофиллом
    3) имеют цветки и соцветия
    4) образуют плоды с семенами
    5) представлены тремя жизненными формами
    6) размножаются семенами

    3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
    1) расположение семян внутри плодов
    2) наличие в клетках хлоропластов
    3) симбиоз с бактериями и грибами
    4) наличие цветка
    5) двойное оплодотворение
    6) размножение семенами

    4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, заняли господствующее положение на Земле в связи с тем, что у них
    1) появился орган размножения – цветок
    2) размножение зависит от наличия в окружающей среде воды
    3) размножение осуществляется семенами
    4) разнообразные жизненные формы
    5) возможно опыление насекомыми
    6) появились разнообразные ткани


    Проанализируйте таблицу «Отделы растений». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из представленного списка.

    1) заросток
    2) овёс
    3) фасоль
    4) мохообразные
    5) коробочка (спорогон)
    6) двойное оплодотворение
    7) водоросль
    8) хвощ полевой


    Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

    А) содержит вегетативную клетку (ядро)
    Б) имеет микроскопические размеры, в клетках происходит фотосинтез
    В) содержит два спермия
    Г) развивается из протонемы (предростка)
    Д) является результатом трёхкратного деления макроспоры митозом
    Е) образуется в пыльниках

    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
    1) кукушкин лён
    2) щитовник мужской
    3) плаун булавовидный
    4) хвощ полевой
    5) сфагнум
    6) ламинарию

    Источник

Читайте также:  Цветы для посева на балконе